Психологический цистит у ребенка

Психологический цистит у ребенка thumbnail

Цистит у детей – это мочевая инфекция, вызывающая воспаление слизистой оболочки и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит у детей протекает с болями и резью при мочеиспускании, частыми позывами на горшок с выделением малых порций мочи, недержанием мочи; в младшем возрасте нередко отмечается интоксикация и лихорадка. Диагностика цистита у детей предполагает исследование мочи (общего анализа, бакпосева, двухстаканной пробы), проведение УЗИ мочевого пузыря, при хроническом цистите – цистоскопии. В процессе лечения цистита у детей назначается диета и усиленный питьевой режим, медикаментозная терапия (уросептические, антибактериальные, спазмолитические средства), фитотерапия.

Общие сведения

Цистит у детей – наиболее частая инфекция мочевыводящих путей, встречающаяся в практике педиатрии и детской урологии. Циститы распространены среди детей любого возраста и пола, однако в 3-5 раз чаще встречаются у девочек дошкольного и младшего школьного возраста (от 4 до 12 лет). Высокая заболеваемость девочек циститом объяснятся особенностями строения женской мочевыделительной системы: наличием широкой и короткой уретры, близостью анального отверстия, частыми инфекциями наружных половых органов и пр. Цистит у детей может протекать в форме изолированной или сочетанной инфекции (цистоуретрита, цистопиелонефрита).

Цистит у детей

Цистит у детей

Причины

Для развития цистита у ребенка необходимы следующие условия: бактериальная обсемененность мочевого пузыря, нарушение его анатомической структуры и функции. Возбудителями инфекционного цистита выступают следующие уропатогены:

  1. Бактерии. Чаще всего в бактериологических посевах мочи при цистите у детей высеваются уропатогенные штаммы кишечной палочки; в меньшем числе случаев – клебсиелла, протей, эпидермальный стафилококк, синегнойная палочка, микробные ассоциации. В четверти случаев при циститах у детей диагностически значимая бактериурия не определяется.
  2. Вирусы. Роль вирусов в этиологии цистита у детей остается до конца не изученной (за исключением геморрагического цистита). Тем не менее, общепризнанным в среде урологов является факт того, что возбудители парагриппозной, аденовирусной, герпетической и других вирусных инфекций предрасполагают к нарушению микроциркуляции в мочевом пузыре и создают благоприятный фон для последующего развития бактериального воспаления.
  3. Специфическая флора. У детей встречаются циститы, вызванные хламидией, микоплазмой, уреаплазмой. В этих случаях, как правило, заражение происходит при наличии хламидиоза у родителей, несоблюдении гигиенических норм, посещении саун, бассейнов и пр. Специфические гонорейные и трихомонадные циститы более характерны для взрослых или подростков, живущих половой жизнью. Циститы грибковой этиологии встречаются у детей с иммунодефицитом, аномалиями развития мочеполовой системы, длительно получающих антибиотикотерапию.

Проникновение возбудителей инфекции в мочевой пузырь может происходить нисходящим (из почек), восходящим (из уретры и аногенитальной зоны), лимфогенным (из других тазовых органов), гематогенным (из отдаленных септических очагов), контактным (через поврежденную стенку мочевого пузыря) путями.

Факторами риска развития неинфекцинного цистита у детей служат дисметаболические нефропатии, лечение нефротоксичными лекарственными средствами (цитостатиками, сульфаниламидами и др.), аллергические заболевания.

Предрасполагающие факторы

Нарушение естественного процесса самоочищения мочевого пузыря может развиваться при:

  • редком или неполном мочеиспускании (чаще при нейрогенном мочевом пузыре у детей);
  • пузырно-мочеточниковом рефлюксе;
  • стриктурах уретры;
  • фимозе у мальчиков;
  • дивертикулах мочевого пузыря;
  • мочекаменной болезни;
  • инородных телах мочевого пузыря.

Определенная роль в этиопатогенезе цистита у детей отводится эндокринными дисфункциями (сахарному диабету), гиповитаминозам, изменению pH мочи, воздействию физических факторов (переохлаждения, радиации), нарушению правил личной гигиены. Бактериальной инвазии мочевого пузыря способствуют:

  • дисбактериоз;
  • кишечные инфекции;
  • гинекологические заболевания у девочек (вульвиты, вульвовагиниты);
  • гнойно-воспалительные процессы (омфалит у новорожденных, ангины, абсцедирующая пневмония, стафилодермии);
  • инвазивные исследования в урологии (цистография, цистоскопия и др.).

Патогенез

В норме очищение мочевого пузыря от микрофлоры происходит при его регулярном опорожнении с помощью тока мочи. Слизистая оболочка мочевого пузыря обладает устойчивостью к инфекции благодаря активности периуретральных желез, вырабатывающих слизь, и местным факторам иммунологической защиты (секреторному иммуноглобулину А, интерферону, лизоциму и др.). Т. о., анатомическая целостность эпителия, функциональная полноценность детрузора, отсутствие морфологических изменений мочевого пузыря и его регулярное опорожнение обеспечивают высокую степень защиты от инфекции, а при слабости одного из звеньев легко развивается цистит у детей.

Классификация

Общепринято классифицировать циститы у детей по течению, форме, морфологическим изменениям, распространенности воспалительного процесса и наличию осложнений.

  1. По течению. У детей встречаются острые и хронические циститы. Острый цистит у ребенка протекает с воспалением слизистого и подслизистого слоев; может сопровождаться катаральными или геморрагическими изменениями стенки. При хроническом цистите у детей морфологические изменения затрагивают мышечный слой и могут носить буллезный, гранулярный, флегмонозный, гангренозный, некротический, интерстициальный, инкрустирующий, полипозный характер.
  2. По форме. Различают первичные (возникающие без структурно-функциональных изменений мочевого пузыря) и вторичные циститы у детей (возникающие на фоне неполного опорожнения мочевого пузыря вследствие его анатомической или функциональной неполноценности).
  3. С учетом распространенности. По локализации воспалительных изменений циститы у детей подразделяются на очаговые и диффузные (тотальные). При вовлечении шейки мочевого пузыря говорят о шеечном цистите, при локализации воспаления в области треугольника Льето – о развитии тригонита.

Циститы у детей могут протекать неосложненно или сопровождаться развитием уретрита, пузырно-мочеточникового рефлюкса, пиелонефрита, парацистита, склероза шейки мочевого пузыря и др.

Симптомы цистита у детей

Клиника острого цистита у детей характеризуется быстрым развитием и бурным течением. Главным проявлением острого воспаления служит мочевой синдром, сопровождающийся императивными позывами к мочеиспусканию, возникающими каждые 10-20 минут. Дизурические расстройства связаны с повышенной рефлекторной возбудимостью мочевого пузыря и раздражением нервных окончаний. Дети жалуются на боли в надлобковой области, которые иррадиируют в промежность, усиливаются при пальпации живота и незначительном наполнении мочевого пузыря.

Само мочеиспускание затруднено, моча выделяется небольшими порциями, вызывая резь и боль. Нередко при цистите у детей возникают ложные позывы к мочеиспусканию или недержание мочи; в конце акта мочеиспускания отмечается терминальная гематурия (выделение нескольких капель крови).

У детей грудного и раннего возраста цистит может проявляться общим беспокойством (усиливающимся при мочеиспускании), плачем, отказом от еды, возбуждением или вялостью, повышением температуры тела до фебрильных значений. У маленьких детей иногда возникает спазм наружного сфинктера уретры и рефлекторная задержка мочеиспускания.

Если мочу ребенка собрать в стеклянный сосуд, то можно заметить изменение ее окраски и прозрачности: моча становится мутной, нередко темной, содержит осадок и хлопья, иногда неприятно пахнет. При геморрагическом цистите у детей вследствие гематурии моча приобретает цвет «мясных помоев». При остром цистите обычно самочувствие ребенка улучшается на 3-5-й сутки, а через 7-10 дней дети полностью выздоравливают.

Хронический цистит у детей, как правило, является вторичным по форме. Симптомы воспаления усиливаются во время обострения цистита и обычно представлены учащенным мочеиспусканием, дискомфортом внизу живота, ночным и дневным недержанием мочи.

Диагностика

Основу диагностики цистита у детей составляет комплекс лабораторных исследований, включающий:

  • общий анализ мочи;
  • бактериологический посев мочи на флору;
  • определение pH мочи;
  • проведение двухстаканной пробы.

Изменения мочи при цистите у детей характеризуются лейкоцитурией, гематурией различной степени выраженности, присутствием большого количества слизи и переходного эпителия, бактериурией. Чаще всего забор мочи для микробиологического исследования производится при свободном мочеиспускании (после туалета наружных половых органов и очистки препуциального мешка у мальчиков), однако при острой задержке мочи приходится прибегать к катетеризации мочевого пузыря.

Читайте также:  Фуросемид от цистита инструкция по применению

При цистите у детей проводится УЗИ мочевого пузыря с оценкой состояния детрузора до и после микции. Эхоскопически обычно обнаруживается утолщение слизистой мочевого пузыря и большое количество эхонегативных включений.

Проведение цистографии и цистоскопии показано только при хроническом цистите у детей в период стихания воспаления; основной целью исследований служит выявление степени и характера изменения слизистой. В проведении диагностического поиска участвуют педиатр и детский уролог.

Острый цистит у детей следует дифференцировать с острым аппендицитом, парапроктитом, пиелонефритом, опухолями мочевого пузыря, гинекологической патологией. С этой целью план обследования может включать консультации детского хирурга и детского гинеколога.

Лечение цистита у детей

Для уменьшения дизурических явлений в острой стадии цистита ребенку показан полный покой и постельный режим, сухое тепло на область мочевого пузыря, теплые «сидячие» ванночки с отварами трав (при температуре +37,5°С). При цистите детям рекомендуется молочно-растительная диета, исключение раздражающей пищи (острых, пряных блюд, специй), увеличение питьевого режима на 50% от обычной нормы за счет употребления слабощелочных минеральных вод, морсов, компотов и пр. Усиленная водная нагрузка при цистите у детей способствует увеличению диуреза и вымыванию из мочевого пузыря бактерий и продуктов воспаления.

Медикаментозная терапия при цистите у детей включает прием антибактериальных средств спазмолитиков, уроантисептиков. Для этиотропной противомикробной терапии цистита у детей применяются защищенные пенициллины (амоксициллин), цефалоспорины (цефуроксим, цефаклор, цефтибутен), производные фосфоновой кислоты (фосфомицин), комбинированные сульфаниламиды курсом лечения 7 дней с последующим повторным бактериологическим контролем.

Для уменьшения болевого синдрома используется дротаверин, папаверина. В дополнение к основному лечению при цистите у детей назначается фитотерапия (настои ромашки, подорожника, зверобоя, хвоща полевого). После стихания воспаления по назначению физиотерапевта проводится электрофорез, СВЧ, магнитотерапия на надлобковую область и др.

Прогноз и профилактика

Острый цистит у детей обычно заканчивается полным выздоровлением. Хронические формы цистита развиваются у детей, имеющих анатомо-функциональные предпосылки для персистирования инфекции.

Профилактике цистита у детей способствует правильная гигиена половых органов, соблюдение режима мочеиспускания, лечение очагов инфекции, проведение дегельментизации, достаточный прием жидкости, коррекция обменных нарушений, исключение переохлаждений. Дети с хроническим циститом должны наблюдаться у детского уролога, периодически сдавать контрольные анализы мочи.

Источник

Цистит – это воспаление слизистых тканей мочевого пузыря. Болезнь может выступать как самостоятельная патология (в результате переохлаждения, инфекции, несоблюдения гигиены), так и в качестве осложнения вкупе с другим заболеванием. Главным признаком цистита являются частые мочеиспускания с болезненностью.

Современная медицина ассоциирует цистит не только с физиологическим отклонением, но и с недугом, обусловленным психическими причинами. Поэтому и лечение рекомендуют комплексное: медикаментозное и психотерапевтическое.

Причины психологического характера

Психосоматику цистита разделяют на типы согласно объяснениям разных докторов:

Цистит: психосоматика и причины_1

  • по Жикаренцеву В. В. Основанием для болезни считает беспокойное и тревожное состояние пациента, страхи прошлых переживаний, чувств и мыслей, скрытые обиды;
  • по Луизе Хей. Зацикливание на тревогах, скованность, состояние униженности и обид;
  • по Лиз Бурбо. Скрытая глубокая обида и разочарование длительное время, внутреннее «сжигание» злобой, страхом, завистью. Ожидание от посторонних решения своих проблем, перекладывание ответственности;
  • по Лууле Виилме. Страх, вина, агрессия, желание обладать властью, ревность и зависть, систематические унижения, негатив и неправильное поведение.

Симптомы цистита

Психосоматические причины способны вызвать обострение воспалительных течений. При частоте рецидивов не менее 3 раз в год и неэффективности методов официальной и народной медицины есть повод задуматься о психологических причинах цистита. Но для их выявления требуется тщательное обследование у специалиста.

Если клиническая картина болезни очевидна, но врач не находит патологий мочевого пузыря при диагностировании, а началу недуга предшествовали стрессовые ситуации, необходима консультация психосоматолога.

Особенности женского цистита

Цистит на нервной почве у женщин случается намного чаще, чем это принято считать и списывать на сугубо физиологические причины. Медицина выделяет несколько наиболее частых психосоматических циститов:

  • Синдром «медового месяца». При повреждении девственной плевы микрофлору кожи и слизистых заселяют «чужие» бактерии. При низком иммунитете чужеродные микроорганизмы начинают отторгаться организмом и провоцируют развитие цистита. Психосоматикой в данном случае выступает естественный страх девушки перед первым половым актом и ожидание боли при разрыве плевы. Психологическое потрясение от начала интимной жизни запускает механизм развития воспаления.
  • Глубокая обида. Негативные взаимоотношения с противоположным полом, основанные на изменах, предательстве, непонимании, пренебрежении, грубости и агрессии, и прочие обиды провоцируют цистит. Печальный опыт, основанный на обидах со стороны близких людей (родителей, друзей), тоже ведет к возникновению предпосылок к циститу. В таком состоянии женщина не может адекватно реагировать на мужчин, она мучается ревностью, негативом и в результате расстается со своей половинкой. Неоправданные надежды и разочарование ведут к эмоциональным расстройствам и появлению дискомфорта и боли в области мочевого пузыря.
  • Неприятие собственного тела. Недовольство своей внешностью и параметрами, которыми вас наделила природа, ведет к тому, что организм женщины начинает протестовать и проявлять разные патологии, в числе которых – цистит. Систематическая критика в адрес самой себя и своего тела, озлобленность и нелюбовь приводят к хронической форме болезни. Очень важно в таких ситуациях помочь женщине понять, что она неповторима и уникальна, полюбить себя.

Одна из основных метафизических причин цистита – присутствие внешнего или внутреннего психологического давления на фоне невозможности разрядки. Это может быть ситуация из прошлого (недавнего, если болезнь не успела перейти в хроническую форму), которая вызывает тревогу и беспокойство.

В биологическом смысле мочевой пузырь – резервуар для временного хранения веществ, от которых организму предстоит избавиться. Частые позывы в туалет и болезненное мочеиспускание на биоэнергетическом уровне говорят о том, что человек продолжает придерживаться устаревших, отживших свое идей и мыслей. Это одна из ментальных причин цистита.

Боясь отпустить прошлое, человек подвергается давлению, теряет возможность дальнейшего развития. Устаревшие ментальные принципы ограничивают свободу, в страхе оказаться беззащитными вы испытываете беспокойство и тревогу.

Чувство жжения и рези, характерные для цистита, также говорят о психосоматике. Они являются отражением такого чувства, как разочарование в ком-то по причине завышенных ожиданий. Переживания усиливаются, если объект не замечает страданий, не понимает, что вызывает негативные эмоции. Возникшая обида ведет к снижению защитных сил организма. Он становится уязвимым перед инфекциями, которые могут проникнуть и в мочевой пузырь.

Помимо обиды, разочарование в себе или в ком-то, как и чувство оскорбленности, могут вызвать внутренний гнев. Чтобы защитить свое достоинство, человек начинает искать виноватого. Это также является одним из механизмов психосоматики, ведущим к развитию цистита, поскольку негативные переживания ослабляют иммунитет.

Цистит: психосоматика и причины_2Цистит: психосоматика и причины_3Цистит: психосоматика и причины_4

Психологический цистит лечится путем устранения негативных факторов, проведением глубокого психоанализа, обучением позитивному мышлению и восприятию жизни с положительной стороны.

Консультативно-Диагностический Центр «ИнтеграМед» (ранее НДЦ) работает со многими видами нарушений мочеполовой сферы. Записаться на прием к доктору вы можете прямо сейчас, позвонив нам по телефонам в Санкт-Петербурге, указанным на сайте.

Удобный и гибкий график!

Читайте также:  Антибиотики для детей цистит пиелонефрит

Подберем для Вас подходящее и удобное время

Индивидуальный подход

После записи, наш консультант свяжется с вами

Принимаем пластиковые карты

Источник

Проблема расстройств моче­испускания у детей остается одной из актуальных в педиатрии и детской урологии. Расстройства мочеиспускания в виде нейрогенной дисфункции мочевого пузыря (НДМП) встречаются в среднем у 10% детей [1-3]. Эта цифра достигает 50-60% у нефроурологических больных [4-5]. Наибольшего внимания специалистов различного профиля (урологи, педиатры, нефрологи, неврологи и пр.) последние годы заслуживает синдром гиперактивного мочевого пузыря (ГАМП) в силу высокой распространенности и многообразия клинической картины. ГАМП – это спе­цифический синдром, характеризующийся дисфункцией мочевого пузыря, клинически проявляющейся поллакиурией (более 8 микций в сутки), в том числе в ночное время, императивными позывами, императивным недержанием мочи. Эквивалентом ночной поллакиурии (ноктурии) у детей является энурез [6]. По определению Международного сообщества специалистов по недержанию мочи (International Continence Society, ICS) ключевым симптомом ГАМП является ургентность – внезапное императивное желание опорожнить мочевой пузырь, которое трудно или невозможно отложить. «Классический сценарий» ГАМП в виде сочетания всех перечисленных симптомов (полный синдром императивного мочеиспускания), характерный для взрослых, в педиатрической практике встречается не так часто. Для детей характерно многообразие клинической картины, при этом выраженность отдельных симптомов неодинакова [7].

Медико-социальная значимость ГАМП обусловлена дезадаптирующим влиянием данного симптомокомплекса на социальную, физическую, эмоциональную и семейную сферы жизни пациента. У больных с ГАМП также высок риск развития осложнений в виде рецидивирующей инфекции мочевых путей, возникновения пузырно-мочеточникового рефлюкса, рефлюкс-нефропатии [8].

Междисциплинарный характер проблемы ГАМП определяет сложность и многообразие этиопатогенетических механизмов развития данного заболевания, которые остаются до конца неизученными. В настоящее время бесспорной в формировании ГАМП является патология гипоталамо-гипофизарной системы, сопровождающаяся задержкой созревания нервно-гуморальной регуляции акта мочеиспускания, ишемией детрузора и нарушением биоэнергетики [9-12]. Недостаточность энергетического метаболизма в патогенезе ГАМП схематически можно представить следующим образом: повышение активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) → спазм артериальных сосудов мочевого пузыря → нарушение поступления и утилизации кислорода в гладкомышечных клетках детрузора → энергетическая гипоксия → чрезмембранное нарушение транспорта кальция → гиперактивность детрузора → уменьшение резервуарной функции мочевого пузыря → синдром императивного мочеиспускания [13]. Важная, если не определяющая роль в становлении и патологии функции мочевого пузыря принадлежит ВНС [14]. Последние годы возрос интерес исследователей различных специальностей к изучению психовегетативных нарушений у больных с расстройствами мочеиспускания, имеющих выраженное социально-средовое происхождение [15-20]. Невозможно рассматривать формирование дисфункции ВНС и как результат гиперактивного мочевого пузыря вне связи с неврологическими аспектами патогенеза данной патологии. Так, стресс, тревога и депрессия, вызывающие недостаточность серотонинергических и норадреналинергических структур центральной нервной системы, уменьшают количество серотонина в сегментарных центрах мочеиспускания. Именно это способно снижать симпатический рефлекс наполнения и удержания мочи в мочевом пузыре и вызывать расторможенность парасимпатического рефлекса его опорожнения с дисбалансом вегетативных регуляторных механизмов при пустом и наполненном пузыре [21].

Диагностический и лечебный алгоритм основывается на распределении пациентов по трем клиническим категориям: неврологические аномалии (заболевания, пороки развития, травмы головного, спинного мозга), урологические аномалии (клапаны задней уретры); неневрологические (энурез, синдром Хинмана), идиопатические нарушения. Большинство детей с симптомами ГАМП попадает в первые две категории, тогда как у взрослых преобладает идиопатический ГАМП. Можно предположить, что группу больных идиопатическим ГАМП представляют дети с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы или пограничными нервно-психическими расстройствами, когда дисфункция мочеиспускания императивного характера является результатом дезадаптации или дисбаланса адаптационных механизмов организма ребенка [22-25]. Поскольку диагноз соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (F45.3, МКБ-10) устанавливает невролог/психиатр, урологи детям с данной патологией применяют шифр N31 – нейрогенная дисфункция мочевого пузыря.

Таким образом, природа ГАМП полиэтиологична. Патогенетические механизмы данной патологии сложны и до конца не изучены. В доступной нам литературе мы не встретили работ по изучению медико-психологических аспектов ГАМП с позиций психосоматической медицины, использующих диадический подход «мать и дитя», что и определило цель нашего исследования.

Целью нашего исследования было определение патогенетической роли комплекса медико-психологических факторов в формировании ГАМП в паре «мать и дитя».

Клиническая характеристика групп и методы обследования

На базе ГУЗ СОДКБ обследовано 150 пар «мать и дитя» – детей с ГАМП (53 мальчика, 97 девочек) в возрасте от 5 до 17 лет (средний возраст составил 9,2 ± 1,7 года). Диагноз ГАМП ставился на основании данных анамнеза, клинической картины заболевания. Комплексное обследование включало в себя общие для матери и ребенка методы: оценку жалоб, структурированный сбор анамнеза, выявление симптомов вегетативной дисфункции с применением опросника А. М. Вейна (1998). Клиническая оценка состояния нижних мочевых путей определялась с помощью квалиметрических таблиц Е. Л. Вишневского (2001). Клиническое уродинамическое обследование включало урофлоуметрию (UROCAP, Канада). Всем детям выполнено УЗИ почек и мочевого пузыря с определением объема остаточной мочи. Микционная цистоуретрография, экскреторная урография проводились по показаниям. Дополнительно у матерей использовалась Международная шкала для выявления симптомов нижних мочевых путей (IPSS), включающая оценку качества жизни в связи с симптомами дисфункции нижних мочевых путей (QOL). Детям проводилась также кардиоинтервалография (КИГ). По показаниям проводилось психологическое скрининговое консультирование.

Критерии исключения, применявшиеся при отборе в группу наблюдения:

  • возраст менее 5 и более 17 лет;
  • наличие инфекции мочевых путей;
  • недержание мочи на фоне врожденной патологии спинного мозга и аномалий развития мочевыделительной системы;
  • наличие заболеваний нервной системы с выраженными функциональными расстройствами тазовых органов и опорно-двигательного аппарата;
  • психические заболевания.

Для статистического анализа использовали пакет программ «MED_» (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендела, таблица сопряженности признаков n×m, критерий Стьюдента и χ²).

Результаты и их обсуждение

Основными жалобами, которые предъявляли пациенты, были следующие: поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез в различных сочетаниях данных симптомов. В 12% случаев установлен диагноз «моносимптомный энурез». Немоносимптомный энурез диагностирован у 37% больных. Пациенты с ГАМП составили 51%. К ведущим симптомам нарушения акта мочеиспускания относились: поллакиурия – 85%, императивные позывы – 71,5%, ургентное недержание мочи – 52,3%, энурезом страдали 49% обследованных детей. Неврологическую патологию имели 67,5%, из них 35,5% в виде минимальной мозговой дисфункции с синдромом гиперактивности, тикозные гиперкинезы – 10%, астеноневротический синдром – 18%, синдром негативного самопредъявления – 4%. Синдром негативного самопредъявления – психологический синдром, характеризующийся высокой демонстративностью, встречался у детей младшего школьного возраста, которые отличались особенно высокой потребностью во внимании к себе при невозможности найти другие способы удовлетворения. В более чем половине исследуемой группы (58%) на протяжении жизни неоднократно регистрировались ацетонемические состояния. У 33% пациентов была отягощенная наследственность по таким заболеваниям, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, мочекаменная и желчнокаменная болезнь, вегетососудистая дистония, бронхиальная астма. При анализе анамнестических данных у 87% пар «мать и дитя» выявлено наличие ряда независимых негативных биологических и психосоциальных факторов перинатального периода (анемия, гестоз, угроза прерывания беременности, роды путем кесарева сечения, хроническая внутриутробная гипоксия плода). Первые 6 лет жизни 61,5% пациентов испытывали элементы материнской и семейной депривации, которые проявлялись в нежелании данной беременности, нежелании иметь ребенка данного пола, коротком периоде грудного вскармливания, разрыве с матерью на первом году жизни, госпитализации в стационар. Физиологическая и эмоциональная депривация (депривация – дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка, продолжительное лишение или существенное ограничение возможностей удовлетворения его жизненно важных потребностей) приводит к потере чувства базовой безопасности, что создает условия для формирования неврозов в будущем и психологических отклонений [26]. При анализе эмоционально-волевой сферы детей исследуемой группы в 85% случаев выявлена заниженная самооценка, 80% – эмоциональная лабильность, 45% – страх «меня не любят», 36% – чувство одиночества, 20% – неуверенность в себе, 12% – агрессивность. Психологическое консультирование выявило в 32% случаев дисфункциональные семейные отношения – неполная семья, отрицание роли отца в воспитании ребенка (роды вне брака, «для себя», ранний развод), дезадаптация родительских отношений. В 12 семьях родители самоустранились от воспитания детей, перепоручив эту роль прародителям. Совокупность признаков материнской и семейной депривации коррелировала со временем и степенью выраженности ургентного синдрома у детей (р < 0,05). В 74% случаев у детей с ГАМП и их матерей выявлены признаки вегетативной дисфункции. При анализе результатов КИГ исследуемых детей установлено, что преобладающей в вегетативном статусе являлась симпатикотония (55%), в 35% – регистрировался исходный ваготонический тонус ВНС, в 10% – эйтония. Необходимо отметить, что у детей с исходной ваготонией реакция на ортостатическую пробу в 46,7% случаев оказалась гиперсимпатикотонической, что указывало на скрытую недостаточность ВНС у детей из этой группы. У большинства детей (58,6%) исходно выявлялась асимпатикотоническая вегетативная реактивность как результат выраженной дезадаптации защитных сил организма. Из общего количества исходно обследованных детей только 32,7% имели нормальную активность подкорковых нервных центров, а 55,1% – усиленную. Результаты оценки нижних мочевых путей матерей: 64% матерей имели расстройства мочеиспускания в виде симптомов нижних мочевых путей легкой и средней степени тяжести. Из них 48% матерей индекс качества жизни (QOL) оценивали как «в общем неудовлетворительно» и «плохо». У 30% матерей зарегистрированы на протяжении жизни признаки цистита. Совокупность психовегетативных факторов также оказывала достоверное влияние на начало и тяжесть клинических проявлений нижних мочевых путей и энуреза у больных с ГАМП (p < 0,01).

Читайте также:  Цистит и ко тримоксазол

Выводы

  1. На формирование расстройств мочеиспускания у детей в виде ГАМП оказывает влияние комплекс независимых медико-психологических факторов, имеющих выраженное социально-средовое происхождение.
  2. Идиопатический ГАМП у детей представляет собой функциональное резидуально-неврологическое состояние, свидетельствующее о наличии дисбаланса вегетативного гомеостаза и являющееся одним из компенсаторных факторов.
  3. Главное внимание в терапии идиопатического ГАМП следует обращать не на подавление симптомов императивного мочеиспускания, а на активацию саногенетических механизмов регуляции головного мозга и организма в целом.

Литература

  1. Вишневский Е. Л. Гиперактивный мочевой пузырь у детей / Материалы пленума Российского общества урологов (Тюмень, 24-27 мая 2005 г.). Тюмень, 2005. С. 322-351.
  2. Зоркин С. Н., Гусарова Т. Н., Борисова С. А. Нейрогенный мочевой пузырь у детей. Возможности фармакотерапии // Лечащий Врач. 2009. № 1. С. 37-44.
  3. Морозов С. Л. Современные представления о нейрогенной дисфункции мочевого пузыря // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2013. Т. 58. № 4. С. 24-29.
  4. Аляев Ю. Г. Расстройства мочеиспускания. М.: Литтерра, 2006. 208 с.
  5. Вишневский Е. Л., Казанская И. В., Игнатьев P. O., Гусева Н. Б. Эффективность лечения гиперактивного мочевого пузыря у детей дриптаном // Врачебное сословие. 2005. № 4-5. C. 32-35.
  6. Вишневский Е. Л., Лоран О. Б., Вишневский А. Е. Клиническая оценка расстройств мочеиспускания. М.: Терра. 2001. 96 с.
  7. Белобородова Н. В., Попов Д. А., Вострикова Т. Ю., Павлов А. Ю., Ромих В. В., Москалева Н. Г. Дисфункции мочевых путей у детей: некоторые вопросы диагностики и пути эффективной терапии // Педиатрия. 2007. Т. 86. № 5. С. 51-54.
  8. Осипов И. Б., Смирнова Л. П. Нейрогенный мочевой пузырь у детей. СПб: Питер, 2001. 96 с.
  9. Джавад-Заде М. Д., Державин B. M., Вишневский Е. Л. и др. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. М.: Медицина, 1989. 384 с.
  10. Бeлоусова И. С., Вишневский Е. Л., Сухоруков B. C., Шабельникова Е. И. Обоснование и эффективность применения L-карнитина в лечении детей с гиперактивным мочевым пузырем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. Т. 51. № 1. С. 51.
  11. Белоусова И. С. Обоснование и эффективность метаболической терапии у детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Автореф. дис. … к.м.н. 2005. 27 с.
  12. Морозов С. Л., Длин В. В. Состояние клеточной биоэнергетики у детей с гиперактивным мочевым пузырем. Эффективность энерготропной терапии // РМЖ. 2016. № 18. С. 1217-1222.
  13. Вишневский Е. Л., Пушкарь Д. Ю., Лоран О. Б., Данилов В. В., Вишневский А. Е. Урофлоуметрия. М.: Печатный Город. 2004. 220 с.
  14. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. А. М. Вейна. М.: Медицинское информационное агентство, 2000. 752 с.
  15. Исмагилов М. Ф., Балялов М. Г., Ахунзянов А. А., Сиразетдинова Э. Б. Уровегетологические аспекты нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у детей // Неврол. вестник. 1995. Т. 27. Вып. 1-2. С. 11-15.
  16. Отпущенникова Т. В. Обоснование лечебной тактики у детей больных энурезом с различными вариантами дисфункций мочевого пузыря. Автореф. дисс. … к.м.н. 2004. 18 с.
  17. Лукьянов А. В., Белан Ю. Б., Морозова Т. А. Неврологические и психологические особенности детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2007. № 6. С. 71-74.
  18. Кузнецова Н. И. Клинико-психологические особенности детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Автореф. дисс. … к.м.н. 2007. 18 с.
  19. Белан Ю. А., Морозова Т. А. Психосоматические аспекты нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у детей // Педиатрия. 2010. Т. 89. № 6. С. 21-25.
  20. Отпущенникова Т. В., Горемыкин И. В., Дерюгина Л. А. Конституциональные и психологические параллели при расстройствах мочеиспускания в паре «мать и дитя» // Лечащий Врач. 2015. № 1. С. 53-56.
  21. Отпущенникова Т. В. Синдром гиперактивного мочевого пузыря у детей. Клинический случай // Лечащий Врач. 2017. № 2. С. 70-73.
  22. Борисов В. В. Гиперактивный мочевой пузырь: эффективное лечение // Cоnsilium Medicum. 2014. Т. 16. № 7.
  23. Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. М., 1995. С. 51-60.
  24. Чутко Л. С., Фролова Н. Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике. СПб, 2005. 176 с.
  25. Клиническая психология: Учебник. II-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер. 2006. 960 с.
  26. Фесенко Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. СПб: Наука и Техника. 2010. 320 с.
  27. Дольто Ф. На стороне ребенка. М.: Аграф. 1997. 528 с.

Т. В. Отпущенникова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

Контактная информация: tkatina1@yandex.ru

Источник