Урок строение почек и мочевого пузыря
Задачи урока: раскрыть роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма; познакомить с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека; сформировать представления о строении и функциях органов мочевыделительной системы: почек, мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала; об особенностях работы почек; о регуляции мочеиспускания. Раскрыть последствия нарушения работы почек, показать причины заболеваний мочевыделительной и основы их профилактики.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация и проверка знаний.
Беседа с учащимися о роли обмена веществ в организме.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
В процессе обмена веществ образуются продукты распада. Часть этих продуктов используется организмом, другие удаляются из него. Через лёгкие выводится из организма углекислый газ, вода, летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли, потовые железы – воду, соли, органические вещества. Основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Почки выводят из организма воду, соли, аммиак, мочевину, мочевую кислоту. Через почки удаляются из организма многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в организме или принятые в виде лекарств. Почки способствуют поддержанию постоянства состава внутренней среды организма. Излишек воды или солей в крови способен вызвать изменения осмотического давления, что опасно для жизнедеятельности клеток нашего тела. Почки выводят из организма излишек воды и минеральных солей, восстанавливая постоянство осмотических свойств крови. Почки поддерживают определённую постоянную реакцию крови. При накоплении в крови кислых или щелочных продуктов обмена через почки увеличивается выделение излишков соответствующих солей. В поддержании постоянства реакции крови очень важную роль играет способность почек синтезировать аммиак, который связывает кислые продукты, замещая в них натрий и калий. При этом образуются аммонийные соли, которые выводятся в составе мочи, а натрий и калий сохраняются для нужд организма.
Сообщение учащегося “Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у одно- и многоклеточных организмов”.
Мочевыделительная система состоит из мочеобразующих органов и мочевыводящих органов. К мочеобразующим органам относятся почки, а к мочевыводящим органам относятся мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Рис. 1
Почки – парные органы, бобовидной формы, расположенные в брюшной полости. Масса почек – 320 граммов. Почки – биологический фильтр. Правая почка ниже левой т.к. под почками находится печень – самая большая железа нашего организма. Снаружи почка покрыта прочной эластичной капсулой.
Рис. 2
От почки отходят мочеточники. Длина мочеточников – 30 см. Моча плавно по ним идёт в мочевой пузырь. Каждые 7 секунд из почек выходит очередная порция мочи. Мочевой пузырь – непарный орган, ёмкостью 300-500 мл. Выделение мочи происходит рефлекторно. Рефлекс этот вырабатывается к 2-3 годам.
Микроскопическое строение почек:
Структурной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон образно можно сравнить с жемчужиной, россыпь которой образно хранит в себе почка или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук. Сверху почка покрыта корковым слоем, а под ним находится мозговой слой. В нём находятся капсулы Шумлянского, похожие на рюмочки. В рюмочках находится капиллярный клубочек, который окружён капсулой Боумена, которая переходит в почечный каналец.
Рис. 3
Кровоснабжение почек:
Почка дарит нам “чудесную сеть артерий”. Нигде в организме не встречается такая последовательность сосудов: артерия, капилляр, артерия. Моча образуется в нефроне. Образование мочи идёт в 2 этапа:
Этапы | Процессы | Где образуется | Состав |
Образование первичной мочи | Фильтрация | В капсуле | Плазма без белка |
Образование вторичной мочи | Обратное всасывание | В канальцах | Мочевина, мочевая кислота, креатин. |
Состав мочи определяется состоянием организма. Если человек страдает сахарным диабетом, то у него в моче появляется сахар. Если пища богата углеводами, то после тяжёлой физической работы в моче может появиться сахар. Почки синтезируют биологические активные вещества (ренин – фермент, участвующий в биохимических процессах). Всего за сутки образуется 1,5 л мочи.
Самостоятельная работа.
Учащимся выдаются бланки с анализом мочи мнимого больного. Задание учащимся – есть ли отклонения в анализах мочи? (Приложение 2) Результаты записывают в таблицу:
Отклонения от нормы | Что можно предпринять | Симптомы |
Наличие глюкозы | Нарушение работы поджелудочной железы. Сахарный диабет. | Сухость во рту. Большая потребность в питье. |
Наличие белка | Поражение почечных клубочков и капсул. | Отёки |
Наличие патогенных организмов | Воспалительные заболевания мочевыделительной системы | Повышенная температура, боль в пояснице. |
Почки – жизненно важный орган и нарушение в их работе приводит к почечным заболеваниям.
Причины | Профилактика |
Переохлаждение организма | Избегать переохлаждения, держать ноги в тепле. |
Восходящая инфекция | Соблюдение правил личной гигиены |
Употребление алкоголя и курение | Отказ от вредных привычек |
Антибиотики | Использование травянистых растений |
Острая пища | Рациональное питание |
Почечные заболевания: энурез, пиелонефрит, цистит, мочекаменная болезнь. Энурез – недержание мочи; цистит – воспаление мочевого пузыря; пиелонефрит – воспаление почечной лоханки.
Предупреждение заболеваний требует соблюдения определённых гигиенических правил: правильное питание, своевременное лечение зубов, ангин, закаливания, осторожного обращения с лекарствами, ядами, соблюдение правил личной гигиены.
Они как два больших боба,
На связках закрепились.
У позвоночного столба,
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь,
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки,
Нефронов целый млн,
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,
Что нам всего дороже
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
4. Закрепление изученного материала.
Вопросы к учащимся:
К мочевыделительной системе относится?
Какие органы относятся к мочевыводящим органам?
Почему почки называются биологическими фильтрами?
Что такое нефрон? Как он устроен? Как работает?
Как происходит образование мочи?
Причины почечных заболеваний?
Как предупредить почечные заболевания?
5. Задание на дом: П.41, 42.
Литература:
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов Уроки биологии. 8 класс. Москва “Просвещение” 2010 г.
Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов Биология. Человек. 8 класс Москва “Вента – Граф” 2006 г.
Р.Д. Маш. Человек и его здоровье. Москва. 1996 г.
В.В. Ксерофонтова, В.В. Евстафьев. Анатомия и физиология человека. Москва. 1996 г.
Т.В. Козачок Биология . 8 класс. Волгоград. 2004 г.
Источник
Клюкина Ольга Владимировна, учитель химии и биологии МАОУ Банниковская СОШ
Биология, 8 класс
Тема: Строение и функция почек
Задачи:
Образовательные: Сформировать знания о строении мочевыделительной системы. Раскрыть особенности строения и расположения почек в организме.
Развивающие: Развивать логическое мышление. Устанавливать закономерности между строением органа и выполняемыми функциями.
Воспитательные: Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, соблюдение личной гигиены.
Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.
Средства обучения:
Драгмилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек Учебник для учащихся 8 класс общеобразовательных учреждений.-2-е изд., переработ.- М.: Вентана – Графф, 2003
Таблица «Органы выделения человека», модель «Строение почки»,
Сборник заданий по биологии ГИА-2014 год. Москва эксмо 2013.
https://pochit.ru/biolog/100949/index.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F7%EA%E0_(%E0%ED%E0%F2%EE%EC%E8%FF)
План урока:
- Приветственное слово учителя
- Актуализация пройденного материала
- Определение темы урока
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление знаний
- Рефлексия
- Домашнее задание.
- Переход к теме следующего урока.
Ход урока.
1. Приветственное слово учителя.
Добрый день, ребята!
2.Актуализация материала.
А) двое учащихся работают у доски. (Первый учащийся составляет схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради на прошедшем уроке. Второй учащийся составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).
В) Работа с классом: тестовая работа по пройденной теме, после выполнения работы сдаются на проверку учителю
Проверка работ, учащихся у доски:
Вопросы первому ученику: Какое значение, имеет обмен веществ. Где происходят обменные процессы (в клетке), существует ли взаимосвязь между анаболизмом и катаболизмом, какая? (эти процессы неразрывны и протекают в клетке одновременно, энергия полученная при катаболизме расходуется при анаболизме).
Вопросы второму ученику (при затруднении помогает класс) – как преобразуется пищевой комок? Что происходит с конечными продуктами? (питательные вещества организм использует, часть веществ удаляется из организма.)
Каким образом происходит доставка нужных веществ, клеткам и как осуществляется удаление вредных веществ из организма? Какие органы принимают участие в процессах выделения? ( Кишечник, легкие, почки, кожа)
- Определение темы урока
С работой кишечника, легких мы знакомы, какая задача стоит перед нами сегодня, но прежде чем ответить на вопрос, давайте проанализируем таблицу.(Приложение)
Какие органы удаляют из нашего организма наибольшее количество различных веществ. (почки). Учащиеся определяют тему урока, и записывают её в тетрадь.
- Изучение нового материала.
Ребята посмотрите на данные таблицы, и сформулируйте определение понятию «Выделение». (Это процесс удаления из организма ненужных и вредных веществ).
Процесс выделения осуществляет мочевыделительная система. Пользуясь рис.69 на странице 157, составьте схему мочевыделительной системы. (почки – мочеточники – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал)
Рассказ учителя «Строение почек», (сопровождается пояснениями на модели. По ходу рассказа, учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).
Главным органом выделительной системы являются почки: Это парный бобовидный орган.
У человека почки расположены в поясничной области по бокам от двух последних грудных и двух первых поясничных позвонков. Прилегают к задней брюшной стенке, причем правая почка в норме расположена несколько ниже, поскольку сверху, она граничит с печенью. Размеры одной почки составляют примерно 11,5-12,5 см в длину, 5-6 см в ширину и 3-4 см в толщину. Масса почек составляет 120-200 г, обычно левая почка несколько больше правой.
В каждой почке различают корковый и мозговой слой, и почечную лоханку. Почечная лоханка переходит непосредственно в мочеточник. Правый и левый мочеточники впадают в мочевой пузырь. Морфо – функциональной единицей почки является нефрон – специфическая структура, выполняющая функцию мочеобразования. В каждой почке насчитывается более 1 миллиона нефронов.
Каждый нефрон состоит из нескольких частей: клубочка, капсулы Шумлянского-Боумена и системы канальцев, переходящих один в другой.
Задание: Ребята у вас на столах лежит раздаточный материал – картинки с изображением строение почки и нефрона.(Приложение)
Разместите изображение в тетрадь, сделайте соответствующие подписи. (на картинках с обратной стороны приклеен 2х-сторонний скотч)
Рассказ учителя «Образование мочи», (сопровождается пояснениями по таблице. По ходу рассказа учитель обращает внимание детей на ключевые моменты, дети делают записи в тетради).
Процесс образования мочи и удаления ее из организма называется диурезом.
Это очень сложный процесс, он тесно связан с кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов. Этим обеспечивается очистка крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.
Диурез протекает в две стадии (фазы). (Изображают в виде кластера)
1. Фильтрация – вещества, приносимые кровью в капилляры клубочка, фильтруются в полость капсулы нефрона. Это происходит за счет значительной разницы давления в клубочке (70 мм рт. ст.) и в полости капсулы (30 мм рт. ст.).
Такое высокое давление в капиллярах обеспечивается:
- медленным током крови
- высоким давлением крови в приносящей артериоле (почечная артерия отходит от аорты, где кровь находится под наивысшим давлением).
- разностью давления в приносящей и выносящей артериолах
Отфильтрованная жидкость называется первичной мочой. По составу она соответствует плазме крови без белков. В составе первичной мочи много нужных организму веществ (сахар, аминокислоты, витамины, гормоны) и они могут быть полезны организму, поэтому удаление их из организма не происходит, а идет обратное всасывание веществ в кровь в следующей фазе.
2. Реабсорбция – происходит при продвижении первичной мочи через извитые канальца, которые плотно оплетены капиллярами.
Реабсорбция протекает: а) пассивно – по принципу диффузии и осмоса;
б) активно – благодаря деятельности эпителия почечных канальцев при участии ферментных систем с затратой энергии. При реабсорбции первичная моча отдает крови воду, глюкозу, аминокислоты, витамины, значительное количество ионов калия и натрия – так обеспечивается постоянство внутренней среды (вторая функция почек). Такие вещества как мочевина, аммиак, сульфаты, другие продукты жизнедеятельности, а также излишки, например, глюкозы обратно не всасываются, концентрация их в моче по ходу канальцев увеличивается, и образуется вторичная моча, которая должна из организма удаляться (первая функция почек).
Кроме реабсорбции в канальцах происходит выделение в их просвет вредных веществ, попавших в организм и в кровяное русло из внешней среды (красители, антибиотики, сульфаниламиды и др.). Если эти вещества не профильтровались в капсулы, то они удаляются из крови через капиллярную сеть, оплетающую извитой каналец. Желтый цвет мочи зависит от пигмента урохрома – продукта расщепления гемоглобина.
Задание:1 Заполните таблицу.
Органы выделения | Особенности строения | Функции |
I. почки | ||
II. мочеточники | ||
III мочевой пузырь | ||
IV. мочеиспускательный канал |
Задание:2 Пользуясь таблицей №2 ответьте на вопрос: В чем различие первичной и вторичной мочи?
5. Первичное закрепление знаний: Фронтальный опрос по теме.
6. Рефлексия.
Закончите предложение:
1. Сегодня на уроке я узнал…..
2. На уроке для меня было сложным….
7.Домашнее задание. § 39 (индивидуальное задание приготовить сообщение о заболевании почек)
8. Переход к теме следующего урока.
Ребята, процесс выделения это важный и сложный процесс. Органы, обеспечивающие бесперебойную его работу должны быть здоровыми и это всецело зависит от вас. Нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. О заболеваниях почек и их предупреждении мы поговорим на следующем уроке.
Приложение
Задания учащимся, работающим у доски.
1 Составить схему обмена веществ, опираясь на ключевые понятия, записанные в тетради (энергетический и пластический обмен)
2..Составляет схему преобразования пищи по прохождению через пищеварительный тракт, и рассказывает о конечных продуктах распада основных веществ клетки).
Тестовая работа классу
1 вариант | 2 вариант |
1. Из аминокислот состоят: А) жиры Б) углеводы В) белки Г) нуклетновые кислоты 2. Максимальной энергетической ценностью обладает: А) говядина Б) сыр В) сахар Г) масло 3. Роль витаминов заключается в (во) А) нейрогуморальной регуляции деятельности организма Б) поддержании постоянства внутренней среды организма В) влияние на рост и развитие организма, обмен веществ Г) защите организма от инфенкций 4. Образование гликогена происходит в: А) печени Б) поджелудочной железе В) желудке Г) стенках кишечника 5) В ходе пластического обмена в организме человека происходит: А) расщепление белков Б) образование воды и углекислого газа из углеводов В) образование жира Г) расщепление гликогена до глюкозы 6) В состав зрительного пигмента входит витамин: А)-С В)-А Б)-В1 Г)-D | 1.Продуктами распада жиров являются: А) глюкоза Б) глицерин и жирные кислоты В) нуклеотиды Г) аминокислоты 2. Окончательное расщепление белков до аминокислот происходит: А) в желудке Б) в тонкой кишке В) в клетках Г) в толстой кишке 3. Если у тридцатилетнего человека воспалены десна, выпадают зубы, то у него скорее всего в организме не хватает витамина: А)-А В)-С Б)-В Г)-D 4. Какой из продуктов активнее готовит желудок к пищеварению? А) куриный бульон Б) стакан молока В) стакан сметаны Г) манная каша 5) К реакциям энергетического обмена относится: А) окисление глюкозы Б) растворение солей натрия в воде В) синтез белка Г) фотосинтез 6) Наиболее благоприятным режимом питания является: А) двухразовое питание Б) питание 4 раза в день В) питание через каждые 2 часа Г) трехразовое питание |
1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в | 1-б, 2-б, 3-в, 4-а, 5-а, 6-б. |
Раздаточный материал
Таблица №1 Выделение веществ из организма.
Орган | Удаляемые вещества | Количество в сутки |
Легкие (газообразные продукты обмена) | CO2, H2O, летучие вещества | |
Кишечник (кал) | Соли тяжелых металлов, продукты превращения желчных пигментов. Продукты распада гемоглобина в печени. Не переваренные остатки пищи-кал | 300 гр. |
Кожа (пот) | Избыток воды, соли, мочевина, NH3,ядовитые вещества. | 0,5л |
Почки (моча) | 1,2-1,6л |
Таблица №2 Различие первичной и вторичной мочи
Характер мочи | Количество в сутки | Состав | Должно отсутствовать |
Первичная | 150-170 л | Вода, минеральные соли, витамины, гормоны, аминокислоты, мочевина. | Клеток крови, белка. |
Вторичная | 1,2-1,5л | Вода, мочевина, лекарственные вещества, аммиак, глюкоза – до 0,11%, сульфиты. | Клеток крови, белка, сахара более 0,2 % |
Строение почки и нефрона
Вопросы рефлексии
1. Сегодня на уроке я узнал…..
2. На уроке для меня было сложным….
3. По данной теме я ещё хочу узнать…
Источник
Мочевыделительная система
Цель урока: раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах. Развить знания о строении и функциях органов мочевыделения, профилактике их заболеваний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение новой темы
Вы знаете, что между живыми организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществ и газообмен. В организм из окружающей среды поступают питательные вещества и кислород, а выделяются продукты распада питательных веществ и углекислый газ.
В: Как вы думаете, почему организму необходимо выделять продукты распада?
В: Через какие органы происходит выделение продуктов обмена?
– лёгкие, кожа, кишечник, мочевыделительную систему.
Главная роль в этом процессе принадлежит мочевыделительной системе.
Сегодня на уроке вы познакомитесь со строением и функциями мочевыделительной системы.
1. Мочевыделительная система представлена следующими органами:
Мочеобразующие органы
| Мочевыводящие органы
|
2. Строение и функции почки
Почки – это небольшие парные органы. Масса почки 150-200 г, её длина 10-12 см, ширина – 5-6 см. Наружный край выгнутый, внутренний – вогнутый. Располагаются почки в поясничной области по обеим сторонам позвоночника. Правая почка может быть немного ниже левой на 2-3 см. Сверху почки покрыты плотной оболочкой – фиброзной капсулой. Снаружи почек находится слой жировой клетчатки – фиброзная капсула. На верхних концах почек располагаются надпочечники.
На внутреннем крае почки имеется глубокая вырезка – ворота почки. Сюда входит почечная артерия, несущая неочищенную кровь, а выходят почечная вена, несущая очищенную кровь и мочеточники, по которым вещества, подлежащие удалению из организма, поступают в мочевой пузырь.
- Таким образом, почки являются своеобразными фильтрами.
Очищая кровь, они поддерживают постоянство внутреннего состава организма, прежде всего плазмы крови.
Строение почки очень сложное. В ней различают наружное более светлое – корковое вещество, которое занимает всю периферию почки и внутреннее более тёмное – мозговое вещество. Корковое вещество столбиками входит в мозговое вещество, разделяя его на 15 – 20 почечных пирамид. Основания пирамид обращено к корковому веществу, а верхушки к почечной лоханке.
Одна пирамида с прилежащим участком коркового вещества образует одну почечную долю.
3. Нефрон – структурная единица почки.
Основной морфологической и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке более 1 млн нефронов. Нефрон – это почечное тельце и каналец. Нефрон начинается в корковом веществе небольшой капсулой, которая имеет форму двусторонней чаши. В этой капсуле находится клубочек кровеносных капилляров. Капсула переходит в длинный и тонкий извитой каналец, который заканчивается в мозговом слое.
4. Образование мочи
По ходу рассказа заполняется таблица:
Этапы | Процессы | Где образуется | Состав |
1. Образование первичной мочи | |||
2. Образование вторичной мочи |
В капсулах происходит фильтрация крови: часть жидкой плазмы крови, содержащая продукты распада и питательные вещества и составляющая первичную мочу, проходит через стенки капилляров и попадает в каналец нефрона. Продвигаясь вдоль канальца из первичной мочи в кровь всасываются нужные организму вещества и большая часть воды. В канальце остаётся то, что организму не нужно. Это вторичная, или конечная моча. Из извитых канальцев моча поступает в собирательные канальцы, которые направляются к верхушкам почечных пирамид. Каждая из пирамид имеет несколько точечных отверстий, через которые моча поступает в почечную
лоханку. Почечная лоханка представляет собой воронкообразную сплющенную полость с тонкими стенками.
Этапы | Процессы | Где образуется | Состав |
1. Образование первичной мочи | Фильтрация | В капсуле | Плазма без белка |
2. Образование вторичной мочи | Обратное всасывание, секреция | В канальце | Мочевина, мочевая кислота, креатин |
5. Мочевыводящие органы
Из почечной лоханки моча поступает в мочеточник – это цилиндрическая трубка, её длина 30 см, диаметр – 4-5 см. внутренняя оболочка имеет складки, благодаря чему возможно растягивание. Мочеточник соединён с мочевым пузырём. Мочевой пузырь – это полый резервуар, вместимостью около 700 – 800 см3. Величина, форма и толщина стенок мочевого пузыря зависит от степени наполнения. Наполненный пузырь имеет яйцевидную форму, толщина стенок 2-3 мм. Пустой мочевой пузырь имеет толщину стенок 15 мм. Внутренняя слизистая оболочка имеет складки, которые расправляются по мере его наполнения. Поверх слизистой оболочки располагаются три слоя гладких мышц. При сокращении мышц моча изгоняется из организма через мочеиспускательный канал. В начале мочеиспускательного канала расположены круговые мышцы, которые образуют сфинктер – он регулирует поступление мочи из пузыря в канал.
Примерно каждые 7сек из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. Чтобы образовался 1 л конечной мочи, через почечные канальцы должно пройти до 125 л первичной мочи. До 124 л всасывается обратно.
6. Рефлекторная регуляция
Мочеиспускание процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча повышает в нём давление, что вызывает раздражение рецепторов, находящихся в стенках пузыря. От рецепторов импульсы поступают в спинной мозг (мочеиспускательный центр), от него импульсы идут к мускулатуре мочевого пузыря, заставляя её сокращаться. Сфинктер при этом расслабляется и моча выводится наружу. У маленьких детей мочеиспускание непроизвольное. У взрослых произвольное мочеиспускание – они могут контролировать его.
7. Болезни органов мочевыделения
Органы мочевыделительной системы подвержены различным заболеваниям. Как их предупредить, прочтите в параграфе на с.216
IV. Закрепление
Фронтальная беседа:
- Какими органами представлена мочевыделительная система?
- Какую функцию выполняют почки?
- Что является структурной единицей почки?
- Где образуется первичная моча?
- Где образуется первичная моча?
- Как регулируется процесс мочевыделения?
Тестирование:
1.Структурная единица почки называется:
А) долька; Б) лоханка;
В) нефрон; Г) малая чаша
2.Образование вторичной мочи происходит:
А) в мочевом пузыре; Б) в почечном канальце
В) в капиллярах почки; Г) в почечной вене;
3.В почке человека нефронов содержится:
А)5000; Б) 1000 В)500000; Г) 1млн.
4.В состав нефронов не входит:
А) капиллярный клубочек; Б) капсула;
В) почечная лоханка; Г) почечный каналец;
5) Наличие, какого вещества в моче свидетельствует о заболевании:
А) белка; Б) мочевины; В) мочевой кислоты; Г) соли аммония;
6)Какой орган не относится к мочевыделительной системе:
А) почки; Б) печень; В) мочеточники; Г) мочевой пузырь;
Шило С.А. Биология человека
Источник