Стимуляция мочеиспускания у ребенка

Стимуляция мочеиспускания у ребенка thumbnail

Собрать мочу у новорождённого ребёнка – целая проблема, особенно если молодой родитель сталкивается с ситуацией впервые. В отличие от взрослых детей, малютки ещё не могут сказать, когда именно запустится процесс мочеиспускания, и порой это не поддаётся контролю. Но если разобраться в вопросе детально, то ситуация становится не такой тревожной.

Существует два метода по сбору мочи – это применение мочеприёмника и использование специальной ёмкости.

Мочеприёмник – это приспособление с овальным углублением, отдалённо напоминающее полиэтиленовый пакет, но является абсолютно стерильным. Благодаря специальной липучке аппарат крепится к коже промежности, исключая протекания.

Как пользоваться мочеприёмником:

Как пользоваться мочеприёмником:

  1. Тщательно вымойте руки с мылом.
  2. Подмойте малыша и высушите его тело с помощью одноразового полотенца.
  3. Положите малютку на спину, раздвинув ножки в сторону.
  4. Уберите защитное покрытие с липучки мочеприёмника.
  5. Расположите овальное углубление напротив половых органов.
  6. Придавите липкий контур лёгким движением.
  7. Дождитесь мочеиспускания.
  8. Аккуратно снимите приспособление и перелейте жидкость в специальную ёмкость для анализов.
  • Во время процедуры можно зафиксировать нужное положение мочеприёмника пелёнкой.
  • Для предотвращения смещения аппарата лучше держать малютку на руках.
  • Количество жидкость легко контролировать по разметке на аппарате.

Как «уговорить» малыша пописать?

  • После пробуждения ребёнок обязательно захочет в туалет, поэтому родители должны быть наготове.
  • В некоторых случаях эффективно помогает включение воды. Журчание струи из-под крана может спровоцировать у крохи мочеиспускание.
  • Родители могут помассировать малышу животик и слегка надавить на мочевой пузырь.
  • Слегка намоченная водой пелёнка, на которой лежит малыш, также провоцирует мочеиспускание.

После сбора анализа на баночку наклеивается небольшая бумажка с ФИО.

Что категорически нельзя делать при сборе мочи у новорождённого ребёнка?

  1. Переливать жидкость напрямую из горшка или нестерильной посуды. Даже если вы попытаетесь заняться стерилизацией ёмкости самостоятельно, то убить всех микробов всё равно не получится.
  2. Хранить мочу больше двух часов. Для анализа требуется только утренняя и свежая урина.
  3. Собирать мочу с тела, когда она стекает по ножке ребёнка. Таким методом можно собрать огромное количество нежелательных загрязнений и пыли.
  4. Выжимать содержимое с пелёнок, одежды или подгузников. Наличие волокон ткани и посторонних материалов в урине собьёт с толку любого врача.
  5. Неправильно хранить полученную жидкость. Несоблюдение правила приведёт к некорректному результату.
  6. Собирать мочу без предварительного подмывания ребёнка. Урина должна быть абсолютно чистой.

На просторах Интернета существует и другой способ по сбору мочи у новорождённых малышей – это применение стандартного полиэтиленового пакета в качестве ёмкости. Однако данный метод является ненадёжным и имеет множество минусов при использовании. Самым главным недостатком обычных пакетов является отсутствие 100% стерильности.

Источник

Как собрать анализы мочи ребенку?27.02.2017

Хотелось бы поговорить о некоторых проблемах, вызывающих у родителей вопросы, иногда переходящих в панику – изменениях в анализах мочи (мочевой синдром).

Мочевой синдром (гематурия, протеинурия, лейкоцитурия и их сочетания) – обычно клинически протекает незаметно (исключая случаи макрогематурии и массивной лейкоцитурией), обнаруживается только при помощи лабораторных методов исследования мочи.

Мочевой синдром может быть выявлен случайно при оформлении ребенка в детские дошкольно- школьные учреждения, при проведении диспансеризации или при контрольной сдаче анализов после перенесенного заболевания. Но достаточно часто мочевой синдром выявляется после появления болей при мочеиспускании или появления учащенного мочеиспускания. И это у детей в возрасте до 3 лет.

Что делать? Куда бежать? Как лечить?

Прежде всего, следует обратиться к врачу и следовать рекомендованному алгоритму:

1. Повторить анализ мочи, собранный соответствующим образом, чтобы убедится в стабильности изменений

2. Провести осмотр наружных половых органов ребёнка

3. Провести посев мочи ( по необходимости)

4. Сделать общий анализ крови

5. Провести УЗИ органов брюшной полости , почек и мочевого пузыря

И тут возникают сложности… Как собрать анализы мочи? Интернет пестрит рекомендациями, родственники и знакомые советуют, ссылаясь на собственный опыт, да и регистраторы в лабораториях говорят, что без правильного сбора анализы будут не верны.

Чуть отвлекусь… Как -то , при осмотре ребенка (девочка 10 мес.), спросил у родителей о том, как они сумели собрать анализ мочи по Нечипоренко (средняя порция). С гордостью объяснив, что они уже приучают ребенка к горшку, родители поведали, что собранную мочу они частично выливают, затем частично собирают в баночку для анализов (ну чем не средняя порция?), а остатки тоже выливают в унитаз! На сколько правильным следует считать полученный результат? Этот феномен заинтересовал меня, и я стал задавать вопросы о сборе анализов всем родителям. Представьте моё удивление, когда выяснилось, что более 30 % родителей собирают анализы мочи у детей подобным образом!

Вернемся к теме… Для того чтобы получить достоверный результат исследования мочи, ее необходимо правильно собрать, а до этого еще и правильно к этому подготовиться.

Как правильно собрать мочу у детей первого года жизни, которые ещё не ходят на горшок?

Перед сбором мочи, ребёнка необходимо подмыть теплой водой с мылом.

  • Девочек подмывают так, чтобы вода стекала спереди назад (чтобы избежать загрязнения половых органов и не занести бактерии из кишечника во влагалище).
  • Мальчикам достаточно хорошо обмыть наружные половые органы (нельзя открывать головку насильно – это может привести к травме!) Нельзя использовать антисептики (например, марганцовку) – это может исказить реальную картину происходящего и скрыть воспаление.

Для забора мочи у грудничка можно приобрести в аптеке приспособление, с помощью которого Вы абсолютно просто сможете собрать мочу на анализ и у мальчика, и у девочки.

В аптеках продают специальные мочеприемники, которые представляют собой прозрачный сборный мешочек, основание которого приклеивается к коже ребенка. Такое приспособление подходит как для девочек, так и для мальчиков (чтобы моча не выливалась – мошонку необходимо поместить внутрь мочеприемника). Недостаток мочесборника – он может отклеиться или ребёнок может сам отодрать мешающий пакетик. Чтобы этого не произошло, аккуратно поверх мочесборника оденьте одноразовый подгузник.

Пробу нужно доставить в заборный пункт утром того же дня. Длительное хранение мочи ведет к изменению ее физических свойств, размножению бактерий и к разрушению элементов осадка.

Стимулирует мочеиспускание шум льющейся воды, поглаживание и легкое надавливание теплой рукой надлобковой области ребенка.

Что не следует делать при сборе мочи:

! Выжимать памперс, ватку или пеленку (произойдет оседание форменных элементов мочи, то есть, таким путем моча фильтруется).

! Переливать из горошка (даже если горшок вымыть с мылом – в анализе может быть увеличено количество лейкоцитов и бактерий). Чтоб анализ был хороший (правильный), лучше поставить в горшок стерильную (тщательно простерилизованную) пиалу или маленькую мисочку.

! Долго держать мочу в теплом помещении (при длительном хранении она быстро разлагается)

При проведении общего анализа, количество собранной утренней порции мочи, практического значения не имеет.

Нормой считается полная прозрачность мочи. Ее помутнение, чаще всего, говорит о наличие инфекции (бактериурии). Кроме того, моча может мутнеть от наличия в ней эритроцитов, лейкоцитов, эпителия, бактерий, жировых капель, солей (уратов, оксалатов), слизи.

В следующий раз поговорим о других пунктах алгоритма как правильно обследовать ребенка с изменениями в анализах мочи. Не стесняйтесь! Приходить к врачу и задавать ему вопросы!

С уважением, Болтовский В.А.

использованная литература:

Мухин НА., Тареева И.Е., Шилов Е.М. Диагностика и лечение болезней почек. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

Храйчик Д.Е., Седор Дж.Р., Ганц М.Б. Секреты нефрологии: Пер. с англ. / Под ред. Ю.В. Наточина. – М., СПб: Бином, 2001.

Список клиник:

Источник

Анализ мочи – исследование, которое помогает получить информацию и состоянии организма малыша и правильности его развития. На первый взгляд, сдача мочи не представляет никаких трудностей. Однако у родителей маленьких детей возникает немало вопросов: как собрать мочу на анализ новорожденного, как правильно подготовиться к этому, сколько мочи нужно для объективности исследования. При несоблюдении определенных требований родители рисуют услышать от врача просьбу пересдать мочу, так как результаты анализа будут неинформативными.

Читайте также:  Частое мочеиспускание детей при температуре

Что показывает анализ?

Анализ мочи направлен на качественную оценку продукта жизнедеятельности организма. В результате исследования определяют плотность, кислотность, цвет мочи, наличие бактерий, эритроцитов, слизи, кетоновых тел, глюкозы. Интерпретирование анализа, который сдан по всем правилам, помогает исключить возможные патологии либо своевременно диагностировать заболевания мочевыделительной, пищеварительной систем.

Для чего нужен общий анализ мочи?

Общий анализ мочи дети сдают регулярно при каждой диспансеризации. В первые дни жизни, в 1, 3, 6, 12 месяцев, затем в 2 и 3 года, при каждом обследовании перед поступлением в детский коллектив. Также этот анализ врач может назначить в процессе лечения ОРВИ и других заболеваний для того, чтобы знать, как инфекция повлияла на работу почек и органов пищеварения. Бактериальные инфекции нередко нарушают работу почек и других органов мочеполовой системы, вот почему так важно вовремя предотвратить необратимые последствия. Анализ мочи помогает диагностировать различные хронические заболевания.

Когда врач может назначить анализ?

Анализ мочи назначают в трех основных случаях:

  • При обращении в поликлинику с подозрениями на патологические процессы и заболевания. Общий анализ мочи – базовое исследование, которое традиционно входит в перечень обязательных диагностических мероприятий;
  • После перенесенного заболевания для оценки результатов терапевтических мероприятий, контроля общего состояния и возможных осложнений в работе органов мочеполовой системы;
  • В период планового профилактического осмотра и при поступлении в новый детский коллектив.

Какие анализы мочи бывают?

Существует несколько видов анализа мочи, которые может назначить ребенку педиатр или узкий специалист:

  • Общий анализ мочи, который назначается в тандеме с анализом крови. Помогает оценить физико-химический состав: плотность, цвет;
  • Биохимический анализ мочи. В моче подсчитывается содержание белка, глюкозы, амилазы, креатинина, натрия, калия, фосфора, магния, микроальбумина, мочевины и мочевой кислоты;
  • Анализ мочи по Нечипоренко. Демонстрирует количество лейкоцитов, эритроцитов в утренней моче и позволяет диагностировать патологические процессы в почках и мочевыводящих путях;
  • Анализ мочи по Зимницкому. Назначается для того, чтобы оценить функциональность почек. В этом случае собирается суточная моча, оценивается ее объем, плотность, соотношение дневной и ночной порции. Анализ проводят при диагностировании различных заболеваний.

Как собрать мочу: что не надо делать?

Нельзя брать для сбора мочи банки от консервации и детского питания. Плохо промытая посуда и остатки мыльного раствора искажают результаты диагностики. Также не рекомендуется собирать биоматериал с вечера: утренняя моча максимально информативна, хранить ее можно не более двух часов. Если оставить материал для анализа дома на более длительный срок, может образоваться осадок и достоверность результата вновь снизится. Лучше всего собирать мочу у ребенка сразу после пробуждения, такой материал считается самым информативным.

Как собрать мочу правильно?

Перевозить мочу нужно аккуратно при соблюдении определенных температурных условий. Сильный мороз или жаркая погода могут негативно сказаться на диагностике. Если погода за окном вызывает сомнение, воспользуйтесь термосумкой. Важно следовать следующим рекомендациям педиатров:

  • Не давайте ребенку за сутки перед сбором мочи незнакомых продуктов, не кормите его овощами и фруктами, в составе которых есть натуральные красители;
  • Поддерживайте нормальный температурный режим в помещении, малыш не должен перегреваться или мерзнуть;
  • Позаботьтесь о настроении ребенка – это тоже влияет на результат анализа, который может быть искажен из-за плохого эмоционального состояния;
  • Постарайтесь собрать самую первую порцию утреннего мочеиспускания, натощак перед утренним кормлением.

Гигиенические процедуры перед сбором мочи

Неправильная гигиена часто становится причиной плохого анализа и недостоверной диагностики, поэтому врач может назначить исследование повторно. Лучше всего позаботиться о соблюдении всех правил заранее. Чистота органов малыша – основа точных результатов!

Нередко на кожных складках скапливаются бактерии, которые легко проникают в контейнер для сбора мочи. Именно по этой причине чаще всего результаты анализы у ребенка бывают плохими.

Многие задаются вопросом: как правильно подмыть маленького ребенка? Если речь о малышах, то подмывать их нужно спереди назад, это касается и девочек, и мальчиков. Так минимизируется риск попадания бактерий в область половых органов. Мыть ребенка нужно непосредственно перед сдачей анализа, делать это надо быстро, так как малыши не умеют терпеть. Использовать отвары трав категорически запрещается – они могут вызвать аллергическую реакцию и спровоцировать болезненные ощущения и зуд у младенца.

Как собрать анализ у новорожденного?

Лучше всего расположиться для проведения всех манипуляций в ванной комнате – там намного удобнее собрать среднюю порцию мочи для анализа. Для того чтобы ускорить процесс, можно включить воду или напоить ребенка, он отреагирует мочеиспусканием.

Как собрать анализ у малыша?

У ребенка постарше собрать анализ несколько проще. По традиции некоторые родители терпеливо ждут около 1-2 месячного малыша с баночкой в руках. Однако существует более простой способ: использовать мочеприемник. Это специальный контейнер, который продается в аптеке. Он приклеивается на кожу в промежности, и моча собирается в стерильную емкость.

Опасаться за комфорт младенца нет причин: детский мочеприемник выполнен из эластичных гипоаллергенных, мягких на ощупь материалов. Его вместимость – 100 миллилитров. У малыша не останется никаких следов на коже после снятия устройства. В прилагаемой инструкции подробно описаны все действия, поэтому родители в легкостью решат поставленную задачу без особых проблем.

Сколько мочи достаточно?

Для достоверной диагностики достаточно немного – всего 50 миллилитров, а в случае с новорожденными даже меньше. Однако если мочи будет меньше, чем 20 миллилитров, исследование будет невозможно провести.

Как избежать ошибок?

Для того чтобы исключить ложные результаты и не пересдавать анализ мочи, важно избегать распространенных ошибок:

  • Не берите мочу из горшка, не выжимайте подгузник или пеленку;
  • Не сдавайте на анализ мочу не первого мочеиспускания;
  • Не держите материал в холодильнике с вечера и не замораживайте его;
  • Не используйте грязные контейнеры для сдачи и транспортировки;
  • Не переутомляйте ребенка и не допускайте эмоциональных перегрузок;
  • Не сдавайте анализ после приема лекарств или проведения инъекций.

Небольшие хитрости

Опытные родители делятся такими секретами, которые помогут облегчить процедуру сдачи анализа у малышей. Если ребенок спит в подгузнике, приготовьтесь сразу перед тем, как его расстегивать. Достаточно открыть памперс – и у ребенка начнется мочеиспускание, потому что ему станет прохладно. Для ускорения процесса можно сделать легкий массаж живота или поставить ребенка ножками в теплую ванну. Помогает и звук журчащей воды, который можно включить на телефоне. Соблюдайте правила сдачи анализов, и результаты диагностики будут максимально достоверными!

Источник

Среди всех нарушений мочеиспускания у детей значительное место занимает гиперактивный мочевой пузырь (ГАМП). Термин «гиперактивный мочевой пузырь», введенный Международным обществом по проблеме недержания мочи (International Continence Society, ICS), в детской урологии применяется с 2004 г. [1, 2]. Согласно ICS, руководству Европейской ассоциации урологов (European Association of Urology, EAU), руководству Немецкого общества детской и подростковой психиатрии, психотерапии и психосоматики (Deutsche Gesellschaft für Kinder und Jugendpsychiatrie, Psychosomatik und Psychotherapie, DGKJP), основными клиническими признаками ГАМП являются поллакиурия, императивные позывы к мочеиспусканию, императивное недержание мочи различной степени выраженности и энурез. Гиперактивный мочевой пузырь у детей характеризуется большим полиморфизмом клинических симптомов и их выраженности в силу возрастных особенностей темпов созревания симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС), нестабильности метаболизма головного мозга, а также присущей детскому организму склонности к развитию генерализованных реакций в ответ на локальное раздражение [3].

Читайте также:  Причины частого мочеиспускания при диабете 2 типа

Формирование ГАМП обусловлено патологией гипоталамо-гипофизарной системы, сопровождающейся задержкой созревания нервно-гуморальной регуляции акта мочеиспускания, ишемией детрузора и нарушением био­энергетики [4]. ВНС принадлежит важное, если не решающее, значение в поддержании гомеостаза, т. е. постоянства внутренней среды организма [5]. При нарушении регулирующего влияния ВНС развиваются не только расстройства мочеиспускания, но и сочетанные нарушения висцеральных органов [6]. Тем не менее, существует проблема всеобщей недооценки роли вегетативной дезадаптации в формировании здоровья детей. Сегодня для практикующего врача любые отклонения со стороны ВНС, как правило, расцениваются как патологические с неизменным диагнозом «синдром вегетативной дистонии (вегетососудистая дистония, СВД)», назначением медикаментозной терапии, освобождением от физических нагрузок и направлением к врачам-специалистам по принадлежности – кардиологу, невропатологу, гастроэнтерологу, нефрологу, урологу. В то же время те или иные признаки вегетативной нестабильности имеют довольно широкий диапазон интерпретации, обусловленный облигатностью факторов-стрессоров, толерантностью к ним компенсаторно-приспособительного аппарата, наследуемым типом реагирования, тренирующим свойством условий жизни. И если в настоящее время осознается роль средовых факторов, то закономерности и динамика трансформации приспособительно-компенсаторных реакций в ответ на их воздействие остаются за пределами внимания врача [7]. Несмотря на то, что как таковой нозологической единицы СВД не существует, на отдельных территориях России объем диагноза «синдром вегетативной дистонии» составляет 20-30% от всего объема зарегистрированных данных о заболеваемости, при этом он кодируется врачами и статистиками амбулаторно-поликлинических учреждений как соматический диагноз [8].

Давно известным является влияние психических процессов на функции мочевыводящей системы. При воздействии нервного напряжения, помимо прочего, изменяется тонус сосудов, вследствие чего ухудшается крово­снабжение почек, мочевого пузыря, что обусловливает изменение состава крови и мочи, оказывая воздействие на весь организм. Повышение тонуса означает также повышенную возбудимость сенсоров в стенке мочевого пузыря и вместе с этим сниженный порог возбуждения [9, 10]. Неоценима роль микросоциального окружения ребенка в формировании его здоровья. Доказано, что если число событий, приводящих к серьезным изменениям в жизни индивида, возрастает более чем в два раза по сравнению со средним числом, то вероятность заболевания составит 80%. У ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска возникновения заболевания. Состояние ребенка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации (M. Basquen, 1983). Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов (H. Jaklewicz, 1988). В то же время наличие прочной социальной поддержки благоприятно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний (G. Ammon, 1978).

В этой мультифакторной модели синдрома гиперактивного мочевого пузыря психологические факторы могут выступать как провоцирующие и определяющие тактику терапевтических мероприятий.

Клинический случай

Первый визит 15.12.2015 г.

Больной К., 14 лет, обратился с жалобами на учащенные мочеиспускания малыми порциями, императивные позывы. Длительность заболевания до момента обращения за медицинской помощью – около трех месяцев. Из сопутствующих жалоб выявлены головные боли, утомляемость, раздражительность, нарушения сна. До посещения уролога к другим специалистам не обращался, не лечился.

Anamnesis morbi: первые симптомы расстройства мочеиспускания появились в конце сентября 2015 г., после начала обучения в новой школе. Ни мама, ни ребенок не связывали начало заболевания с каким-либо фактором. После наводящих вопросов подросток расплакался и рассказал о том, что в школе «его все достали», что имеется конфликт со сверстниками в виде несоответствия поведения подростка требованиям одноклассников и педагогов. Поллакиурия и императивные позывы отмечались только в дневное время, как правило, в школе. Обследован по месту жительства – общий анализ мочи, проба Нечипоренко – без патологии. УЗИ почек и мочевого пузыря до и после микции – эхографически структурных изменений не выявлено, уродинамика не нарушена, остаточной мочи нет. Анализ амбулаторной карты патологии анализов мочи на протяжении жизни не выявил.

Anamnesis vitae: от 2-й беременности (первая – выкидыш), протекавшей на фоне угрозы прерывания, фетоплацентарной недостаточности (ФПН), хронической внутриутробной гипоксии плода (ХВГП). Роды первые, путем кесарева сечения, вес 2950 г, 50 см, оценка по Апгар 7-8 баллов. Грудное вскармливание до трех месяцев, в последующем – искусственное. Первые три года жизни ребенка травм, операций не было, но зарегистрированы госпитализации в стационар по поводу обструктивного синдрома.

Семейный анамнез: семья полная, ребенок в семье единственный. Отец часто в длительных командировках, эмоциональной близости с ребенком не имеет. Мама робкая, во время приема постоянно извиняется, на лице и шее яркая пятнистая гиперемия. Первые 6 лет жизни ребенка в семье были ссоры, скандалы.

Перенесенные заболевания: перинатальная энцефалопатия, частые ацетонемические состояния, обструктивный бронхит.

Наследственность: по заболеванию почек не отягощена. У отца – язвенная болезнь желудка, у мамы нестабильное артериальное давление.

Объективный осмотр: обращает на себя внимание поза ребенка – скрещенные руки и ноги, опущенная голова, скованность, а также гипергидроз кистей рук, нарушение осанки. По органам мочеполовой сферы патологии не выявлено. Область спины, крестца и копчика визуально не изменены. Бульбокавернозный рефлекс сохранен. Стул со склонностью к запорам.

Комплексное обследование включало в себя общие для матери и ребенка методы: оценку жалоб, структурированный сбор анамнеза, выявление симптомов вегетативной дисфункции с применением вопросника А. М. Вейна (1998), клиническую оценку состояния нижних мочевых путей (дневник спонтанных мочеиспусканий, оценка синдрома императивного мочеиспускания с помощью квалиметрических таблиц Е. Л. Вишневского, 2001). Ребенку проведено уродинамическое исследование – урофлоуметрия (UROCAP, Канада) и кардиоинтервалография (КИГ). Дополнительно у матери использовалась Международная шкала для выявления симптомов нижних мочевых путей (IPSS), включающая оценку качества жизни в связи с симптомами дисфункции нижних мочевых путей (QOL).

Результаты обследования: по результатам вопросника А. М. Вейна у ребенка и матери выявлены вегетативные расстройства выраженной степени (35 и 56 баллов соответственно, при норме до 15 баллов), исходный вегетативный статус обоих характеризовался симпатикотонией. Кардиоинтервалография и клиноортостатическая проба (КОП) ребенка показали тяжелый вариант дезадаптации вегетативной регуляции (исходный вегетативный тонус (ВТ) – симпатикотония, вегетативная реактивность (ВР) – гиперсимпатикотония, КОП – сниженная реакция на ортостаз). По клинической оценке мочеиспускания – мочеиспускание ребенка 6-8-15 раз в сутки, свободное, безболезненное, напряженной струей, с чувством полного опорожнения мочевого пузыря. Среднеэффективный объем мочевого пузыря 100 мл, максимальный 350 мл (утром). Императивные позывы каждый день, 2-3 раза в день, периодически – ложные позывы к мочеиспусканию. Днем и ночью мочу удерживает. Расстройства мочеиспускания провоцируются и усугубляются психоэмоциональным напряжением. Тестирование с помощью таблицы показало, что у ребенка имеет место синдром императивного мочеиспускания, обусловленный гиперрефлекторной дисфункцией мочевого пузыря. Суммарный балл расстройств мочеиспускания – 13 (средняя степень). Урофлоуметрия – стремительное мочеиспускание.

Результат оценки нижних мочевых путей матери: расстройства моче­испускания в виде симптомов нижних мочевых путей средней степени тяжести. Индекс качества жизни (QOL) мать оценивала как «в общем, неудовлетворительно». У матери зарегистрированы на протяжении жизни признаки цистита.

Несмотря на то, что результаты обследования свидетельствовали о явном соматизированном проявлении психовегетативного синдрома, ребенку установлен диагноз «гиперактивный мочевой пузырь с рубрикой МКБ-10 N31.1 – Рефлекторный мочевой пузырь, не классифицированный в других рубриках», так как в силу своей специальности мы не можем использовать классификационные коды психопатологии.

Читайте также:  При приеме хофитола частое мочеиспускание

С учетом полученных результатов исследований, дисфункционального характера семейных взаимоотношений, идентичности вегетативного реагирования дезадаптивного характера и расстройств мочеиспускания матери и ребенка был назначен комплекс лечебных мероприятий в паре «Мать и дитя». Общими были рекомендации: режим труда и отдыха, регулярная общеразвивающая физическая нагрузка, лечебная физкультура, фитнес (маме), индивидуальная и семейная психотерапия, направленная на выработку совладающего поведения и повышение стрессоустойчивости. Ребенку рекомендовано 10 процедур транскраниальной магнитотерапии бегущим магнитным полем (аппарат «Амус-01-Интрамаг» и приставка к нему «Оголовье»). Транскраниальная магнитотерапия бегущим магнитным полем обладает ноотропным, мнемоторным, вазовегетативным, адаптогенным, а также седативным и антидепрессивным действием [11].

Матери и ребенку назначили медикаментозную терапию: препарат Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день ребенку, маме – Тенотен по 1 таблетке 2 раза в день (до 4 приемов в сутки при необходимости), курсом 3 месяца. Препарат Тенотен относится к фармакологической группе анксиолитиков, ноотропов. Препарат создан на основе релиз-активных антител к мозгоспецифическому белку S-100. Тенотен и Тенотен детский оказывают успокаивающее, противотревожное (анксиолитическое) действие, не вызывая нежелательного гипногенного и миорелаксантного эффекта. Улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок. Ингибирует процессы перекисного окисления липидов.

С лечебно-профилактической целью для предупреждения вторичных осложнений ГАМП в виде инфекции мочевых путей рекомендован растительный препарат Канефрон Н – по 2 недели в месяц на протяжении трех месяцев. Дозировка для ребенка – по 25 капель 3 раза в день, маме – по 50 капель или 2 таблетки 3 раза в день. Фармакологические свойства составляющих Канефрона Н (золототысячник, любисток, розмарин) обеспечивают его многогранное и разнонаправленное действие (диуретическое, противовоспалительное, спазмолитическое, антимикробное, вазодилаторное, нефропротекторное). Препарат может применяться как в качестве монотерапии при неосложненных инфекциях нижних мочевых путей, так и в составе комплексной длительной противорецидивной терапии пиелонефрита, пузырно-мочеточникового рефлюкса, обменных нефропатий и нейрогенных дисфункций мочевого пузыря.

Следующий визит был запланирован через 3 месяца, по необходимости – раньше.

Второй визит 21.03.2016 г.

Мама подростка отметила улучшение в виде уменьшения конфликтных ситуаций в семье и школе, значительное урежение и снижение выраженности расстройств мочеиспускания в виде поллакиурии, императивных позывов. Исследование вегетативной нервной системы матери и ребенка показало значительное снижение выраженности симпатикотонии, повышение показателей адаптивных характеристик. По данным клинической оценки мочеиспускания и урофлоуметрии ребенка отмечено улучшение адаптации детрузора мочевого пузыря в 2 раза. Тем не менее, значимые для ребенка стрессовые ситуации провоцировали ургентность мочеиспускания. Анализы мочи матери и ребенка в динамике без патологии. Физикальное обследование пациента патологии мочеполовой сферы не выявило. Оценка нижних мочевых путей матери показала расстройства мочеиспускания в виде симптомов нижних мочевых путей легкой степени тяжести. Индекс качества жизни (QOL) мать оценивала уже как «удовлетворительно». У матери за истекшее время явлений цистита не зарегистрировано.

С учетом сохраняющейся клиники расстройств мочеиспусканий и наличия резидуального фона ребенка терапия была продолжена препаратом Пантогам и биологически-активной добавкой Элькар. Пантогам и Элькар эффективно применяются в лечении детей с гиперактивным мочевым пузырем [11-13]. Пантогам – естественный метаболит гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в нервной ткани. Его фармакологические эффекты обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторно-канальный комплекс, оказывающий также активирующее влияние на образование ацетилхолина. Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренного седативного эффекта улучшает интегративные функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствует полноценному отдыху. У детей с нарушениями мочеиспускания положительный эффект обусловлен вегетотропной активностью препарата, его транквилизирующим действием, способностью повышать контроль подкорковых областей, стимулировать корковую деятельность и формировать условно-рефлекторные связи. Пантогам также действует непосредственно на функцию сфинктера, влияя на ГАМК-рецепторы, расположенные в том числе и в мочевом пузыре. Пантогам был рекомендован ребенку в дозировке 0,5 × 3 раза в день, курсом 2 мес.

Элькар (L-карнитин) – природная субстанция, производимая организмом, имеющая смешанную структуру деривата аминокислоты, родственная витаминам группы В. Карнитин прямо или косвенно участвует в метаболизме жирных кислот, глюкозы, кетоновых тел и аминокислот, способствуя процессу энергообразования. Средство в виде 30% раствора было рекомендовано в дозировке 30 мг/кг/сут в 2 приема за 30 минут до еды, продолжительностью 2 месяца. Повторный осмотр назначен через 3 месяца, при необходимости – раньше.

Третий визит 21.06.2016 г.

Мама сообщила об отсутствии расстройств мочеиспускания у себя и ребенка даже после окончания лечения. Значительно улучшились отношения со сверстниками и гармонизировались семейные взаимоотношения за счет обучения методам конструктивного разрешения конфликтов и способам совладающего поведения матери и ребенка. Проведенный комплекс обследования не выявил отклонений в функции мочевого пузыря и состоянии вегетативной нервной системы.

Обсуждение

Доминирующей тенденцией в обычной терапии гиперактивного мочевого пузыря служит пероральное применение М-холинолитиков (Дриптан). У некоторых пациентов такая терапия может быть эффективной, однако при ее прерывании заболевание рецидивирует, к тому же известно о множестве побочных эффектов такого лечения. В педиатрической практике нередко недооценивается роль психологических стрессовых факторов и симптомов вегетативной дисфункции в развитии соматического заболевания, что влечет за собой необоснованные инструментальные исследования и неадекватную медикаментозную терапию. При наличии стресс-индуцированного соматизированного расстройства мочеиспускания инструментальные исследования (уродинамические, рентгенологические) могут усугубить адаптационно-регуляторный дисбаланс и клинические проявления расстройств моче­испускания. У больных с синдромом ГАМП на фоне вегетативной дезадаптации, истощения приспособительно-компенсаторных реакций в условиях социально-средовой агрессии (в случаях, аналогичных описанному) обсуждаемую терапию целесообразно проводить в паре «Мать и дитя». Обычно это дает отличный результат, позволяя довольно быстро и стойко купировать симптомы заболевания, стимулировать реакцию саногенеза и избежать применения М-холинолитиков.

Литература

  1. Морозов С. Л., Гусева Н. Б., Длин В. В. Перспектива энерготропной терапии нейрогенной дисфункции мочевого пузыря // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2013. Т. 58. № 5. С. 35-38.
  2. Raes A., Hoebeke P., Segaert I. et al. Retrospective analysis of efficacy and tolerability of tolterodine in children with overactive bladder // Eur. Urol. 2004. Vol. 45. № 2. P. 240-244.
  3. Белобородова Н. В., Попов Д. А., Вострикова Т. Ю., Павлов А. Ю., Ромих В. В., Москалева Н. Г. Дисфункции мочевых путей у детей: некоторые вопросы диагностики и пути эффективной терапии // Педиатрия. 2007. Т. 86. № 5. С. 51-54.
  4. Джавад-Заде М. Д., Державин В. М., Вишневский Е. Л. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря / Под ред. М. Д. Джавад-Заде, В. М. Державина; АМН СССР. М.: Медицина, 1989. 382 с.
  5. Вейн А. М. Вегетативные расстройства. М., 2000. 749 с.
  6. Морозов В. И. Сочетанные дисфункции висцеральных органов у детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря // Педиатрия. 2007. Т. 86. № 6. С. 35-40.
  7. Кушнир С. М., Антонова Л. К. Вегетативная дисфункция и вегетативная дистония. Тверь, 2007. 215 с.
  8. Акарачкова Е. С. К вопросу диагностики и лечения психовегетативных расстройств в общесоматической практике // Лечащий Врач. 2010. № 10.
  9. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей. Спб: Питер, 2000. 507 с.
  10. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996. С. 33-439.
  11. Отпущенникова Т. В., Казанская И. В. Современные методы лечения энуреза у детей // Лечащий Врач. 2009. № 9. С. 47-51.
  12. Длин В. В., Морозов С. Л., Гусева Н. Б., Шабельникова Е. И. Патогенетическое обоснование применения ноотропных препаратов у детей с гиперактивным мочевым пузырем // Эффективная фармакотерапия. 2014. № 2. С. 6-10.
  13. Длин В. В., Гусева Н. Б., Морозов С. Л. Гиперактивный мочевой пузырь. Перспективы энерготропной терапии // Эффективная фармакотерапия. 2013. № 42. С. 32-37.

Т. В. Отпущенникова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

Контактная информация: tkatina1@yandex.ru