С какого возраста ребенок контролировать мочеиспускание
Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.
Важные факторы
Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:
- Насколько развит мозг ребенка (его кора).
- Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
- Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.
Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.
Раннее приучение или выработка рефлекса?
По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».
Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.
Рефлекс выглядит как «слова родителей – наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.
Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».
Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.
В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?
Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Доктор не отрицает, что некоторые удачи в контроле мочеиспусканий возможны и намного раньше, однако большинству родителей стоит ожидать стойких успехов в «общении» с горшком не раньше двухлетнего возраста.
Нормы, установленные специалистами
В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:
- Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
- Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
- Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.
На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.
О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:
- Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
- У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
- Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
- Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
- Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
- Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
- Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
- Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.
Как приучать: основные принципы
Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.
Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.
Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.
Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.
Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.
Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.
Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.
Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.
Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.
Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.
Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.
Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.
Источник
Если вы решили, что настало время приучить малыша к горшку, можете воспользоваться одной из проверенных методик, позволяющих это сделать за неделю или даже за несколько дней.
Как приучить ребенка к горшку: основные рекомендации
Наберитесь терпения – каким бы хорошим ни был выбранный способ приучения к горшку, в любой момент все может пойти не по плану. Ребенок может испугаться или не понять, что от него хотят, поэтому все действия совершайте с максимальным спокойствием, чтобы не внушить малышу страх перед горшком.
Как приучить ребенка к горшку – вопрос, требующий сосредоточенности
Ознакомьтесь с основными рекомендациями, которые помогут сделать процесс приучения максимально простым и быстрым:
- Не думайте, что ребенок совсем ничего не понимает. Познакомьте его с горшком, объясните, зачем он нужен и что с ним нужно делать.
- Оптимальное время для усаживания на горшок – после еды, перед сном, после сна и перед походом на улицу.
- Не надевайте на ребенка подгузники – он понимает, для чего они нужны, и будет делать свои дела именно в них.
- Поставьте горшок в определенное место и не убирайте его оттуда. Место должно быть комфортным для малыша.
- Если ребенок сходил в туалет не в горшок, спокойно объясните ему, почему так нельзя делать. Ни в коем случае нельзя кричать и применять физическую силу.
- Когда ребенок начнет ходить в горшок, хвалите его каждый раз.
- Если ребенок не хочет сидеть на горшке, сопротивляется или плачет, не удерживайте его насильно.
Также не забывайте, что привычки, сформированные в детстве, остаются на всю жизнь. Горшок должен стоять в уединенном месте, где нет других людей.
Подходящий возраст для приучения ребенка к горшку
Официально считается, что начинать приучение к горшку можно с 18 месяцев. Однако контролировать мочеиспускание малыш начинает уже с года. Если ребенок в состоянии понять, зачем нужен горшок, и уже готов с ним «подружиться», приучение можно начать и раньше. Также при необходимости можно подождать, чтобы не травмировать психику малыша непонятными ему претензиями.
Как правило, девочки обучаются пользованию горшком раньше мальчиков. Малыши, которые отличаются чрезмерной активностью и повышенной возбудимостью, требуют немного больше времени. Также часто не готовы к горшку дети, которые постоянно находились в подгузниках.
О готовности приучаться к горшку могут говорить следующие факторы:
- малыш свободно наклоняется и садится на корточки, а также легко встает из этого положения;
- ребенок способен самостоятельно убирать мелкие игрушки, у него присутствует реакция на родительскую речь;
- ребенок способен выражать свои желания простыми словами и звуками;
- во время сна непроизвольное мочеиспускание не происходит, а во время активности малыш способен сдерживать позывы около 2 часов;
- ребенку некомфортно, если он находится во влажной одежде.
Присмотритесь к поведению малыша – если он готов к приучению к горшку, вы это заметите. Не сравнивайте его с другими детьми. Каждый человек индивидуален и каждому требуется разное количество времени для развития.
Какой горшок лучше купить
Прежде чем осваивать способы приучения к горшку, уделите время выбору подходящего аксессуара. Не смотрите только на его внешний вид – каким бы милым и ярким ни был горшок, он может оказаться некомфортным для малыша. Если вы только начинаете приучение к горшку, отдайте предпочтение классической модели, поскольку яркие и необычные предметы могут отпугнуть малыша. Когда ребенок привыкнет к такому туалету, можно будет выбрать модель поинтереснее.
Методика приучения к горшку действует практически на каждого ребенка
Горшок должен быть устойчивым. Дети активны не только когда бегают, но и когда сидят. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок случайно не перевернул туалет. Пластиковые модели без швов, зазубрин, липкости и шероховатости являются оптимальными.
Мальчикам лучше выбирать овальный горшок с выступом впереди, а девочкам – круглый, без выступа. Это связано с физиологическим строением их половых органов. Если вы выбираете модель для путешествий, отдайте предпочтение горшку с крышкой или в виде контейнера.
Приучение за 7 дней: подходящая методика
Быстрое приучение к горшку позволяет существенно сэкономить финансы на покупке памперсов. Одна из систем позволяет это сделать за неделю. Правила этого метода актуальны в отношении детей от полутора лет. Малыш должен понимать простые слова родителей, уметь самостоятельно снять с себя штаны и знать, как называются части тела. Каждый день связан с определенными действиями родителей.
В первый день с ребенка снимают подгузник, приговаривая при этом, что он «уже большой и сильный», «пора надевать трусики». В течение дня малышу нужно периодически показывать горшок и сажать его туда. Ребенок должен провести на горшке примерно 10 минут и сходить в него. Чтобы у него не возникало желание встать с горшка, можно увлечь его играми. Этот день нужно потратить на то, чтобы ребенок понял, зачем нужен горшок. Также ему можно показать туалет для взрослых и объяснить, зачем он нужен.
Во второй день нужно закрепить навыки, полученные ранее. Не ругайте ребенка за оплошности – они будут на первых порах в любом случае.
На третий день ваша главная цель – не сорваться и не надеть на малыша подгузники даже при выходе на улицу. Это часть приучения – ребенку не комфортно в мокрой одежде, поэтому он будет стараться сдерживать позывы, а значит, быстрее научится ходить на горшок. Периодически спрашивайте ребенка, не хочет ли он сходить в туалет – так вы сформируете в нем привычку обращать внимание на свои ощущения в теле и сообщать о своем желании.
С четвертого по седьмой день ребенок, в своем большинстве, уже сам ищет горшок. Однако время от времени у него нужно спрашивать, не хочет ли он в туалет, и напоминать о том, что в штаны ходить нельзя. Многие дети, заигравшись, просто забывают о позывах к мочеиспусканию.
Приучение за 3 дня: ряд рекомендаций
В течение 3 дней также можно приучить малыша к горшку, но вам придется постараться. В первый день не надевайте на него памперсы – можете надеть трусики или обойтись без белья. Как можно чаще находитесь рядом с ребенком, и как только он соберется сходить в туалет, сразу же подставляйте горшок. Цель этого дня – на подсознательном уровне сформировать связь между желанием сходить в туалет и горшком. Если малыш удачно сходил в туалет, похвалите его, если нет, оставьте эту ситуацию без внимания. Нельзя ругать ребенка ни в коем случае.
Подходящий возраст для приучения к горшку индивидуальный в каждом случае
На второй день выведите малыша на прогулку без подгузника. Горшок можно взять с собой, а можно – гулять рядом с домом, чтобы в любой момент иметь возможность вернуться домой и усадить ребенка на горшок.
На третий день необходимо совершить две прогулки. Дома ребенок уже должен самостоятельно ходить на горшок, ваша цель – чтобы он просился на него и во время прогулок. Это достаточно сложные дни как для родителей, так и для малыша, зато после этого ребенок будет полностью готов к детскому саду.
Что делать, если ребенок забыл о горшке: повторное приучение
Иногда случается, что ребенок ранее ходил на горшок, а теперь не хочет этого делать. Чтобы устранить проблему, нужно выявить ее причину, которой может стать:
- семейные конфликты – так ребенок проявляет свои «бунтарские» качества. Нужно наладить внутрисемейную обстановку;
- изменения в привычной жизни, например, рождения братика или сестрички, переезд – эти события могут «сбить с толку» ребенка, и он перестанет выполнять привычные ранее действия. Нужно дать понять, что ничего страшного не произошло, проводить с ним больше времени.
- кризис трехлетнего возраста – это период, во время которого ребенок может перестать слушаться родителей. В норме он должен закончиться через 1-2 месяца.
- болезни – если малыш болеет, его организм настроен только на борьбу с патологией, и поэтому ребенок может отказываться от горшка. Необходимо бросить все усилия на борьбу с болезнью.
Нельзя заставлять ребенка ходить в горшок. Нужно действовать мягко, без каких-либо принуждений.
Также родители могут допустить ряд ошибок, из-за которых ребенок попросту будет бояться горшка. Например, если его постоянно ругают из-за оплошностей, если новый горшок ему не понравился или если его постоянно беспокоят запоры. Выяснив причину, из-за которой появилась проблема, постарайтесь ее устранить, а затем снова повторите период обучения.
Помните, что ребенок обязательно должен уметь ходить на горшок, когда поступает в садик – это одно из условий приема. Не стоит начинать приучение рано, но и сильно медлить с этим тоже нельзя – постарайтесь выбрать максимально благоприятный период.
Читайте далее: как выбрать горшок для мальчика
Источник