Урология мочеиспускание у детей

Недержание мочи у детей – расстройство произвольного мочеиспускания, неспособность ребенка контролировать акт мочеиспускания. Недержание мочи у детей характеризуется невозможностью накапливать и удерживать мочу, что сопровождается непроизвольным мочеиспусканием во время сна или бодрствования. Для выяснения причин детям проводится урологическое (УЗИ мочевой системы, цистоскопия, рентгенография почек и мочевого пузыря, электромиография, урофлоуметрия) и неврологическое (ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ) обследование. Лечение недержания мочи проводится с учетом причин и может включать медикаментозную терапию, физиотерапию, психотерапию и др.
Общие сведения
Недержание мочи у детей – стойко повторяющееся непроизвольное (неосознанное) мочеиспускание в дневное или ночное время. Недержанием мочи страдает от 8 до 12% детей, при этом наиболее частой формой патологии в детском возрасте является энурез. Полиэтиологичная природа недержания мочи у детей делает данную проблему актуальной для ряда педиатрических дисциплин: детской неврологии, детской урологии, детской психиатрии.
У детей в возрасте до 1,5-2 лет недержание мочи считается физиологическим явлением, связанным с незрелостью соматовегетативных регуляторных механизмов. В норме навыки задержки мочеиспускания при наполнении мочевого пузыря формируются у ребенка к 3-4 годам. Однако, если к этому периоду навыки контроля мочеиспускания не установились, следует искать причины, обусловливающие недержание мочи у ребенка. Недержание мочи у детей представляет социальную и гигиеническую проблему, нередко приводит к развитию психопатологических расстройств, требующих длительного лечения.
Недержание мочи у детей
Причины недержания мочи у ребенка
Недержание мочи у детей может быть обусловлено нарушением нервной регуляции функции тазовых органов вследствие органических поражений головного и спинного мозга: травм (черепно-мозговых, позвоночно-спинномозговых), опухолей, инфекций (арахноидита, миелита и др.), ДЦП. Часто недержанием мочи страдают дети, имеющие различные психические заболевания (олигофрению, аутизм, шизофрению, эпилепсию).
Недержание мочи может быть обусловлено анатомическими нарушениями развития мочеполовой системы ребенка. Так, органическую основу недержания мочи может представлять незаращение урахуса, эктопия устья мочеточников, экстрофия мочевого пузыря, гипоспадия, эписпадия, инфравезикулярная обструкция и др.
В некоторых случаях недержание мочи у детей возникает на фоне синдрома ночных апноэ, эндокринных заболеваний (сахарного диабета, несахарного диабета, гипотиреоза, гипертиреоза), приема лекарственных препаратов (антиконвульсантов и транквилизаторов).
Собственно энурез у детей является мультифакториальной проблемой. Энурез может иметь наследственную природу: доказано, что если оба родителя в детстве страдали недержанием мочи, вероятность энуреза у ребенка составляет 77%, если же расстройством мочеиспускания страдал только один из родителей – 44%.
Наиболее часто развитие недержания мочи у детей (энуреза) связывается с задержкой созревания нервной системы ребенка вследствие неблагоприятного течения перинатального периода. Незрелость ЦНС может быть обусловлена угрозой прерывания беременности, гестозом, анемией беременной, маловодием, многоводием, внутриутробной гипоксией плода, асфиксией в родах, родовой травмой. В дальнейшем у таких детей обычно формируется нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Недержанием мочи довольно часто страдают гиперактивные дети.
В ряде случаев ночное недержание мочи объясняется нарушением ритма секреции антидиуретического гормона (вазопрессина). Вследствие недостаточной концентрации вазопрессина в плазме в ночное время почки выделяют большой объем мочи, переполняющей мочевой пузырь и приводящей к непроизвольному мочеиспусканию.
Недержание мочи может сопутствовать урогенитальным заболеваниям (пиелонефриту, циститу, уретриту, вульвовагиниту у девочек, баланопоститу у мальчиков, пузырно-мочеточниковому рефлюксу, нефроптозу, пиелоэктазии), глистной инвазии. Повышенной возбудимости мочевого пузыря и недержанию мочи у детей могут способствовать аллергические заболевания: крапивница, атопический дерматит, бронхиальная астма, аллергический ринит.
У детей, особенно дошкольников, недержание мочи может иметь стрессовую природу. Довольно часто психотравмирующей ситуацией выступает развод родителей, смерть близкого человека, конфликты в семье, насмешки сверстников, перевод в другую школу или детский сад, смена места жительства, рождение в семье еще одного ребенка. В последнее время в числе причин, способствующих недержанию мочи, педиатрами называется широкое применение одноразовых подгузников, задерживающих формирование условного рефлекса на мочеиспускание у ребенка.
В большинстве случаев недержание мочи у детей провоцируется совокупностью обозначенных факторов.
Классификация
В том случае, если непроизвольное истечение мочи происходит через уретру, говорят о везикальном недержании; если же моча выделяется через другие неестественные каналы (например, мочеполовые и мочекишечные свищи), такое состояние расценивается как экстравезикальное недержание мочи. В дальнейшем будут рассмотрены только формы везикального недержания мочи у детей.
В детской урологии принято разграничивать неудержание и недержание мочи: в первом случае ребенок ощущает позывы на мочеиспускание, но не может удержать мочу; во втором – ребенок не контролирует мочеиспускание, потому что не ощущает позывы. В том случае, если недержание мочи случается во сне (у детей старше 3,5-4 лет не реже 2-х раз месяц) при отсутствии психических заболеваний и анатомо-физиологических дефектов урогенитальной сферы, говорят об энурезе (ночном или дневном).
Недержание мочи у детей может иметь первичный и вторичный характер. Под первичным (персистирующим) понимается задержка формирования физиологического рефлекса становления и контроля мочеиспускания. Обычно это происходит на фоне нервно-психических расстройств или органических нарушений мочеиспускательной системы. К случаям вторичного (приобретенного) недержания мочи относятся ситуации, когда навык торможения мочеиспускания утрачивается после периода контроля за мочеиспусканием свыше 6 месяцев. Вторичное недержание мочи у детей может иметь психогенное, травматическое и иное происхождение.
По механизмам развития недержание мочи может быть императивным, рефлекторным, стрессовым, от переполнения мочевого пузыря, комбинированным.
При императивном (повелительном) недержании мочи ребенку не удается контролировать мочеиспускание на высоте позыва. Данный вариант, как правило, встречается у детей с гиперрефлекторной формой нейрогенного мочевого пузыря.
Стрессовое недержание мочи у детей развивается в связи с усилиями, сопровождающимися резким повышением внутрибрюшного давления (кашлем, смехом, чиханием, поднятием тяжестей и т. д.). Такой тип чаще всего обусловлен функциональной слабостью мышц тазового дна и уретрального сфинктера.
К рефлекторному недержанию мочи у детей приводит разобщение корковых и спинальных центров, регулирующих функцию тазовых органов, в т. ч. произвольное мочеиспускание. В этих случаях отмечается непроизвольное истечение мочи по каплям или небольшими порциями.
Парадоксальная ишурия, или недержание мочи, связанное с переполнением мочевого пузыря, может быть малого – до 150 мл; среднего -150-300 мл и большого объема – более 300 мл. Данное нарушение характеризуется непроизвольным выделение мочи вследствие переполнения и перерастяжения мочевого пузыря у детей с гипорефлекторным нейрогенным мочевым пузырем, инфравезикальной обструкцией.
Симптомы недержания мочи
Недержание мочи – это не самостоятельное заболевание, а нарушение, встречающееся при различных нозологических формах. Недержание мочи у ребенка может быть постоянным или периодическим; отмечаться только во сне или также в бодрствующем состоянии (обычно во время смеха, бега); иметь характер небольшого подтекания мочи или полного спонтанного опорожнения мочевого пузыря.
У детей с недержанием мочи часто отмечаются сопутствующие заболевания: рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей, запоры или энкопрез. Вследствие постоянного соприкосновения кожи с мочой нередко возникает дерматит, гнойничковые поражения.
Детей с энурезом характеризует эмоциональная лабильность, замкнутость, ранимость или вспыльчивость, раздражительность, отклонения в поведении. Такие дети могут страдать заиканием, бруксизмом, нарушениями сна, снохождением, сноговорением. Типичны вегетативные симптомы: тахикардия или брадикардия, потливость, цианоз и похолодание конечностей.
Диагностика
Специализированное обследование детей с недержанием мочи направлено, прежде всего, на выяснение причин данного состояния. Поэтому в диагностическом поиске может участвовать команда детских специалистов, включающая педиатра, детского уролога или детского нефролога, детского психиатра. Исследование соматического статуса предполагает сбор подробного анамнеза, оценку общего состояния, осмотр поясничной области, промежности, наружных половых органов.
На этапе уронефрологического обследования оценивается суточный ритм мочеиспусканий, проводятся лабораторные исследования (общий анализ мочи, бактериологический посев мочи, проба Зимницкого, Нечипоренко и др.), урофлоуметрия, УЗИ почек и мочевого пузыря, обзорная и экскреторная урография. При недостатке информации выполняются инвазивные диагностические процедуры: цистометрия, цистоскопия, профилометрия уретры, электромиография мышц мочевого пузыря, уретроцистоскопия.
Детям с недержанием мочи и отягощенным перинатальным анамнезом необходима оценка неврологического статуса с исследованием ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, выполнением краниографии. При подозрении на аномалии развития позвоночника показано проведение рентгенографии, КТ или МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника, электронейромиографии.
Лечение недержания мочи у детей
В зависимости от выявленных этиологических факторов, лечение проводится дифференцированно. При врожденных пороках развития мочевыводящих путей выполняется их хирургическая коррекция (пластика уретры, сфинктеропластика, ушивание свища мочевого пузыря и др.). В случае выявления воспалительных заболеваний назначаются курсы консервативного лечения уретрита, цистита, пиелонефрита. Лечение детей с психическими расстройствами и психогенным недержанием мочи проводится детскими психиатрами и психологами с помощью медикаментозной терапии, психотерапии. Если причиной недержания мочи у ребенка служит недостаточная зрелость нервной системы, показаны курсы ноотропных препаратов.
Важную роль в лечении любых видов недержания имеют режимные моменты: исключение стрессовых ситуаций, создание доброжелательной атмосферы, ограничение употребления жидкости на ночь, принудительное пробуждение ребенка и высаживание на горшок ночью и др.
В лечении различных форм недержания мочи у детей эффективны физиотерапевтические методы: дарсонвализация, диатермия, электрофорез, электросон, магнитотерапия, ИРТ, электростимуляция мочевого пузыря, транскраниальная электростимуляция.
Профилактика
Многоплановость профилактических мероприятий, направленных на предотвращение недержания мочи у детей, обусловлена полиэтиологичностью нарушения. Общие рекомендации включают соблюдение режима сна и бодрствования, своевременное приучение ребенка к горшку, санитарно-гигиеническое воспитание детей, нормализацию психологического климата. Необходимо своевременное лечение инфекций мочевых путей, аномалий мочеполовой системы и других сопутствующих заболеваний. Важную роль играет благоприятное течение беременности.
Ни в коем случае не следует ругать детей за недержание мочи – это может усилить у ребенка чувство стыда и неполноценности.
Источник
Что такое инфекция мочевыводящих путей (ИМВП)?
Это воспаление, вызываемое бактериями, любого участка мочевых путей:
- Почек – которые производят мочу;
- Мочеточников – трубочек, через которые моча попадает из почек в мочевой пузырь;
- Мочевого пузыря – который собирает мочу;
- Уретры (мочеиспускательного канала) – трубочка, через которую моча выводится наружу.
Если не лечить ИМВП, в некоторых случаях это может приводить к серьёзным проблемам с почками особенно у детей раннего возраста.
Установить диагноз помогает исследование образца мочи ребенка.
Часто ли возникают инфекции органов мочевой системы у детей?
Приблизительно у 3 из 100 детей возникают инфекция мочевыводящих путей.
После 6 мес. жизни ИМВП намного чаще возникают у девочек, так как их мочеиспускательный канал короче и микробам легче проникнуть внутрь.
Инфекции органов мочевой системы – не контагиозны, это означает, что один ребенок не может заразиться от другого
Какие симптомы инфекции мочевых путей могут присутствовать?
Часто бывает сложно распознать наличие ИМВС. Возможно у ребенка, особенно раннего возраста, не будет отмечаться специфических симптомов.
Общие симптомы:
- Повышение температуры
- Рвота
- Повышенная утомляемость
- Отказ от еды или плохой аппетит
- Отсутствие прибавки в весе
- Затянувшаяся желтуха (у новорождённых).
Специфические симптомы ИОМС:
- Боль при мочеиспускании
- Частые мочеиспускания
- Дневное неудержание мочи («мокрые трусики»)
- Неприятный запах от мочи
- Присутствие крови в моче
- Боль в животе или боку
Эквивалентом дизурических явлений у новорожденного ребенка могут быть: выраженное беспокойство перед мочеиспусканием и во время него, плач, натуживание, покраснение лица, прерывистость мочеиспускания, слабость мочевой струи.
Что такое пиелонеaфрит, цистит, асимптоматическая бактериурия. Немного научных терминов.
Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание почек с преимущественным поражением чашечно-лоханочной системы, канальцев и интерстиция.
Цистит – воспалительное заболевание слизистой мочевого пузыря.
Асимптоматическая бактериурия характеризует течение инфекционно-воспалительного процесса в нижних отделах мочевой системы, проявляющаяся бактериурией без лейкоцитурии и протекающая без выраженной клиники. Асимптоматическая бактериурия нередко диагностируется у относительно здоровых детей, при отсутствии клинических и лабораторных (лейкоцитурии) признаков инфекционно-воспалительного заболевания.
Как собрать мочу для анализа?
- Обеспечить достаточный водный режим накануне сдачи анализа
- Тщательно подмыть ребенка с помощью воды и влажного ватного диска, для девочек – строго «спереди назад»
- Детей старшего возраста попросить помочиться в контейнер для мочи, который можно приобрести в аптеках и магазинах.
- Доставьте мочу в лабораторию как можно скорее после мочеиспускания (желательно в течение 2 часов)
Детям раннего возраста может понадобиться специальный универсальный (для мальчиков и девочек) мочеприемник, представляющий собой небольшой пакетик с отверстием. Прикрепить мочеприемник при помощи липучки между ножек малыша достаточно легко, но лучше на всякий случай приобрести несколько пакетов.
Какое лечение инфекции органов мочевой системы может потребоваться?
Большинству детей без аномалии органов мочевой системы назначается короткий курс антибактериальной терапии. В некоторых случаях после антибиотиков, требуется профилактический курс уросептиков, особенно если в этот момент планируется проведение дополнительных методов обследования.
Как долго длится инфекция органов мочевой системы?
Симптомы инфекции мочевыводящих путей как правильно уходят через 2-3 дня проведения антибактериальной терапии. Очень важно закончит полный курс терапии, рекомендованного врачом, даже после купирования симптомов. Обязателен контроль анализов после завершения лечения.
Могу ли я предотвратить рецидивы инфекции органов мочевой системы?
- Следите за регулярным опорожнением кишечника – у ребенка не должно быть запоров. Включите в его рацион большое количество фруктов, овощей, цельнозерновых продуктов, отрубей
- Не забывайте о достаточном количестве чистой воды (около 30 мл/кг массы тела)
- Девочки не должны принимать ванну с пеной, гигиена наружных половых путей должны быть ежедневной с использованием чистой воды, а не мыла! Учите девочку подмываться «спереди назад», использовать туалетную бумагу после мочеиспускания
- Крайняя плоть у мальчиков может быть резервуаром для инфекции, гигиенические ванны необходимы ежедневно, а также правильная техника обнажения головки полового члена у необрезанного мальчика.
- Необходимо следить за материалом нижнего белья ребёнка – оно должно быть хлопковым
- Ребенок должен знать, что он должен пойти помочиться, как только захотел этого, а не ждать окончания мультика, урока и т.д.
Потребуются ли еще какие-то тесты и обследования?
У большинства детей с инфекцией мочевых путей не нарушена анатомия мочевых путей. Большинству из них не потребуется дополнительных исследований.
В случае повторных эпизодов инфекции, тяжелого течения заболевания, раннего возраста ребенка детский уролог или нефролог может назначить ряд анализов и процедур.
1. Ультразвуковое исследование почек (с допплерографией сосудов почек при необходимости). Специальной подготовки не требуется, ребенок может есть и пить в обычном режиме. Специально поить ребенка перед исследованием или, наоборот, мочиться не нужно. В случае если врачом назначено исследование мочевого пузыря до и после микции – необходимо взять с собой воду, при недостаточном наполнении мочевого пузыря, врач УЗИ попросить дополнительно принять жидкость, а после этого повторить исследование
2. Ритм спонтанных мочеиспусканий.
https://pedurology.ru/index.php/chto-i-kak-my-lechim/2011-06-17-18-05-12/119-ritm-svobodnykh-mocheispuskanij
Для определения функциональной емкости мочевого пузыря врач может назначить измерения ритма мочеиспусканий. Для сбора необходимы: мерная емкость (градуированный пластиковый стаканчик), горшок. Исследование проводится дома в течение 2-3 дней при обычном для ребенка ритме мочеиспускания и питья. Фиксируется в таблице время мочеиспускания, объем каждой порции, общий объем за сутки. Также важно указать количество (объем) выпитой жидкости за сутки и время питья. Помечается также объем супа, фруктов (вписывается в графу «объем питья»). Специально высаживать ребенка на горшок (даже перед прогулкой, сном) не нужно. Для малышей, не умеющих пользоваться горшком, возможно сократить сбор ритма мочеиспусканий до 3-4 часов в день, но постараться в разные дни замерять ритм в разные половины дня (утром, обед, вечер). Для правильного измерения ритма мочеиспусканий у малышей нужны весы (кухонные, дли младенцев с точностью определения веса до 2 г), одноразовые подгузники. Перед тем, как одеть подгузник, Вы измеряете его вес («сухой» вес), далее одев на малыша, проверяете каждые 5-10 мин. не пописал ли малыш. Как только Вы отметили наполнение подгузника, снимите его, зафиксируйте время мочеиспускания и взвесьте подгузник («мокрый» вес). Разница между мокрым и сухим весом – и будет объём выделенной мочи – зафиксируйте его на бланке.
3. Посев мочи. Для этого исследования необходима специальная пробирка, которую Вы можете поучить в лаборатории. После тщательной обработки половых путей необходимо открутить крышку пробирки, вынуть аппликатор с тампоном и попросить ребенка помочиться на тампон или опустить тампон в контейнер с предварительно собранной мочой. Затем поместить аппликатор с тампоном в пробирку и подписать ее.
4. Цистография. https://цистография.рф/
5. Статическая нефросцинтиграфия. Это радиологическое исследование почек, в ходе которого по данным о поглощении почечной тканью специального радиоизотопа формируется изображение почек. Обследование дает информацию о степени сохранности почечной паренхимы, расположении, размерах и форме почек.
Если Вы хотели бы получить больше информации, пожалуйста,
свяжитесь с нами или обратитесь к врачу для получения
конкретных рекомендаций диагностики и лечения.
По многим вопросам возможна
онлайн консультация уролога – https://pedurology.ru/konsultatsiya-on-lajn/konsultatsiya-urologa
онлайн консультация нефролога – https://pedurology.ru/konsultatsiya-on-lajn/konsultatsiya-nefrologa
Источник