Сказка о мочевом пузыре
«В гостях у мочевого пузыря»
Мы отправляемся в гости к твоему
мочевому пузырю и к твоему мозгу, — сказала Сэм. — Закрой глаза, скажи
волшебное слово «абракадабра», и мы отправимся.
Энни закрыла глаза и произнесла
несколько раз слово «абракадабра», послышался какой-то резкий щелчок,
сопровождавшийся не то шипением, не то свистом.
— Смотри, — сказала Сэм, — мы
внутри твоего тела. Энни посмотрела. Они плыли вниз по реке на красивом голубом
ботике. Энни стояла за рулевым колесом. На ней был необыкновенный белый
форменный костюм. На груди золотыми буквами было написано: «Капитан Энни».
— Вот это да! Просто не верится!
— восторженно воскликнула Энни.
— Мы плывем к мочевому пузырю, —
сказала Сэм. — Следи за сигнальными знаками.
Энни посмотрела вокруг. По обе
стороны реки, на ее берегах стояли большие белые указательные столбы. На одном
была стрелка, указывающая назад. На ней крупными буквами было написано:
«ПОСЕТИТЕ ЛЕГКИЕ», а внизу, более мелко: «Свежий воздух». Рядом, на другом
знаке, указывающем в сторону, она прочла: «ЛОВИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ВОЛНЫ — отдых в
мозгу». Последний указательный столб стоял как раз перед ними. Надпись гласила:
«ВЫ ВСТУПАЕТЕ ВО ВЛАДЕНИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ — сядьте поудобнее и расслабьтесь».
— Прекрасно! Что я должна делать?
— спросила Энни.
— Веди ботик прямо вперед, —
ответила Сэм. — Ты просто молодчина!
Энни вела ботик по прямой.
— Мне это очень нравится. Это так
интересно! — сказала она.
— Ты — просто классный капитан, —
похвалила ее Сэм. — Сейчас поверни направо, в сторону стрелки.
Энни повернула направо и
оказалась у небольшого причала.
— Здесь можно пришвартоваться, —
сказала Сэм. — Мочевой пузырь — прямо перед нами.
Раздувшись от сознания своей
важности, пузырь сидел, вальяжно развалясь в кресле, когда к нему приблизилась
Энни. Он был удивлен ее появлением, но все-таки лениво и небрежно поздоровался
с ней:
— Привет, детка.
— Во-первых, — парировала Энни, —
я тебе не детка. Ты у меня в подчинении и потрудись зарубить это у себя на
носу.
Пузырь явно испугался. Он вскочил
на ноги и встал по стойке смирно.
— Во-вторых, — продолжала Энни, —
я хочу научить тебя лучше контактировать с мозгом ночью.
— Конечно, конечно, сэр…
э-э-э… мисс… э-э-э… начальница, — пролепетал пузырь. — Что прикажете
делать?
— Кричать.
Мочевой пузырь был обескуражен.
— Кричать? — повторил он в
недоумении. — Но ведь для крика нужно напрягаться. Разве не легче просто тихо
прошептать?
— Нет! — твердо отрезала Энни. —
Нужен крик. Шепот не срабатывает. Теперь давай посмотрим, как это у тебя
получается.
— Слушаюсь! — сказал пузырь. Он
подошел к телефонному аппарату, набрал «М О 3 Г» и крикнул в трубку.
Энни подпрыгнула от испуга.
— В общем, неплохо, — сказала
она. — Попробуй все-таки немного погромче.
После нескольких попыток Энни
осталась довольна:
— Вполне прилично. Теперь я хочу
поговорить с мозгом. Мозг выглядел довольно сердитым, когда Энни подошла к нему
поближе.
— Этот дурень пузырь… Хоть кол
на его голове теши: все время орет и будит меня, как только я начинаю засыпать.
Вот бестолочь!
— Это я ему так велела, — сказала
Энни.
— Правда? — удивился мозг. — Что
за блажь? Зачем тебе это надо?
— А затем, голубчик, что когда он
наполнится, он должен тебя разбудить, чтобы я могла успеть дойти до туалета.
Мозг задумался, и пока он думал,
стояла полная тишина.
— Ага, — сказал он наконец. —
Значит, насколько я понял, ты хочешь, чтобы я увеличил громкость телефонного
звонка?
Энни была озадачена.
— Я сделал звонок потише, потому
что не хотел, чтобы меня будили.
— Я полагаю, ты смозговал не
очень удачно, — съехидничала Энни. — Из-за того, что ты не проснулся, пузырь
выпустил свою мочу не в унитаз, а в мою постель.
— Вот как?! — удивился мозг. — Я
просто не подумал об этом.
Энни начала что-то говорить, но
мозг прервал ее.
— Теперь, когда я знаю, что к
чему, — сказал он, — я поставлю телефонный звонок на максимальную громкость.
— Правильно, — согласилась Энни.
— Теперь, ребята, я хочу
посмотреть, как вы устанавливаете связь между собой.
Энни стояла и смотрела, как
мочевой пузырь взял телефонную трубку и закричал во весь голос:
— Мне нужно опорожниться!!!
Мозг тотчас проснулся, приказал
Энни встать и направил ее стопы через холл прямо в туалет.
— Молодцы, ребята! Я буду
приходить сюда ежедневно, наблюдать, как вы практикуетесь. Так что держитесь!
Не ударьте в грязь лицом!
Затем Энни попрощалась с ними и
удалилась восвояси в хорошем расположении духа.
Источник
Детский энурез — явление больше психологическое, нежели физиологическое. Сказкотерапия направлена на коррекцию психики и избавление от проблемы. С помощью сказочных историй можно избавить ребенка от заболеваний, вызванных психологическими факторами, страхами, эмоциональными переживаниями. Существует несколько видов рассказов и сюжетов, которые помогут малышу устранить энурез.
Чем полезна сказкотерапия от энуреза?
Сказкотерапия направлена на избавление малыша от энуреза. Ведь малыш знает о своем заболевании, но не имеет понятия, как его устранить. Интересные истории, в которых проблема показана завуалированно, подсказывают выход, и помогают малышу справиться со своими страхами и эмоциями. К тому же опытный психолог в общении с ребенком обязательно найдет тайную или явную причину недержания мочи. Показаниями к сказкотерапии при энурезе могут стать такие факторы:
- семейные драмы и ссоры;
- переезд на новое место;
- военный конфликт;
- значительная перемена в жизни (поступление в садик или школу);
- конфликты со сверстниками;
- боязнь темноты, неведомых существ и т. д.
Вернуться к оглавлению
Какую сказку почитаем?
Лучше всего выбирать истории с сюжетом, которые не обидят ребенка и не унизят из-за его болезни. Страшных рассказов также не нужно избегать, хотя к ним следует относиться избирательно. В страшных сказочных историях не должно быть излишне кровавых сцен, жестокости, людоедства (например, сказки братьев Гримм). Основные виды сказочных историй для лечения энуреза:
Народные сказки улучшат период адаптации ребенка к новым условиям.
- Народная. В них открывается ум, смекалка, хитрость и взаимовыручка героев. Это поможет малышу правильно адаптироваться в коллективе и устранить энурез, ели причина в этом.
- Дидактическая. Она несет информационный характер. С ее помощью можно проработать модель поведения малыша. Может история окажется поучительной, это повлияет на ребенка и проблема энуреза решится.
- Психокоррекционная. Помогает найти решение какой-то одной проблемы. Полезна для устранения единственной ситуации, которая спровоцировала недержание мочи.
- Психотерапевтическая. Такие рассказы помогают малышу справиться со своими страхами и неуверенностью в себе.
- Художественная и авторская. Сказки объединяют в себе элементы дидактических и психокоррекционных историй, а также сочиняются индивидуально для ребенка, чтобы помочь справиться с энурезом.
Вернуться к оглавлению
Сказка: лечимся от энуреза — развиваемся как личность
Сказочные истории помогают ребенку понять проблему, пережить ее и справиться с энурезом.
Слушая занимательную историю, малыш может поучаствовать в ее создании. Не нужно запрещать малышу фантазировать, переиначивать сюжет или требовать сидеть неподвижно. Методика сказкотерапии подразумевает лечение психологических проблем, повлекших энурез, именно участием. Это:
В процессе чтения сказки мамой малыш может рисовать ее героев.
- обдумывание сюжета;
- зарисовка героев в процессе чтения;
- изготовление ребенком фигурок и куколок героев, а также самостоятельная постановка сказочного рассказа;
- карточки с архетипичными изображениями, которые подскажут о внутренних переживаниях малыша.
Вернуться к оглавлению
Каким сюжетом полечимся?
Сюжет | Терапия |
Анималистический | Истории на примере взаимодействия животных наиболее близки и понятны детям |
Бытовой | Показывает со стороны сложные семейные ситуации и выход из них |
Трансформационный | Проектирует любые жизненные ситуации в сказочный сюжет и помогает найти правильное решение |
Страшный | Малыш избавляется от страхов |
Сказка способна извлечь негативные эмоции из подсознания и облегчить состояние малыша | |
Волшебный | Развивает способность сочинять и мыслить |
Отвлекает от негативных жизненных моментов | |
Развивает и обогащает духовно |
Вернуться к оглавлению
Лечим энурез популярными сказками
Как Красная Шапочка водосток чинила
Для терапии заболевания можно использовать сказку с введением Красной Шапочки как главной героини.
Однажды собралась Красная Шапочка навестить бабушку. Собрала корзинку и пошла в гости. Дойдя до бабушкиного домика, девочка увидела водосток. Он был неисправен и из него капала вода. Тогда Красная Шапочка подошла к сосне и соскребла со ствола немного смолы. Этой смолой она замазала дырочку в водостоке и водичка течь перестала. Довольная Красная Шапочка подхватила корзинку и побежала в домик к бабушке.
Вернуться к оглавлению
Как Белоснежка крышу чинила
Однажды утром за завтраком один из 7-ми гномиков пожаловался Белоснежке, что плохо спал. Всю ночь на него с потолка капала вода и наутро он проснулся весь мокрый. Когда гномики позавтракали и отправились работать в шахту, Белоснежка решила взобраться на крышу и посмотреть, в чем дело. Оказалось, небольшая черепица сдвинулась в сторону, образовав отверстие. Из него и сочилась вода. Тогда Белоснежка задвинула черепицу на место и на следующее утро гномик проснулся сухой и довольный.
Источник
Рекомендации по тренировке мочевого пузыря
(С использованием цитат из книги Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…»)
1. Дайте ребенку простое объяснение того, как работает мочевой
пузырь, помогите ему понять причины недержания мочи. Помните, понимание
проблемы — первый шаг к ее разрешению.
Слачала Сэм нарисовала контуры девочки. «Представим, что это — твое
тело, — сказала она. — Ты, наверно, знаешь, что внутри твоего тела есть
сердце, желудок, легкие и т. д.»
Энни утвердительно кивнула головой. «Мы учили это в школе, — сказала
она. — Они называются органами и выполняют различную работу».
«Правильно, — сказала Сэм. — В человеческом теле множество органов, и
все они выполняют свою особую работу. Один из таких органов, о котором
ты, может быть, не слышала, — мочевой пузырь».
Энни покачала головой. Ей никто никогда не говорил о мочевом пузыре.
«А что он делает?» — спросила она.
«Его задача — собрать всю мочу, которая больше не нужна телу. Потом,
когда пузырь наполняется, он сообщает об этом мозгу, мозг посылает тебя
в туалет, а пузырь выжимает мочу в унитаз».
«А почему же мой пузырь выжимает ночью мочу в постель?» — спросила Энни.
«Существует несколько причин, почему это может происходить. В конце
мочевого пузыря есть мышца, которая открывает и закрывает его. Если
мышца слабая, моча выходит раньше, чем нужно. Значит, один из путей,
ведущих к сухой постели по ногам — упражнять эту мышцу и укреплять ее».
«Понятно», — сказала Энни. Она хотела, чтобы мышцы ее мочевого пузыря
были крепкими и чтобы утром она просыпалась в сухой постели.
2. Научите ребенка упражнениям на укрепление мышц мочевого пузыря.
«А с чего бы ты хотела начать?» — спросила Сэм.
Энни подумала немного и сказала: «Пожалуй, я бы хотела сначала научиться укреплять мышцы моего пузыря».
«Это нетрудно, — сказала Сэм. — Ты знаешь, что лучше всего мышцы можно укрепить путем упражнений».
«Да, — сказала Энни. — Если ты часто поднимаешь тяжести, мышцы рук
становятся крепкими, а если ты много ходишь пешком, укрепляются мышцы
ног».
«Верно, — подтвердила Сэм. — Лучший способ тренировки мышц — это
упражнять их как можно больше. Мы уже говорили, что мышцы мочевого
пузыря управляют его «воротами». Они используются для их открытия, чтобы
выпустить могу, или для закрытия, чтобы ее удержать. В туалете
попытайся задержать струю мочи и потом снова ее отпустить. Это упражняет
мышцы мочевого пузыря и укрепляет их».
«Я вижу — это все не так сложно, — сказала Энни. — А сколько раз нужно проделывать это упражнение?»
«Каждый раз, когда ты мочишься, нужно раз десять прерывать и снова
отпускать струю мочи. Этого не нужно делать только тогда, когда ты идешь
в туалет последний раз перед сном. Тогда просто нужно дать всей моче
выйти».
«Хорошо, — сказала Энни, — я начну это делать прямо со следующего
раза, когда пойду в туалет. И скоро у меня будут самые крепкие мышцы
мочевого пузыря во всем мире».
Если ребенку сложно понять, как можно задержать струю мочи,
воспользуйтесь советом известного психотерапевта М. Эриксона, который он
дал одиннадцатилетней девочке, страдающей энурезом.
Эриксон: А теперь я задам тебе очень простой вопрос и хочу получит
очень простой ответ. Допустим, ты сидишь в туалете и мочишься, и в это
время кто-то заглядывает в дверь. Что с тобой будет?
Девочка: Я замру.
Эриксон: Правильно. Ты замрешь и перестанешь мочиться. Как только
незнакомая голова уберется из двери, ты можешь продолжить свое дело.
Тебе нужно только попрактиковаться: начать мочиться и остановиться,
начать и остановиться самой по себе. Иногда ты забудешь практиковаться,
но это ничего. Твое тело тебя не подведет и всегда даст тебе не одну
возможность попрактиковаться. Полагайся на свое тело.
3. Научите ребенка упражнениям на задержание мочи и растягивание мочевого пузыря.
«Еще ты должна знать, — сказала Сэм, — что мочевой пузырь похож на
шар. Он очень эластичен и может удерживать огромное количество мочи. Но
некоторые мочевые пузыри забыли, как нужно растягиваться. Они думают,
что переполнены, тогда как на самом деле в них совсем мало мочи. Если бы
они научились растягиваться, то стали бы достаточно вместительными,
чтобы удерживать мочу всю ночь, и вам не нужно было бы вставать и идти в
туалет».
«А можно научить мочевой пузырь лучше растягиваться?» — спросила Энни.
«Конечно, можно. Слушай, — сказала Сэм. — Когда пузырь хочет
освободиться от мочи, он посылает сигнал мозгу, чтобы тот сообщил тебе,
что пора сходить в туалет. В следующий раз, когда такое произойдет,
вместо того, чтобы сразу бежать в туалет, посмотри, не можешь ли ты
немного переждать. Терпи как можно дольше. Если ты будешь это делать
постоянно, ты натренируешь пузырь держать мочу все дольше и дольше и,
кроме того, научишь его растягиваться, чтобы вмещать больше моги. Таким
образом, он сможет удерживать могу всю ночь и не беспокоить тебя».
«Это здорово — обрадовалась Энни. — Теперь я буду стараться задерживать могу всякий раз, когда мне захочется пойти в туалет».
Когда ребенок упражняется в задержании мочи, рекомендуется отвлекать его внимание разговорами, играми и т. д.
4. Начните измерять объем мочевого пузыря ребенка.
«Нужно измерить количество мочи, которое твой пузырь способен
удержать. Таким образом, ты сможешь определить его объем, а также
измерить его, когда он нагнет растягиваться».
«А как это делается?» — спросила Энни.
«Довольно просто, — ответила Сэм. — Прежде всею, пей как можно
больше жидкости. А потом, когда тебе захочется в туалет, повремени
столько, сколько сможешь. Когда же больше не можешь терпеть, помочись,
но не в унитаз, а в большую банку, которую даст тебе твоя мама. Она же
поможет тебе измерить количество мочи, и таким образом ты узнаешь
размеры и объем своего мочевого пузыря. Лучше это делать утром, можно
два раза в неделю, и ты увидишь, как твой пузырь будет становиться все
больше и больше. Возможно, он увеличится не сразу: одни пузыри
растягиваются медленнее, другие быстрее, но если ты будешь упорно
продолжать эти упражнения, твой мочевой пузырь научится растягиваться и
удерживать больше мочи.
«Кстати, — добавила Сэм, — вообще в течение дня пить надо много, так
как это даст пузырю больше мочи, которая ему нужна для упражнения в
растягивании». «Да, чуть не забыла, — спохватилась она. — Есть вещи,
например шоколад, кока-кола и кофе, которые не следует есть или пить на
ночь. Они как бы щекочут мочевой пузырь, и у него появляется желание
отпустить мочу на волю».
Перед измерением объема мочевого пузыря ребенку нужно пить как можно
больше жидкости. Для этой цели особенно рекомендуются напитки,
содержащие углекислоту и кофеин, которые оказывают слабо раздражающее
действие. Это ускорит позыв к мочеиспусканию после питья. Рекомендуется
также соленая пища, которая вызывает жажду у ребенка. Помните, что в
среднем у ребенка от б до 12 лет объем мочевого пузыря равен 30 мл на
каждый год возраста. Если результаты измерения объема мочевого пузыря
непоследовательны, ориентируйтесь на максимальную цифру.
5. Нарисуйте большую красочную таблицу, где будете отмечать
выполнение упражнений, записывать, как долго ребенок может терпеть,
задерживая мочу, и насколько увеличивается объем его мочевого пузыря.
Поддерживайте в детях моральный дух и уверенность в себе, исключите
упреки и наказания за «мокрые ночи», поощряйте за «сухие» ночи и
регулярное выполнение упражнений, внушайте ребенку, что он прекрасно
делает свое дело.
Хотелось бы особо отметить, что в решении проблемы энуреза важно научить ребенка контролировать процесс мочеиспускания.
Источник
На сегодняшний день специалисты все больше сталкиваются с психологическими причинами различных заболеваний. К психосоматическим недугам относят энурез. Сказкотерапия — эффективный метод, разработанный психологами и психотерапевтами для устранения недержания мочи, вызванного психологическим характером.
Детское недержание мочи можно устранить путём рассказа успокоительных сказок на ночь.
Общие сведения
Сказкотерапия — методика, которая направлена на выздоровление ребенка. При составлении терапевтического рассказа специалист сосредотачивается на одной проблеме, вследствие этого история получается узкой направленности и приносит ожидаемый эффект в лечении психосоматических болезней. Для каждого отклонения требуется особый взгляд в составлении и техники рассказа терапевтической истории.
Вернуться к оглавлению
Показания
Терапия с использованием специальных рассказов используется: при разнообразных психосоматических болезнях, при частом страхе ребенка, в устранении проблем поведения у детей и при переживании сильных эмоциональных состояний. Ребенку, знающему о своей проблеме, неприятно и болезненно каждое напоминание о ней со стороны. Однако, ненавязчивая помощь в виде терапевтической истории поможет малышам совладать со своим страхом и параллельно этому покажет на примере как можно справиться в сложившейся ситуации.
Вернуться к оглавлению
Виды сказок
Выделяют такие основные виды терапевтических рассказов:
- художественный;
- народный;
- авторский художественный;
- дидактический;
- психокоррекционный;
- психотерапевтический.
Вернуться к оглавлению
Основные сюжеты
В каждом виде сказки применяются свои особенные сюжетные линии и структурирование текста для достижения наибольшего благоприятного исхода терапии психосоматики. Для лечения энуреза с помощью данной методики следует проконсультироваться со специалистом для правильного подбора вида и сюжета терапевтической истории. К основным сюжетам относят:
- сказки про животных и взаимодействие с ними (детям дошкольного возраста особенно понятна сюжетная линия про зверей);
- истории с бытовым содержанием (используются в решении конфликтных ситуаций и в пояснениях сложностей взаимоотношений в семье);
- трансформационные рассказы (применяются для поднятия самооценки ребенка);
- истории со страшным сюжетом (с помощью страшилок ребенок способен пережить страшные моменты во время истории, что повлияет на избавление от тревожности в настоящей жизни);
- рассказы с волшебством (идеальны для ребенка 6—7 лет, способствуют духовному развитию ребенка).
Вернуться к оглавлению
Основные методы сказкотерапии при энурезе
К основным методам сказкотерапии энуреза и других болезней психологического характера относят:
- придумывание истории и рассказывание (ребенок может помогать в процессе рассказывания);
- рисование рассказа (способствует большему эмоциональному выражению);
- кукольное изготовление (изменяет личность ребенка);
- использование карт с архетипами.
Вернуться к оглавлению
Лечение энуреза с помощью известных сказок
Сказка про Красную Шапочку
Красная Шапочка, пройдя длительное расстояние в лесу, вышла к бабушкиному домику. Перед входом в него, девочка заметила сломанный водосточный канал, из которого капала вода. Красная Шапочка захотела починить канал, а потом зайти к бабушке. Поставив корзинку с гостинцами в сторону, она направилась к пристройке и нашла там смолу. С помощью лестницы девочка поднялась вверх и закрыла отверстие смолой. Вода перестала течь. Красная Шапочка взяла корзинку и радостно зашла в бабушкин дом.
Вернуться к оглавлению
Сказка про Белоснежку
С утра, перед уходом на шахту, один из гномиков рассказал Белоснежке, что во время ночного сна ощущал с потолка капли воды и из-за этого после пробуждения был мокрый. Белоснежка обещала устранить поломку. После того как все гномики отправились на работу, девочка забралась на крышу и увидела черепицу, которая сдвинулась вбок. Белоснежка поправила ее. Следующим утром гномик рассказал Белоснежке, что проснулся сухим и его сон был спокойным.
Источник