Психологически частое мочеиспускание у детей

Психологически частое мочеиспускание у детей thumbnail

Ваш ребенок часто мочится? В общем анализе мочи никаких изменений, симптомов дизурии, лихорадки – нет? При этом ребенок днем ходит в туалет каждые 10 минут понемногу, а ночью – спокойно спит, будто полностью здоров? Вы обратились к педиатру, и он исключил цистит?

Это поллакиурия. Вот что пишется об этом заболевании в самом авторитетном в мире, современном учебнике “Педиатрия по Нельсону” (перевод цитаты на русский язык)  

Расстройство мочеиспускания без недержания

Иногда у детей наблюдается внезапное значительное увеличение частоты мочеиспусканий, иногда каждые 10-15 минут в течение всего дня, при этом отсутствуют симптомы дизурии, инфекции мочевых путей, дневного недержания мочи или никтурии. 

Самый частый возраст начала этих признаков – 4-6 лет, после того, как ребенок обучается пользоваться туалетом, и подавляющее большинство больных – мальчики. 

Это состояние называют «синдромом детского дневного учащенного мочеиспускания» или поллакиурией. Состояние функциональное, то есть не имеет под собой никаких анатомических или физиологических дефектов. 

мочеполовая система у женщин

Часто симптомы начинаются непосредственно перед тем, как ребенок начинает посещать детский сад или если у ребенка имеет место эмоциональный стресс, обусловленный (чаще всего) проблемами в семье. 

Такие дети должны быть обследованы на инфекции мочевыводящих путей, и врач должен убедиться, что ребенок полностью освобождает мочевой пузырь при мочеиспускании (для этого выполняется УЗИ мочевого пузыря после мочеиспускания) 

Иногда эти признаки могут вызываться острицами. 

Заболевание проходит самостоятельно, симптомы разрешаются в пределах 2-3х месяцев. Антихолинергическая терапия редко имеет эффект.

Вот так коротко рассказывается об этом заболевании врачам в учебнике. Им говорят: исключите другие болезни (цистит, сахарный диабет и еще несколько) и смело успокойте родителей, можете обещать им, что все пройдет само. 

Но родителям этого обычно мало. Ведь ребенок страдает, хочется помочь. Чтобы направить старания родителей в нужное русло, я рекомендую прочесть нижеследующую переводную статью. 

О поллакиурии для родителей

Поллакиурия. Этот синдром по-разному называется в разных источниках: voiding disorders without incontinence, Patter of Little Feet Syndrome, Extraordinary daytime urinary frequency in children, The daytime urinary frequency syndrome of childhood, pollakiuria, нейрогенная дисфункция мочевого пузыря, нейрогенный мочевой пузырь и так далее. Однако суть этого явления одна. Давайте договоримся называть его сейчас поллакиурия, для краткости. 

Что такое поллакиурия?

Наиболее часто это заболевание проявляет себя в возрасте 4-5 лет. Вы заметите, что: 

  • Ваш ребенок вдруг начинает мочиться каждые 10 – 30 минут, а общая частота мочеиспусканий в сутки достигает 30 – 40 микций в день. 
  • Ваш ребенок выделяет очень небольшое количество мочи за одно мочеиспускание. 
  • Мочеиспускание у ребенка безболезненное. 
  • Ваш ребенок не мочит трусики, не писает в штанишки в течение дня. 
  • Ваш ребенок не пьет чрезмерного количества жидкости. 
  • Ваш ребенок уже обучен навыкам туалета и был опрятен – на момент начала болезни. 
  • Частое мочеиспускание не беспокоит ребенка во время сна (важный отличительный признак) 

Причины возникновения поллакиурии

Частое мочеиспускание иногда сопровождает эмоциональное напряжение. Это означает, что ваш ребенок находится под психологическим давлением. Симптомы являются непроизвольными, не преднамеренными. Учащенное мочеиспускание может начаться через 1 или 2 дня после стрессового события или изменений в повседневном быте ребенка. Вы можете усугубить проблему, чрезмерно беспокоясь о состоянии ребенка. Наказания, упреки, насмешки – также усугубляют симптомы. 

Хотя за этим состоянием крайне редко скрывается органическая патология, Ваш ребенок все же должен быть осмотрен врачом. Единственное исследование, которое потребуется – это общий анализ мочи, для исключения цистита. Необходимости в рентгенологическом обследовании нет. 

Продолжительность поллакиурии

Это заболевание абсолютно безвредно и проходит самостоятельно. Иногда симптомы проходят уже спустя 1-4 недели. Но чаще заболевание длится 2 или 3 месяца. Описаны редкие случаи, когда болезнь тянулась 5 месяцев. Во всех случаях заболевание проходило самостоятельно, без каких-либо последствий. У некоторых детей могут быть рецидивы этого заболевания, то есть оно может повториться уже после полного выздоровления. 

Как помочь ребенку

1. Убедите ребенка, что он физически здоров. Скажите ребенку, что его тело, почки, мочевой пузырь.., все, о чем он беспокоится – в полном порядке. Потому что члены семьи могут передать ему свое беспокойство, и он может бояться, что с его телом что-то не так, что ему что-то угрожает. Убедите его столько раз, сколько сочтете нужным – что он здоров, что скоро все пройдет без следа.  

2. Объясните ребенку, что если он захочет, то он может научиться выжидать более длительные промежутки времени между мочеиспусканиями. Убедите его, что он скорее всего не описается, потому что именно этого боится ребенок. Если же он все же измочится – не стесняйтесь поговорить с ним об этом, объясните, что это иногда случается с детьми, в этом нет ничего страшного. Скажите ему, что возвращение нормальной частоты мочеиспусканий будет происходить постепенно. Если частые мочеиспускания беспокоят его во время похода по магазинам или прогулок – постарайтесь не выводить его далеко из дома в этот период. 

3. Помогите ребенку расслабиться. Частота мочеиспускания может быть индикатором внутреннего напряжения. Убедитесь, что у вашего ребенка есть свободное время и есть положительные эмоции, любимые занятия каждый день. Если у него есть обязательные дела, которые он делает по расписанию – ослабьте дисциплину, немного отступите от режима. Расслабляющие упражнения могут помочь вашему ребенку, если он старше 8 лет.

4. Счастье и гармонии в доме, как правило, помогает восстановить чувство безопасности у ребенка. Попросите сотрудников школы, или детского сада, которые посещает ребенок, максимально ослабить дисциплину ребенка и ни в коем случае не ограничивать его в частоте и длительности посещения туалетной комнаты. 

5. Постарайтесь выяснить, что тревожит вашего ребенка. Поговорите с другими членами семьи и продумайте все возможные стрессовые моменты, которые могли произойти за 1 или 2 дня до начала заболевания. Расспросите сотрудников школы и детского сада на эту тему. Обсудите свои мысли с ребенком, постарайтесь выявить и разрешить стрессовую ситуацию, однако помните, что усердствовать в этом не следует – ваше беспокойство и излишняя суетливость могут усугубить симптомы. Частые стрессовые события, запускающие эту болезнь:

Читайте также:  Утром при мочеиспускании рези внизу живота что это
  • смерть в семье 
  • аварии или другие опасные для жизни события 
  • напряженность, ссоры между родителями и другими членами семьи 
  • тяжелая болезнь родителя или другого члена семьи 
  • поступление в начальную школу или смена школы, коллектива 
  • чрезмерная озабоченность по поводу энуреза, страх недержания мочи по ночам 
  • случаи, когда ребенок не смог удержать мочу в присутствии сверстников (одноклассников и т.д.). 

6. Игнорируйте частые мочеиспускания. Когда ваш ребенок ходит в туалет очень часто – не комментируйте это. Комментарии напомнят ему, что эти симптомы беспокоят вас. Откажитесь от всяких подсчетов частоты и измерения объемов мочеиспусканий. Не собирайте анализы мочи (если их не назначил врач). Не расспрашивайте ребенка о его симптомах, не смотрите на него, когда он мочится. Не напоминайте ему, что он должен делать упражнения на растяжения мочевого пузыря, что он должен терпеть – это его собственная задача. Ваш ребенок не должен сообщать вам о каждом мочеиспускании или считать их сам – все, что вам нужно, это поддерживать самый общий контроль – становится ли ребенку лучше или симптомы пока не изменяются. 

7. Убедитесь, что никто из взрослых (родители, бабушки, старший брат, воспитатель, учитель, нянечка…) не наказывают ребенка за его симптомы, не критикует, не позволяет себе насмешек над ним. Прекратите все разговоры в семье о частом мочеиспускании ребенка. Чем меньше вы будете об этом говорить, тем реже ребенок будет хотеть в туалет. Если ваш ребенок сам поднимает эту тему, заверьте его, что постепенно ему будет становиться лучше и скоро все пройдет.  

8. Избегайте попадания мыла на слизистые, и других раздражителей промежности. Ванна с мыльной пеной может привести к частым мочеиспусканием у детей, особенно у девочек. Мыло может раздражать открытые слизистые мочевых путей. Гель для душа, шампунь для волос и тд – могут вызвать такие симптомы, попав в уретру. Кроме того, до наступления половой зрелости – контролируйте подмывание ребенка с теплой водой, без мыла, ежедневно (просто интересуйтесь, напоминайте), следите за тем, чтобы половые органы ребенка были в чистоте. 

Источник статьи: 

https://www.askthedoctoronline.co.za/…urination.html 

Дополнительно почитать о заболевании можно здесь: 

https://findarticles.com/p/articles/m…7/ai_13218673/ 

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3184304 

https://emedicine.medscape.com/articl…erview#showall 

https://medind.nic.in/imvw/imvw17608.html  

Российские традиции лечения

Ваш врач может предложить ребенку терапию м-холинолитиками (Дриптан и проч), спазмолитиками (но-шпа и проч), седативными (валерианка, пустырник и проч), физиотерапию на область промежности (УВЧ) и общую (электросон), гомеопатию, траволечение и прочее. 

Следует знать, что все эти методы не имеют доказанной эффективности при этом заболевании, и побочные эффекты от них могут многократно превышать пользу от их приема. А акцентирование внимания ребенка на лечении, ожидание скорого эффекта (“Ходим-ходим на физио, пьем все таблетки – а ему не лучше” или “Ну что, ты собираешься ли поправляться то, а? Терпения уже не хватает!”) и т.д. – могут лишь усилить симптомы и затянуть болезнь. 

Источник

Проблема расстройств моче­испускания у детей остается одной из актуальных в педиатрии и детской урологии. Расстройства мочеиспускания в виде нейрогенной дисфункции мочевого пузыря (НДМП) встречаются в среднем у 10% детей [1–3]. Эта цифра достигает 50–60% у нефроурологических больных [4–5]. Наибольшего внимания специалистов различного профиля (урологи, педиатры, нефрологи, неврологи и пр.) последние годы заслуживает синдром гиперактивного мочевого пузыря (ГАМП) в силу высокой распространенности и многообразия клинической картины. ГАМП — это спе­цифический синдром, характеризующийся дисфункцией мочевого пузыря, клинически проявляющейся поллакиурией (более 8 микций в сутки), в том числе в ночное время, императивными позывами, императивным недержанием мочи. Эквивалентом ночной поллакиурии (ноктурии) у детей является энурез [6]. По определению Международного сообщества специалистов по недержанию мочи (International Continence Society, ICS) ключевым симптомом ГАМП является ургентность — внезапное императивное желание опорожнить мочевой пузырь, которое трудно или невозможно отложить. «Классический сценарий» ГАМП в виде сочетания всех перечисленных симптомов (полный синдром императивного мочеиспускания), характерный для взрослых, в педиатрической практике встречается не так часто. Для детей характерно многообразие клинической картины, при этом выраженность отдельных симптомов неодинакова [7].

Медико-социальная значимость ГАМП обусловлена дезадаптирующим влиянием данного симптомокомплекса на социальную, физическую, эмоциональную и семейную сферы жизни пациента. У больных с ГАМП также высок риск развития осложнений в виде рецидивирующей инфекции мочевых путей, возникновения пузырно-мочеточникового рефлюкса, рефлюкс-нефропатии [8].

Междисциплинарный характер проблемы ГАМП определяет сложность и многообразие этиопатогенетических механизмов развития данного заболевания, которые остаются до конца неизученными. В настоящее время бесспорной в формировании ГАМП является патология гипоталамо-гипофизарной системы, сопровождающаяся задержкой созревания нервно-гуморальной регуляции акта мочеиспускания, ишемией детрузора и нарушением биоэнергетики [9–12]. Недостаточность энергетического метаболизма в патогенезе ГАМП схематически можно представить следующим образом: повышение активности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) → спазм артериальных сосудов мочевого пузыря → нарушение поступления и утилизации кислорода в гладкомышечных клетках детрузора → энергетическая гипоксия → чрезмембранное нарушение транспорта кальция → гиперактивность детрузора → уменьшение резервуарной функции мочевого пузыря → синдром императивного мочеиспускания [13]. Важная, если не определяющая роль в становлении и патологии функции мочевого пузыря принадлежит ВНС [14]. Последние годы возрос интерес исследователей различных специальностей к изучению психовегетативных нарушений у больных с расстройствами мочеиспускания, имеющих выраженное социально-средовое происхождение [15–20]. Невозможно рассматривать формирование дисфункции ВНС и как результат гиперактивного мочевого пузыря вне связи с неврологическими аспектами патогенеза данной патологии. Так, стресс, тревога и депрессия, вызывающие недостаточность серотонинергических и норадреналинергических структур центральной нервной системы, уменьшают количество серотонина в сегментарных центрах мочеиспускания. Именно это способно снижать симпатический рефлекс наполнения и удержания мочи в мочевом пузыре и вызывать расторможенность парасимпатического рефлекса его опорожнения с дисбалансом вегетативных регуляторных механизмов при пустом и наполненном пузыре [21].

Читайте также:  Боль внизу живота кровь при мочеиспускании

Диагностический и лечебный алгоритм основывается на распределении пациентов по трем клиническим категориям: неврологические аномалии (заболевания, пороки развития, травмы головного, спинного мозга), урологические аномалии (клапаны задней уретры); неневрологические (энурез, синдром Хинмана), идиопатические нарушения. Большинство детей с симптомами ГАМП попадает в первые две категории, тогда как у взрослых преобладает идиопатический ГАМП. Можно предположить, что группу больных идиопатическим ГАМП представляют дети с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы или пограничными нервно-психическими расстройствами, когда дисфункция мочеиспускания императивного характера является результатом дезадаптации или дисбаланса адаптационных механизмов организма ребенка [22–25]. Поскольку диагноз соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (F45.3, МКБ-10) устанавливает невролог/психиатр, урологи детям с данной патологией применяют шифр N31 — нейрогенная дисфункция мочевого пузыря.

Таким образом, природа ГАМП полиэтиологична. Патогенетические механизмы данной патологии сложны и до конца не изучены. В доступной нам литературе мы не встретили работ по изучению медико-психологических аспектов ГАМП с позиций психосоматической медицины, использующих диадический подход «мать и дитя», что и определило цель нашего исследования.

Целью нашего исследования было определение патогенетической роли комплекса медико-психологических факторов в формировании ГАМП в паре «мать и дитя».

Клиническая характеристика групп и методы обследования

На базе ГУЗ СОДКБ обследовано 150 пар «мать и дитя» — детей с ГАМП (53 мальчика, 97 девочек) в возрасте от 5 до 17 лет (средний возраст составил 9,2 ± 1,7 года). Диагноз ГАМП ставился на основании данных анамнеза, клинической картины заболевания. Комплексное обследование включало в себя общие для матери и ребенка методы: оценку жалоб, структурированный сбор анамнеза, выявление симптомов вегетативной дисфункции с применением опросника А. М. Вейна (1998). Клиническая оценка состояния нижних мочевых путей определялась с помощью квалиметрических таблиц Е. Л. Вишневского (2001). Клиническое уродинамическое обследование включало урофлоуметрию (UROCAP, Канада). Всем детям выполнено УЗИ почек и мочевого пузыря с определением объема остаточной мочи. Микционная цистоуретрография, экскреторная урография проводились по показаниям. Дополнительно у матерей использовалась Международная шкала для выявления симптомов нижних мочевых путей (IPSS), включающая оценку качества жизни в связи с симптомами дисфункции нижних мочевых путей (QOL). Детям проводилась также кардиоинтервалография (КИГ). По показаниям проводилось психологическое скрининговое консультирование.

Критерии исключения, применявшиеся при отборе в группу наблюдения:

  • возраст менее 5 и более 17 лет;
  • наличие инфекции мочевых путей;
  • недержание мочи на фоне врожденной патологии спинного мозга и аномалий развития мочевыделительной системы;
  • наличие заболеваний нервной системы с выраженными функциональными расстройствами тазовых органов и опорно-двигательного аппарата;
  • психические заболевания.

Для статистического анализа использовали пакет программ «MED_STAT» (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендела, таблица сопряженности признаков n×m, критерий Стьюдента и χ²).

Результаты и их обсуждение

Основными жалобами, которые предъявляли пациенты, были следующие: поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез в различных сочетаниях данных симптомов. В 12% случаев установлен диагноз «моносимптомный энурез». Немоносимптомный энурез диагностирован у 37% больных. Пациенты с ГАМП составили 51%. К ведущим симптомам нарушения акта мочеиспускания относились: поллакиурия — 85%, императивные позывы — 71,5%, ургентное недержание мочи — 52,3%, энурезом страдали 49% обследованных детей. Неврологическую патологию имели 67,5%, из них 35,5% в виде минимальной мозговой дисфункции с синдромом гиперактивности, тикозные гиперкинезы — 10%, астеноневротический синдром — 18%, синдром негативного самопредъявления — 4%. Синдром негативного самопредъявления — психологический синдром, характеризующийся высокой демонстративностью, встречался у детей младшего школьного возраста, которые отличались особенно высокой потребностью во внимании к себе при невозможности найти другие способы удовлетворения. В более чем половине исследуемой группы (58%) на протяжении жизни неоднократно регистрировались ацетонемические состояния. У 33% пациентов была отягощенная наследственность по таким заболеваниям, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, мочекаменная и желчнокаменная болезнь, вегетососудистая дистония, бронхиальная астма. При анализе анамнестических данных у 87% пар «мать и дитя» выявлено наличие ряда независимых негативных биологических и психосоциальных факторов перинатального периода (анемия, гестоз, угроза прерывания беременности, роды путем кесарева сечения, хроническая внутриутробная гипоксия плода). Первые 6 лет жизни 61,5% пациентов испытывали элементы материнской и семейной депривации, которые проявлялись в нежелании данной беременности, нежелании иметь ребенка данного пола, коротком периоде грудного вскармливания, разрыве с матерью на первом году жизни, госпитализации в стационар. Физиологическая и эмоциональная депривация (депривация — дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка, продолжительное лишение или существенное ограничение возможностей удовлетворения его жизненно важных потребностей) приводит к потере чувства базовой безопасности, что создает условия для формирования неврозов в будущем и психологических отклонений [26]. При анализе эмоционально-волевой сферы детей исследуемой группы в 85% случаев выявлена заниженная самооценка, 80% — эмоциональная лабильность, 45% — страх «меня не любят», 36% — чувство одиночества, 20% — неуверенность в себе, 12% — агрессивность. Психологическое консультирование выявило в 32% случаев дисфункциональные семейные отношения — неполная семья, отрицание роли отца в воспитании ребенка (роды вне брака, «для себя», ранний развод), дезадаптация родительских отношений. В 12 семьях родители самоустранились от воспитания детей, перепоручив эту роль прародителям. Совокупность признаков материнской и семейной депривации коррелировала со временем и степенью выраженности ургентного синдрома у детей (р < 0,05). В 74% случаев у детей с ГАМП и их матерей выявлены признаки вегетативной дисфункции. При анализе результатов КИГ исследуемых детей установлено, что преобладающей в вегетативном статусе являлась симпатикотония (55%), в 35% — регистрировался исходный ваготонический тонус ВНС, в 10% — эйтония. Необходимо отметить, что у детей с исходной ваготонией реакция на ортостатическую пробу в 46,7% случаев оказалась гиперсимпатикотонической, что указывало на скрытую недостаточность ВНС у детей из этой группы. У большинства детей (58,6%) исходно выявлялась асимпатикотоническая вегетативная реактивность как результат выраженной дезадаптации защитных сил организма. Из общего количества исходно обследованных детей только 32,7% имели нормальную активность подкорковых нервных центров, а 55,1% — усиленную. Результаты оценки нижних мочевых путей матерей: 64% матерей имели расстройства мочеиспускания в виде симптомов нижних мочевых путей легкой и средней степени тяжести. Из них 48% матерей индекс качества жизни (QOL) оценивали как «в общем неудовлетворительно» и «плохо». У 30% матерей зарегистрированы на протяжении жизни признаки цистита. Совокупность психовегетативных факторов также оказывала достоверное влияние на начало и тяжесть клинических проявлений нижних мочевых путей и энуреза у больных с ГАМП (p < 0,01).

Читайте также:  Частое мочеиспускание причины у пожилых людей

Выводы

  1. На формирование расстройств мочеиспускания у детей в виде ГАМП оказывает влияние комплекс независимых медико-психологических факторов, имеющих выраженное социально-средовое происхождение.
  2. Идиопатический ГАМП у детей представляет собой функциональное резидуально-неврологическое состояние, свидетельствующее о наличии дисбаланса вегетативного гомеостаза и являющееся одним из компенсаторных факторов.
  3. Главное внимание в терапии идиопатического ГАМП следует обращать не на подавление симптомов императивного мочеиспускания, а на активацию саногенетических механизмов регуляции головного мозга и организма в целом.

Литература

  1. Вишневский Е. Л. Гиперактивный мочевой пузырь у детей / Материалы пленума Российского общества урологов (Тюмень, 24–27 мая 2005 г.). Тюмень, 2005. С. 322–351.
  2. Зоркин С. Н., Гусарова Т. Н., Борисова С. А. Нейрогенный мочевой пузырь у детей. Возможности фармакотерапии // Лечащий Врач. 2009. № 1. С. 37–44.
  3. Морозов С. Л. Современные представления о нейрогенной дисфункции мочевого пузыря // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2013. Т. 58. № 4. С. 24–29.
  4. Аляев Ю. Г. Расстройства мочеиспускания. М.: Литтерра, 2006. 208 с.
  5. Вишневский Е. Л., Казанская И. В., Игнатьев P. O., Гусева Н. Б. Эффективность лечения гиперактивного мочевого пузыря у детей дриптаном // Врачебное сословие. 2005. № 4–5. C. 32–35.
  6. Вишневский Е. Л., Лоран О. Б., Вишневский А. Е. Клиническая оценка расстройств мочеиспускания. М.: Терра. 2001. 96 с.
  7. Белобородова Н. В., Попов Д. А., Вострикова Т. Ю., Павлов А. Ю., Ромих В. В., Москалева Н. Г. Дисфункции мочевых путей у детей: некоторые вопросы диагностики и пути эффективной терапии // Педиатрия. 2007. Т. 86. № 5. С. 51–54.
  8. Осипов И. Б., Смирнова Л. П. Нейрогенный мочевой пузырь у детей. СПб: Питер, 2001. 96 с.
  9. Джавад-Заде М. Д., Державин B. M., Вишневский Е. Л. и др. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. М.: Медицина, 1989. 384 с.
  10. Бeлоусова И. С., Вишневский Е. Л., Сухоруков B. C., Шабельникова Е. И. Обоснование и эффективность применения L-карнитина в лечении детей с гиперактивным мочевым пузырем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. Т. 51. № 1. С. 51.
  11. Белоусова И. С. Обоснование и эффективность метаболической терапии у детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Автореф. дис. … к.м.н. 2005. 27 с.
  12. Морозов С. Л., Длин В. В. Состояние клеточной биоэнергетики у детей с гиперактивным мочевым пузырем. Эффективность энерготропной терапии // РМЖ. 2016. № 18. С. 1217–1222.
  13. Вишневский Е. Л., Пушкарь Д. Ю., Лоран О. Б., Данилов В. В., Вишневский А. Е. Урофлоуметрия. М.: Печатный Город. 2004. 220 с.
  14. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / Под ред. А. М. Вейна. М.: Медицинское информационное агентство, 2000. 752 с.
  15. Исмагилов М. Ф., Балялов М. Г., Ахунзянов А. А., Сиразетдинова Э. Б. Уровегетологические аспекты нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у детей // Неврол. вестник. 1995. Т. 27. Вып. 1–2. С. 11–15.
  16. Отпущенникова Т. В. Обоснование лечебной тактики у детей больных энурезом с различными вариантами дисфункций мочевого пузыря. Автореф. дисс. … к.м.н. 2004. 18 с.
  17. Лукьянов А. В., Белан Ю. Б., Морозова Т. А. Неврологические и психологические особенности детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2007. № 6. С. 71–74.
  18. Кузнецова Н. И. Клинико-психологические особенности детей с нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря. Автореф. дисс. … к.м.н. 2007. 18 с.
  19. Белан Ю. А., Морозова Т. А. Психосоматические аспекты нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у детей // Педиатрия. 2010. Т. 89. № 6. С. 21–25.
  20. Отпущенникова Т. В., Горемыкин И. В., Дерюгина Л. А. Конституциональные и психологические параллели при расстройствах мочеиспускания в паре «мать и дитя» // Лечащий Врач. 2015. № 1. С. 53–56.
  21. Отпущенникова Т. В. Синдром гиперактивного мочевого пузыря у детей. Клинический случай // Лечащий Врач. 2017. № 2. С. 70–73.
  22. Борисов В. В. Гиперактивный мочевой пузырь: эффективное лечение // Cоnsilium Medicum. 2014. Т. 16. № 7.
  23. Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. М., 1995. С. 51–60.
  24. Чутко Л. С., Фролова Н. Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике. СПб, 2005. 176 с.
  25. Клиническая психология: Учебник. II-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер. 2006. 960 с.
  26. Фесенко Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей. СПб: Наука и Техника. 2010. 320 с.
  27. Дольто Ф. На стороне ребенка. М.: Аграф. 1997. 528 с.

Т. В. Отпущенникова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов

Контактная информация: tkatina1@yandex.ru

Источник