В каком возрасте ребенок начинает контролировать мочеиспускание

Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.
Важные факторы
Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:
- Насколько развит мозг ребенка (его кора).
- Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
- Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.
Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.
Раннее приучение или выработка рефлекса?
По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».
Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.
Рефлекс выглядит как «слова родителей – наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.
Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».
Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.
В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?
Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Доктор не отрицает, что некоторые удачи в контроле мочеиспусканий возможны и намного раньше, однако большинству родителей стоит ожидать стойких успехов в «общении» с горшком не раньше двухлетнего возраста.
Нормы, установленные специалистами
В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:
- Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
- Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
- Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.
На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.
О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:
- Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
- У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
- Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
- Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
- Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
- Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
- Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
- Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.
Как приучать: основные принципы
Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.
Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.
Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.
Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.
Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.
Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.
Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.
Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.
Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.
Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.
Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.
Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.
Источник
Недержание мочи является совершенно естественным для детей до полутора-двух лет, ведь только к этому возрасту ребенок начинает контролировать мочеиспускание. Если энурез проявляется у малыша и после трех лет, рекомендуется проконсультироваться у детского уролога: недержание мочи может быть симптомом разнообразных заболеваний. Ночной энурез наблюдается у 20% детей в возрасте до 5 лет. Чем старше ребенок — тем лучше он контролирует состояние своего мочевого пузыря: в 10 лет энурез отмечается у 5% детей, в 12–14 — у 3%. Мальчики подвержены ночному энурезу в полтора-два раза больше, чем девочки.
Когда энурез становится поводом для консультации с врачом?
Контролировать мочеиспускание дети начинают в среднем с полутора лет. Помимо генетических факторов, на формирование этого навыка оказывают влияние особенности нейромышечной системы, степень умственного развития. Из-за популярности одноразовых подгузников специалисты все чаще говорят о «памперсном энурезе». Считается, что зрелый тип мочеиспускания окончательно формируется к 4 годам. Однако, чаще всего энурез является проявлением синдрома нарушенного мочеиспускания и требует ранней диагностики и лечения. Если есть сопутствующие жалобы — учащенное мочеиспускание (более 8 раз в день), малые порции при мочеиспускании, императивные позывы (непреодолимое желание помочится) — необходимо обследование и лечение.
Могут ли стрессы стать причиной энуреза?
Эмоциональные расстройства, стрессы и проблемы с поведением способствуют возникновению и усилению энуреза. У детей недержание мочи может быть вызвано появлением нового ребенка в семье (таким образом малыш хочет привлечь к себе внимание родителей), проблемами в семье (сложные отношения между родителями или их развод), конфликтами со сверстниками и т.д. Ребенок, страдающий энурезом, испытывает неловкость и чувство вины, что также создает неблагоприятный эмоциональный фон.
Может ли энурез передаваться по наследству?
Учеными доказано, что недержание мочи может носить наследственный характер.
Каковы методы борьбы с энурезом?
Своевременное приучение к горшку снизит вероятность возникновения энуреза. Перед сном ребенку не рекомендуется давать много жидкости или фруктов; можно осторожно будить ребенка ночью, чтобы он мог опорожнить мочевой пузырь. При жалобах на недержание мочи в первую очередь необходимо обследование у детского уролога, чтобы врач выявил причину заболевания и назначил лечение. С детским недержанием мочи можно бороться также психотерапевтическими средствами (в том числе с помощью различных видов гипноза).
Можно ли ругать ребенка за мокрые простыни?
Если ругать намочившего постель ребенка, это вызовет еще больший стресс. Лучше утешить его спокойным тоном, стараясь не обидеть, объяснить, почему так делать не нужно.
Ребенок начал мочиться в детском саду, что это может значить?
Эксперт Александр Кузнецов, детский психолог, врач
Если уролог не выявил никакой патологии, то, скорее всего, это проявление пережитого ребенком стресса – психологической травмы той или иной степени тяжести: неадекватного поведения воспитателя, разлуки с мамой, прессинга со стороны сверстников и так далее. Самое лучшее в этой ситуации – забрать ребенка из детского сада и сменить обстановку, например, уехать к бабушке на недельку погостить.
В каком возрасте нужно обследовать ребенка?
Как правило, родители обращают внимание на учащенное мочеиспускание, когда ребенку исполняется 10-12 месяцев: в это время обычно начинают приучать к горшкуи обращают более пристальное внимание на то, как часто мочится ребенок. Уточняется этот симптом при помощи ритма спонтанных мочеиспусканий (РСМ) – регистрации точного времени и объема каждой порции мочи. При этом не надо привлекать внимания ребенка и принуждать его к мочеиспусканию. Для более точной интерпретации данных РСМ необходимо регистрировать их в течение минимум двух-трех суток. Если по каким-либо причинам в домашних условиях точная регистрация невозможна, ее проводят в стационаре.
До 6 лет нормальный объем порции мочи определяется по формуле 30+(30хn), где n – это возраст ребенка в годах. С 6-9 лет – 150-200 мл, 10-12 лет – 200-300 мл, 13-14 лет – 300-400 мл. Количество мочеиспусканий для ребенка одного года – 10-12 раз в сутки, 3-5 лет – 7-9 раз в сутки, старше 6 лет – 5-8 раз в сутки.
При подтверждении у ребенка учащенного мочеиспускания, выявленного с помощью РСМ и выходящего за рамки нормативных показателей, обследование проводится, начиная с одного года ребенка.
Когда ребенок должен перестать писаться днем?
В период от двух до четырех лет у детей происходит окончательное формирование зрелого типа мочеиспускания, и к этому возрасту ребенок должен полностью перестать писаться днем. Для зрелого типа мочеиспускания характерны несколько показателей: соответствие объема мочевого пузыря возрастным нормам, способность полностью удерживать мочу днем и ночью (когда ребенок просыпается из-за позыва к мочеиспусканию), умение при необходимости прерывать мочеиспускание и, наоборот, мочиться без предварительного позыва. Еще одной характерной особенностью для детей со сформированным типом мочеиспускания является стремление к уединению для мочеиспускания и дефекации.
Если же «аварии» регулярно повторяются и после трех-четырех лет, то, скорее всего, это либо следствие несформировавшегося контроля над функцией мочеиспускания, либо проявление незрелости нервной системы, либо результат инфекции мочевыводящих путей, либо признак гиперактивного мочевого пузыря. Гиперактивный мочевой пузырь – весьма частое заболевание (не только детей, но и взрослых), которое характеризуется несколькими признаками: аномальной чувствительностью мочевого пузыря (и, как следствие, непроизвольными мочеиспусканиями), учащенностью мочеиспусканий, ночными прерываниями сна из-за позывов к мочеиспусканию.
В этих случаях необходимо проконсультироваться у детского уролога и невролога.
Когда начинать учить ребенка контролировать мочеиспускание?
Необходимо своевременно начать приучать ребенка к горшку и не затягивать период ношения подгузников. Оптимальный возраст, в котором нужно начинать приучение к горшку – 10-12 месяцев. По мнению педиатров, методика раннего высаживания никак не влияет на более раннее формирование зрелого типа мочеиспускания и вряд ли можетспособствовать тому, что ребенок раньше перестанет писаться.
Источник
Вы на канале многодетной мамы. Меня зовут Наталья, и здесь я делюсь своим опытом материнства и женского развития, а иногда просто мыслями.
Хотела я тут написать статьи о том, почему наша дочь обходится без горшка и подгузников в свои неполные два с половиной года… Мне казалось, что факт о том, что ребёнка можно (и нужно) растить без подгузников уже ни для кого не секрет…
Но тут я наткнулась на утверждение, что оказывается “сознательный контроль мочеиспускания развивается у детей только годам к двум“. Виртуозно этой техникой деть овладевает к трём (!) годам. И все это, якобы связано с созреванием соответствующих отделов мозга.
Это наша младшая дочь. Ей почти 2,5 года и она успешно обходится без подгузников
Так вот, дорогие мамы, спешу вас разочаровать – контроль мочеиспускания у ребёнка напрямую связан с активностью использования подгузников.
Если вы с рождения не используете памперсы, то уже на второй неделе вы заметите, что ребёнок какое-то время сигналит и терпит.
Ну а если подгузники ваши лучшие друзья, то и в три года не факт, что ребёнок научится управлять сфинктерами.
Как же все это работает
На самом деле ребёнок с рождения подаёт сигналы о том, что хочет в туалет. У разных деток это выражается по-разному: кто-то начинает ехать, кто-то кряхтит, кто-то плачет. Но все дети сигналит перед тем как сходить под себя.
Они все прекрасно чувствуют и даже осознают на своём уровне.
А вот, что будет дальше, зависит от взрослых. Если поддерживать ребёнка, учиться различать его сигналы, реагировать на них своевременно, сонастраиваться с малышом, то и ребёнок постепенно учится подавать все более понятные сигналы и даже терпеть.
Наша дочь с трех месяцев прекрасно могла потерпеть до дома с туалетом.
И это не единичный пример. Знаю множество мам, которые вырастили не одного ребёнка без подгузников и все чудесно сообщали о потребностях и терпели, когда того требовала ситуация.
Дочери тут 3 месяца, примерно с этого возраста с прогулок она стабильно возвращается сухая
Если же на ребёнка надевают подгузник, надобность управлять своим телом отпадает
Это происходит не одномоментно. Сначала ребёнок продолжает сигналить. Но постепенно делает это все меньше. И у него действительно атрофируются нейронные связи, отвечающие за контроль сфинктеров.
Без подгузника у ребёнка укрепляется причинно-следственная связь: дискомфорт – скоро будет мокро. А с подгузников такая связь не формируется. Скорее наоборот формируется связь: дискомфорт – надо расслабиться и все будет ок.
Как итог – ребёнку в 2 года действительно тяжело даётся сознательный контроль мочеиспускания. И да в таком случае вероятность промахов до 3-5 лет – это, увы, норма.
Ребёнку приходится заново выстраивать нейронные связи, заново учиться чувствовать свое тело, его позывы и заново учиться контролировать себя.
Да, подгузники – это удобно
Удобно для родителя, но не для ребёнка.
И в целом, конечно, я призываю отказаться от подгузников как можно раньше. А лучше и вовсе их не использовать без крайней на то необходимости.
Я не фанат крайностей и понимаю, что случаи бывают разные, но дома и на прогулку точно можно обходиться без подгузников.
А ещё я понимаю, что у многих есть страх мокрых луж, полов, ковров, мебели, одежды и т.п.
Я прекрасно вижу, что весь маркетинг вокруг подгузников выстроен так, что с ранних лет в голову девочкам вкладывается, что подгузник – это норма, что без него жизнь ужасна, неудобна, что подгузник – это благо и великое изобретение человечества. Нас убеждают, что от них только польза и никакого вреда.
Но я вам очень рекомендую просто купить пачку взрослых подгузников и использовать их хотя бы недельку. Вот также, как используете в отношении детей. Мне, кажется, такой эксперимент принесет много открытий.
Спасибо за внимание и ваши пальцы вверх ????????
Ещё интересные статьи:
Почему стоит отказаться от одноразовых подгузников
Ребёнок пошёл в сад и заболел
Ключквые ошибки в воспитании детей
Подписаться на канал
Источник