Женщины умирали от разрыва мочевого пузыря
При каждом королевском дворе существовал свод правил, который регулировал поведение и отношения между королевским домом и подданными. За порядком их соблюдения даже следил специальный человек – церемониймейстер. Однако нередко монаршие особы настолько увлекались процедурами и формальностями, что доводили требования этикета до абсурда. Чаще всего кара за их нарушение ждала придворных, но иногда и сами правители становились жертвами этих норм.
>> Умный дом и другие забытые советские изобретения
Король Филипп III
Строгостью отличался придворный этикет в Испании. Например, к испанской королеве не мог прикоснуться ни один мужчина, кроме короля. Нарушение каралось смертью. Но доставалось и мужчинам. При короле Филиппе III соблюдение обрядов и церемоний было доведено до абсурда.
>> Как фрики стали классиками литературы
Широко распространен исторический анекдот, связанный с трепетным отношением Филиппа к этикету. 22 ноября 1604 года монарх отдыхал у камина, но в нем довольно сильно разгорелось пламя. Однако король не позволил никому из присутствующих в зале затворить заслонку или же отодвинуть кресло Филиппа подальше от огня. Этим, согласно правилам, должен был заниматься специальный дворянин, который в тот момент отсутствовал. Пока бедолагу искали по всему дворцу, чтобы он помог государю, Филипп покорно терпел жар пламени, но не двигался с места, считая это ниже своего достоинства. Результатом стал сильный ожог лица, но король выжил и продолжил царствовать.
Мария-Луиза Орлеанская
Другим примером жестких рамок, регулирующих поведение при испанском дворе, стала история королевы Марии-Луизы, супруги Карла II. Существует легенда, что для одной из конных прогулок королева выбрала себе самую строптивую лошадь. Неожиданно она встала на дыбы и понесла. Мария-Луиза вывалилась из седла, но ее нога запуталась в стременах, и взбешенная лошадь потащила монаршую особу за собой. Все стояли оцепенев и не решаясь помочь королеве, потому что этикет под страхом смерти запрещал дотрагиваться до жены короля. Король в бешенстве и бессилии наблюдал за развернувшейся трагедией с балкона.
Наконец несколько человек, презрев этикет все же решили остановить скакуна, который мог убить Марию-Луизу. Они извлекли ногу королевы из ловушки и, не дожидаясь благодарности или казни, поспешили скрыться. Говорят, им даже пришлось бежать за границу, чтобы избежать наказания. Ведь кроме короля к его жене могли прикасаться лишь придворные дамы. А королеве, если она вдруг оступится и упадет, приходилось лежать и ждать, пока подоспеют фрейлины и помогут ей подняться.
Тихо Браге
Тихо Браге был датским астрономом, алхимиком и астрологом эпохи Возрождения. Он был первым европейским ученым, который стал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения. На основе его трудов Кеплер вывел законы движения планет и потом в своих трудах подчеркивал, что многим обязан Тихо. В 1601 году они начали совместную работу над новыми астрономическими таблицами, но Браге неожиданно заболел и всего через 11 дней умер. До сих пор ведутся споры вокруг его смерти, есть даже версия, что это Кеплер его отравил. Однако существует и легенда, что знаменитый астроном стал жертвой следования этикету.
Во время обеда при королевском дворе ученому срочно понадобилось выйти, но по правилам он не мог встать из-за стола, за которым сидел сам король. Такого рода «фокусы» и неуважение к монарху могли навлечь беду. Поэтому Браге сидел и терпел, хотя ему, уже больному человеку, делать это было крайне нежелательно. Говорили, что астроном умер от разрыва мочевого пузыря. Однако позднее было установлено, что причина его смерти куда сложнее, однако было вызвано обострением все той же инфекции. Император Рудольф II приказал похоронить ученого с рыцарскими почестями в пражском Тынском соборе.
Юлань
На Востоке к церемониям и обычаям относятся еще более трепетно, чем в Европе. Китайский император династии Цин Гуансюй всю жизнь находился под влиянием своей жестокой и властной тетки Цыси, которая практически узурпировала власть.
В 1898 году она свергла императора при помощи военного генерала и назначила наследником племянника Гуансюя – Пу И. В 1908 году двухлетний мальчик стал императором. Согласно требованиям этикета, с этого момента ребенок практически не мог видеть своих родителей, а воспитывать его должны были чужие люди. Мать мальчика Юлань, дочь манчжурского генерала Жунлу, не могла ни то что прикоснуться к сыну, но и даже увидеться с ним.
Она очень страдала от этого, и однажды нервы Юлань не выдержали. То ли из-за долгой и мучительной разлуки с сыном, то ли из-за того, что ее в очередной раз унизила и прилюдно отчитала вдовствующая супруга Гуансюя за проступок Пу И, Юлань прямо в церемониальном зале приняла смертельную дозу опиума.
Сунанда Кумариратана
19-летняя Сунанда была супругой короля Сиама Рамы V. Она погибла вместе со своей новорожденной дочкой по случайности. Они катались по реке, когда лодка повернула к королевскому дворцу и неожиданно перевернулась. Королева с дочерью стали тонуть, однако никто из многочисленных свидетелей не мог им помочь. Подданные благоговели перед королевой и не могли прикасаться к ней по правилам этикета.
Даже видя, как гибнут невинные, никто из свиты не хотел лишиться жизни. Король, потерявший жену и ребенка, сильно горевал и приказал воздвигнуть в память о них мемориал в одном из дворцов. В тот же 1880 год, когда погибла Сунанда, правило о «касании» королевской особы было упразднено.
Источник
Фото: timag82.livejournal.com
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
23 февраля 1944 года стало одним из самых трагичных дней в истории чеченцев и ингушей. Почти полмиллиона человек выгнали из своих домов и в вагонах для перевозки скота депортировали в Казахстан. В пути от голода и обморожения погибли полторы тысячи человек. Их тела выбрасывали из вагонов и оставляли в снегу. «Газета.Ru» пообщалась со свидетелями тех событий и их семьями.
21 февраля 1944 года Лаврентий Берия, находясь в Грозном, издал приказ о депортации чеченцев и ингушей. Через два дня началась известная операция по переселению жителей Чечено-Ингушской АССР – «Чечевица». За три месяца до начала выселения в высокогорных селениях республик уже находились войска НКВД. Многие солдаты жили в домах у местных жителей.
«Людям говорили, что намечается Прикарпатская операция и бои там будут идти в горно-лесистой местности. Чтобы эффективно сражаться, солдаты тренируются на территории Чечни и Ингушетии, где районы похожи на места, в которых будут вестись бои», – рассказывает «Газете.Ru» доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент академии наук Чеченской Республики Муса Ибрагимов.
До начала депортации в Чечне и Ингушетии находились более 100 тысяч солдат НКВД с боевой техникой, самолетами и автотранспортом. Вместе с ними были и 19 тысяч работников спецподразделений НКГБ.
Несмотря на то что говорить о скором выселении населения солдатам запретили, те из них, кто жил в домах у чеченцев и ингушей, пытались разными способами донести до них, что их ждет.
«Один из жителей Шатоевского района вспоминал, что перед выселением был базарный день, и на рынок он пошел продавать бычка. Вернувшись домой, так и не продав животное, он увидел недовольное лицо пожилого солдата, который жил у него дома. Зная о предстоящем выселении, военнослужащий понимал, что теперь у горца не будет на руках достаточно денег, а бычка придется оставить. Бывали случаи, когда военные все же проговаривались, выпивая с местными. За это их жестоко наказывали», – рассказывает Муса Ибрагимов.
Разлука с землей предков ценой в тысячи жизней
Рано утром 23 февраля 1944 года оперативные работники начали вызывать мужчин на собрания в местные клубы и площади, посвященные якобы дню Красной армии. Там им объявили о том, что их выселяют. Некоторых из числа собранных отправили домой оповестить родственников, а остальных доставили к местам погрузки в эшелоны. Во многих случаях солдаты сами приходили за женщинами, стариками и детьми.
«Я очень хорошо помню те ужасные дни. Рано утром к нам постучались, и в дом вошли около восьми солдат. Строгим голосом они приказали нам быстро собраться и сообщили, что нас депортируют. В это время шокированная мать вскочила и натянула на себя кожаную куртку отца.
Один из конвоиров отобрал куртку у матери – мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны»,- вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова.
timag82.livejournal.com
Айшет Даурбекова. Черная среда. 1994
С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Согласно докладу НКВД, на 9 июля 1944 года переселили свыше 469 тысяч жителей Чечни и Ингушетии. Также, по официальным данным, в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы.
«В пути солдаты действовали строго по приказу. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути», – рассказывает «Газете.Ru» Муса Ибрагимов.
Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все.
Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.
«У нас больше ничего не было, кроме муки. Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей», – вспоминает события 72-летней давности Совдат Н.
В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать.
«Последние слова, сказанные мне матерью в этом поезде смерти, были: «Совдат, бедная моя, что же ты будешь делать в этой жизни одна? Как больно, что ты осиротела», – рассказывает 90-летняя женщина.
Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было.
Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря. А всех умирающих выбрасывали из вагонов.
«Перевозить тела погибших не разрешалось. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близких – это тяжкое воспоминание на всю жизнь», – говорит историк Муса Ибрагимов.
Семья нашего эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути.
«Мать до конца жизни страдала, не помнила, почему он умер: от холода или она его во время сна могла как-то придушить телом. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал:
«Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним». И так они везли труп моего брата две недели», – рассказывает профессор Ибрагимов.
Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.
За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты.
«Он пытался объяснить конвоирам, что его дочь в больнице и ему нужно пойти за ней. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.
Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца», – рассказывает «Газете.Ru» историю своей бабушки Асет Окуева.
timag82.livejournal.com
Айшет Даурбекова. Каратели
По прибытии в Казахстан 12-летняя Таус попала в детский дом Караганды. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.
Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.
«Я шесть раз пыталась сбежать из детдома. А в это время отец считал меня уже давно погибшей.
Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана (по религиозному обычаю, при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. – «Газета.Ru»). Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих – в знак благодарности, что не бросил меня там», – рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус.
На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.
«Я даже не ожидала, что услышу положительный ответ. Чувства переполняли меня в этот момент. Один из тех чеченцев сказал, что отведет меня к тете, и мы пошли. Всю дорогу я представляла себе радостное лицо тети, отца и долгожданную встречу с мамой. И вот мы дошли . Сначала она не поверила, что я – это я, переубедить ее смог шрам от ожога на моей левой ноге, полученный еще в далеком детстве.
Когда отцу сообщили, что нашлась его дочь, он не поверил и сказал, что мертвые с того света не возвращаются.
Когда мы встретились, я впервые в жизни увидела на его лице слезы. И только тогда я узнала, что человек, мыслями о котором я жила все эти годы, – моя мама – умерла», – рассказывала Таус спустя много лет своей внучке Асет Окуевой.
Спустя годы Таус вышла замуж и родила семерых детей. Скончалась она в 2012 году и оставила после себя 11 внуков,11 внучек и 14 правнуков.
Хайбах – аул, которого нет
Депортировать людей, проживавших в горных районах, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были разбросаны по обширной территории, и доставить жителей в пункты сбора, а далее к эшелонам не представлялось возможным. Приказ от высшего руководства был однозначным – не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек.
«Вывести больных, стариков, детей не было возможности. И было принято решение их уничтожить.
Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей.
Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь», – излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов.
Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных. Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Еще один из свидетелей – бывший нарком юстиции Чечено-Ингушской АССР Зиявди Мальсагов.
«Когда Мальсагов начал просить Гвишиани остановить убийство людей, ему якобы ответили:
«Эти люди нетранспортабельны, и их нужно уничтожить. Это приказ Серова и Берии», – отмечает историк.
В 1956 году Мальсагов написал о зверствах в высокогорном Хайбахе первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе – «историческая фальшивка».
«Полковник Гвишиани и другие участники тех событий награждены орденами Александра Невского и другими боевыми орденами. После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет», – уточняет профессор Муса Ибрагимов.
Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность.
«Чеченский боец НКВД категорически отказался. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: «Дальше высылать некуда», и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было», – рассказал «Газете.Ru» председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.
В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью.
Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман.
Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.
Искать их долго ему не пришлось – его родственники Цинцаевы были первыми, у кого он остановился на ночлег.
«Когда гостю накрывали на стол, он внимательно посмотрел на жену своего родственника, которая показалась ему очень знакомой. Позже, вернувшись к своим и разбирая привезенные вещи, он наткнулся на фотографии с атагинскими девушками. Его осенило: на одной из них была изображена та самая девушка – Чехардиг», – рассказал «Газете.Ru» сын девушки с фотографии Хаваж Цинцаев.
Возвратившись из выселения на родину, одну из этих двух фотографий Сайд-Эми передал Цинцаевым.
Нет времени объяснять, выселяй!
По словам доктора исторических наук Мусы Ибрагимова, есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.
«Известный политолог Абдурахман Авторханов писал: как чеченцы могли сотрудничать с немцами, если на территорию Чечено-Ингушетии, не включая участок Малгобека, не ступала нога немцев?» – говорит Ибрагимов.
По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.
«На мой взгляд, основной и главной причиной депортация являлась сама политическая система Советского Союза и ее тоталитарный характер. Эти репрессии были неотъемлемой частью существования страны. Начиная с 20-х годов XX столетия эта политика была составной частью национальной политики Советского государства.
А поводом для выселения могли взять бандитизм на территории ЧИАССР. Хотя к марту 1943 года НКВД напишут, что почти все бандитские группы были ликвидированы», – рассказал «Газете.Ru» историк Муса Ибрагимов.
Еще одной причиной выселения могла стать потребность Казахстана в рабочих, куда во время войны призывались граждане для работы на металлургических комбинатах.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов».
Репрессированными признавали народы, подвергшиеся на государственном уровне клевете и геноциду, что сопровождалось их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
По мнению экспертов, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь – немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары – лишились при этом и своих национальных автономий.
Автор: Сайхан Цинцаев
Источник: gazeta.ru
4 Распечатать
Источник