Промежуток между мочеиспусканием у ребенка в год

Промежуток между мочеиспусканием у ребенка в год thumbnail

Вопрос к высаживающим-приучающим. У меня какой-то сбой в высаживаниях на горшок образовался. Раньше я высаживала Маху на горшок каждые 50-60 минут. И все почти всегда было ОК. А теперь интервалы между пописами, видимо, увеличились и она злится, что я сажаю её, когда она не хочет ещё на горшок. Сидит на нем, встает и через какое-то время делает это на пол. Но я не могу вычислить через какое время. Может есть какие-то определенные интервалы между пописами 1.5 годовалых детей?

26.08.2006 21:16:48, zaika и зайчонок(1,5)

25 комментариев

как только поняла, что от нее на горшке хотят – надо спрашивать “хочешь?”, а не сажать каждый час:) мой может и каждые 10 минут кричать “на горшок”, а может и три часа не писать:) главное – я его постоянно спрашиваю. нет – так нет, да – сразу идем и садимся:) 27.08.2006 19:06:35, LU

Я спрашиваю: “хочешь писать?”. Но чаще всего он сам просится и тащит тару :0). 27.08.2006 17:48:43, Бутылка

После еды, перед сном, после сна. В полтора года ребенок уже вполне в состоянии сообщать что хочет на горшок, если приспичит вне расписания. Но на улице все равно лучше периодически спрашивать, а то попросится когда уже процесс пошел 27.08.2006 13:23:55, barabachka

Абсолютно согласна с Наташей-Siniata – вы ребенку показали,она знает ,что делать это нужно в горшок,когда морально созреет,сама будет проситься.У нас та же картина-мучала я ребенка,она плакала,выгибалась ,я ее заставляла сидеть:((((Потом бросила,а сейчас произошел перелом-она подходит и сама говорит “ко-ко” :))) Какать,значит.Правда,простится через 9 раз на десятый,но все-таки!!!Т.е она уже мозгом может контролировать процесс,понимает,что сейчас будет писать или какать.А это главное.Подождите,это вопрос времени только. 27.08.2006 09:14:43, Inglesina&Арина

высаживаю каждый час, если много жидкости выпил, то чаще. А в жару вообще мог по 2-3 часа не ходить. я не спрашиваю, т.к. всегда увижу отрицательный ответ (мотает головой) 26.08.2006 23:34:17, ♪Notka♪

Я считаю, что бессмысленно искать всякие там интервалы и бесконечно высаживать на горшок круглые сутки.

бОльшая часть детей сами вдруг начинают ходить на горшок! САМИ! С моей Ксюшкой так же было,я периодически ее высаживала, но не каждые пол часа, а 1-2-3 раза в день, иногда вообще не высаживала, т.е. только для того, чтоб она поняла – что надо делать в горшок.

И ровно в 1 год и 10 мес. Она САМА стала ходить на горшок, проситься…все так резко произошло…я радуюсь, что не мучала себя раньше этими дурацкими высаживаниями. Это ж сколько времени и нервов!!

Удачного вам приучения к горшку!:))Всему свое время!

26.08.2006 23:23:11, Siniata & Ксюха(1,11)

я про интервалы не помню уже, писал после сна, после прогулки, а дома ходил голый и просто садился на горшок, когда ему надо? им так проще- без штанов 26.08.2006 22:55:09, Merlin и малыш(1.10)

У меня в трусах, но не садится сама. Один раз было только. Она попыталась взгромоздиться на горшок прям в трусах, я её подкараулила и посадила. 26.08.2006 23:12:46, zaika и зайчонок(1,5)

я спрашиваю, если не хочет говорит нет, если молчит или соглашаеться сажаю на горшок. Но если я вовремя не спрошу, может надуть где угодно 🙁 Хотя без памперсов дома уже год ходит 26.08.2006 22:47:02, Wonaka

У меня вот тоже с 9 мес. без памперов дома и не просится. А на вопрос почти всегда говорит: “Не-не-не!” 26.08.2006 23:09:05, zaika и зайчонок(1,5)

моя воще горшок не признает,ходит в трусах и колготках,всю квартиру уже пометила 26.08.2006 22:39:43, lusy(1.5)

Моя в одних трусах. Но тоже метит. Причем, примечательно, с дивана слезает предварительно… 🙂 26.08.2006 23:11:53, zaika и зайчонок(1,5)

а Нютка исключительно на Лехином ковре предпочитает,надо уже в химчистку сдавать,а то скоро задохнемся:)) 26.08.2006 23:31:24, lusy(1.5)

Моя ваще принципиально не писает в горшок…Никогда. А писает через 30-40 минут. 26.08.2006 22:30:59, доберМАМ (1,6)

О да.:)))) Она у меня водохлёб еще тот, в папу.:)))) 26.08.2006 23:12:58, доберМАМ (1,6)

Ыыыыыы…..

А у нас каждое высаживание – истерика. Иногда на 5 секунд садится без слёз… 26.08.2006 22:23:03, Гвинивер

Тогда временно прекрати. Толку из такого высаживания не выйдет. 26.08.2006 23:10:25, zaika и зайчонок(1,5)

мой сразу стал резко проситься (через неделю как сняли памперс) и только на унитаз (горшок даже не рассматривался, хотя у нас их нескольких видов имеется) сейчас писает раз в час (он ОЧЕНЬ!!!!!!!! много пьет) по моему в этом возрасте (как другие джетки на площадке) РАЗ В 1,5 – 2 ЧАСА) 26.08.2006 22:12:26, Ксюх (Максимка 1,10)

Вот. Уже похоже. Раз в 1,5 часа попробую. Раз в час для нас часто получается и она отказывается. 26.08.2006 23:09:59, zaika и зайчонок(1,5)

У меня все рядом делает:(, какие там интервалы, он вообще не хочет на горшке сидеть, хотя знает, что туда надо писать. А вот пописает куда-нибудь и зовет “Мамааа!

“, а маме хоть вешайся, все полы опписаны. Я вообще не понимаю, как его приучить к горшку и будем ли мы туда ходить..такая разница в приучении к горшку между младшим и старшим, что я теряюсь..Совета не дала, только поплакалась:) 26.08.2006 21:43:06, Сладкое зелье

Моя когда пописать собираеться,под попу себе заглянуть пытаеться).Не важно,сидит или стоит.Ловлю.)А про интервалы-незнаю,мы вообще не режимные. 26.08.2006 21:21:43, Томусик

Я такое иногда тоже замечала, но редко. Чаще уже по факту смотрит туда. В процессе, так сказать. 🙂 26.08.2006 21:24:18, zaika и зайчонок(1,5)

А горшок где стоит??У нас она в него может ногами встать.Тоже перед этим делом).Или притащить,или на голову одеть).Вобщем,понимает,что ей туда надо,но как объяснить-незнает))).Хотя и так,что посидит,а потом сразу на пол пописает тоже частенько происходит.А если не хочет-ни за что не сядет. 26.08.2006 21:29:12, Томусик

В ванной-туалете стоит. Она туда игрушки сажает. Т.е. знает, где стоит. Дверь всегда не закрыта. 26.08.2006 21:30:14, zaika и зайчонок(1,5)

Источник

Изучение уродинамики нижних мочевых путей является обязательным этапом обследования детей с пороками развития почек и верхних мочевых путей, расстройствами мочеиспускания и энурезом, рецидивирующим течением инфекции мочевыводящих путей, пиелонефритом. Наибольшую значимость и сложность эта проблема приобретает при лечении новорожденных и детей раннего возраста, стертости клинических проявлений нарушений мочеиспускания, сложности проведения специальных уродинамических исследований.

В данном аспекте особую значимость для урологов и нефрологов педиатрического профиля приобретают сведения о физиологии мочеиспускания новорожденных и детей младшего возраста, имеющие определяющее значение для ранней диагностики патологии мочевыделительной системы и предупреждения осложнений.

Физиология мочеиспускания у детей раннего возраста до настоящего времени остается не до конца изученной.

Акт мочеиспускания состоит из двух фаз – фазы накопления мочи и фазы эвакуации мочи. При этом детрузор мочевого пузыря и его сфинктеры (гладкомышечный и наружный, поперечно-полосатый) находятся в реципрокных отношениях: в фазу накопления мочи детрузор расслабляется, а сфинктер сокращен и удерживает мочу; в фазу опорожнения мочи – сокращается детрузор и расслабляется сфинктер, происходит опорожнение мочевого пузыря. Обеспечивает этот процесс сложная регуляторная система, в работе которой участвуют спинной мозг, субкортикальные и корковые центры, система биологически активных веществ и половые гормоны.

В фазу накопления мочи основная роль принадлежит детрузору мочевого пузыря, который обеспечивает адекватную резервуарную функцию (за счет эластичности мышц мочевого пузыря и благодаря системе детрузор-стабилизирующих рефлексов), при этом давление в мочевом пузыре, несмотря на его заполнение, поддерживается на низком уровне (5-10 см водного столба). Эвакуация мочи – сложный рефлекторный акт, во время которого происходит синхронное расслабление внутреннего и наружного сфинктеров мочевого пузыря и сокращение мышцы мочевого пузыря – детрузора. В эвакуации мочи принимают участие также мышцы брюшного пресса и промежности. Нормальное моче­испускание определяется анатомической и функциональной полноценностью не только сфинктеров и детрузора, но и системой нервных структур, регулирующих этот сложный акт.

Основным вегетативным центром является спинальный центр регуляции мочеиспускания, располагающийся на уровне пояснично-крестцовых сегментов спинного мозга, который, в свою очередь, имеет симпатическое (Th XII – L II-III) и парасимпатическое (L IV-V) представительство. Следует помнить, что парасимпатический отдел отвечает за вегетативное обеспечение сократительной активности детрузора, а симпатический – за его адаптацию (по мере заполнения мочевого пузыря давление в нем не повышается). Соматическое обеспечение поперечно-полосатой мускулатуры тазового дна обеспечивается за счет сакральных сегментов. А вот связь соматического и вегетативного звеньев осуществляется благодаря системе рефлексов, стабилизирующих детрузор. Именно благодаря этой сложной системе и обеспечиваются реципрокные отношения между детрузором и сфинктером (при сокращении детрузора – сфинктер расслабляется, и, наоборот, прекращение мочеиспускания и сокращение сфинктера ведут к восстановлению резервуарной функции мочевого пузыря) [1, 2].

Динамический характер изменений мочеиспускания в процессе роста ребенка затрагивает как увеличение гидродинамических параметров мочеиспускания (объем мочевого пузыря, частота мочеиспусканий, изменение скорости тока мочи), так и контролируемые сознанием характеристики (позыв, умение прерывать моче­испускание, поведенческие реакции), что в совокупности позволяет констатировать формирование «зрелого» типа мочеиспускания [1].

Традиционная концепция предполагает, что мочеиспускание новорожденного происходит автоматически, за счет спонтанно возникающего рефлекса, замыкающегося на уровне спинного мозга. Однако последние исследования фетальной уродинамики показали, что такое мнение довольно упрощенное. Появились доказательства того, что даже внутриутробно мочеиспускание имеет поведенческие зависимости: отмечены задержки мочеиспускания во время сна плода и максимально частое опорожнение пузыря во время бодрствования плода.

При изучении вопросов физиологии мочеиспускания плодов 19-40 недель гестации с использованием антенатальной ультразвуковой цистометрии при естественном наполнении оценены накопительная, эвакуаторная функции мочевого пузыря, характер мочеиспускания плодов. Уродинамика плодов оценивалась с помощью таких показателей, как максимальный объем мочевого пузыря, продолжительность микционного цикла, процент остаточной мочи, продолжительность выведения мочи, диурез [3, 4].

Отмечено, что с 19-й до 38-40 недели гестации размеры мочевого пузыря возрастают практически в 30-40 раз и составляют в 20 недель 0,65-1,0 мл, а в 40 недель – 25-30 мл. Закономерности темпов роста объема мочевого пузыря опережают темпы роста массы плода, которая за эти же сроки возрастает более чем в 10 раз.

При изучении продолжительности микционного цикла – показателя, эквивалентного ритму спонтанных мочеиспусканий, отмечено его увеличение по мере возрастания срока гестации. Предположено, что плод мочится 72 раза в сутки в 20 недель и 32-36 раз в 38-40 недель.

У большинства плодов опорожнение мочевого пузыря полное. При этом во II и III триместрах беременности допустимым является наличие 10-15% остаточной мочи [3-5].

Характер мочевыведения плода значительно отличается от такового у детей постнатального периода. Наряду с одномоментным мочеиспусканием отмечается фракционное мочеиспускание, чаще встречаемое в III триместре беременности.

Такие характеристики, как фракционный способ опорожнения мочевого пузыря и его неполная эффективность (с остаточной мочой 10-15%), определяют так называемый «фетальный тип мочеиспускания».

Эквиваленты фетальных поведенческих реакций проявляются в виде двигательной активности плода, предшествующей выведению мочи, или прежде­временным опорожнением мочевого пузыря в ответ на шумовой раздражитель. Таким образом, в процессе антенатального периода становление мочеиспускания плода осуществляется за счет поддержания функционального режима чередования микционных циклов, формирования основных показателей мочеиспускания: пузырного рефлекса, «фетального» типа выведения мочи, эквивалентов фетальных поведенческих реакций [4, 5]. В течение последнего триместра беременности внутриматочной мочи производится намного больше, чем в постнатальный период (30 мл/час), а частота мочеиспускания плода приблизительно равна 30 раз в сутки [4-6].

В постнатальный период механизмы контроля мочеиспускания претерпевают дальнейшие изменения. Использование амбулаторного мониторинга мочевого пузыря в сочетании с методом полисомнографии показало, что у новорожденных во время сна мочевой пузырь находится в состоянии покоя и мочеиспускание во время сна не происходит [7].

Сразу после рождения мочеиспускание обычно редкое. Первый раз младенец может помочиться через 12 и более часов (до 24 часов). После первой недели частота мочеиспусканий быстро возрастает и достигает максимума в возрасте от 2 до 4 недель и составляет в среднем один раз в час. Затем частота уменьшается и остается стабильной до 6 месяцев – 10-15 раз в день. После первого года число мочеиспусканий уменьшается до 8-10 раз в день. У новорожденных мочеиспускание может иметь прерывистый характер, при этом более чем в 80 процентах мочевой пузырь опорожняется полностью [8]. Для детей до шести месяцев жизни характерным является частое и неполное опорожнение мочевого пузыря, мочеиспускание в два приема, относительно большой объем остаточной мочи, что указывает на функциональную нестабильность мочевого пузыря, которая уменьшается с возрастом и достигает определенной зрелости к одному году [9].

Установлено, что становление функции мочевого пузыря у здоровых детей протекает в три стадии, которые имеют определенную последовательность и четкие возрастные границы. На первой стадии формирования функции мочевого пузыря значительные изменения претерпевает емкость мочевого пузыря, которая на первом году жизни увеличивается в два раза, а к трем годам в шесть раз. Со второго месяца жизни происходят существенные колебания емкости мочевого пузыря в течение дня, что позволяет выделить максимальный и минимальный объемы. Эффективный объем первого после сна мочеиспускания формируется к середине второго года жизни. С 6-8 месяцев до одного года ребенок начинает ощущать и пытаться как-то «сигнализировать» о необходимости мочиться. Идет активное формирование условного рефлекса, формируются кортико-висцеральные (вертикальные) связи, осуществляемые через подкорковые, понтийные центры. Важным моментом на первой стадии формирования емкости мочевого пузыря является период, когда ребенок начинает ходить. В это время отмечается учащение мочеиспускания, уменьшение объема порции мочи, появление «прерывистого» мочеиспускания. С полутора лет у здоровых детей стабильно увеличивается эффективная емкость мочевого пузыря и уменьшается частота мочеиспусканий. В период становления основных черт зрелого мочеиспускания выявлены отличительные особенности уродинамики нижних мочевых путей у детей грудного и раннего возраста. Установлено, что процесс наполнения мочевого пузыря у них осуществляется в условиях базовой гипертензии. Реализация микционного цикла при относительно высоком давлении отражает свойственный этому периоду жизни ребенка гипертонус гладких мышц мочевого пузыря, обеспечивающий высокий автоматизм эвакуации мочи до появления произвольного контроля мочеиспускания [10].

Также отмечено, что давление вытеснения у мальчиков выше, чем у девочек, а до 70% младенцев имеют прерывистое мочеиспускание. Эти более высокие значения давления детрузора и прерывистый характер мочеиспускания постепенно уменьшаются с возрастом в течение 1-2 лет жизни, отражая процесс созревания детрузора и сфинктерной координации. Видеоуродинамические исследования подтверждают эти результаты [8, 11-14]. По мере взросления ребенка, в привитии навыков моче­испускания и формирования зрелого типа контроля над ним, особую важность приобретают три основных фактора:

1) увеличение емкости мочевого пузыря для обеспечения его резервуарной функции;

2) появление произвольного контроля над поперечно-полосатой мускулатурой (наружный уретральный сфинктер) для обеспечения произвольного начала и окончания акта мочеиспускания, что обычно появляется к третьему году жизни;

3) формирование прямого произвольного контроля над микционным рефлексом, что позволяет ребенку управлять процессом сокращения детрузора собственным волевым усилием.

О «зрелом типе» мочеиспускания можно говорить тогда, когда оно становится полностью управляемым (контролируемым ребенком). Его клиническими признаками являются:

  • соответствие объема мочевого пузыря возрасту ребенка;
  • адекватное диурезу и объему мочевого пузыря число мочеиспусканий в сутки;
  • полное удержание мочи днем и ночью;
  • умение задерживать и прерывать при необходимости акт мочеиспускания;
  • умение опорожнять мочевой пузырь без предшествующего позыва на мочеиспускание;
  • адекватное поведение (стремление к уединению при появлении позыва, приемы непосредственной подготовки к опорожнению мочевого пузыря, переживание при наличии любых его расстройств и пр.) [15, 16].

Сформированный механизм контроля над микционным рефлексом, аналогичный взрослому, у большинства детей складывается к 4-5 годам. Контроль над мочеиспусканием в ночное время имеет более широкие возрастные границы (3-7 лет) [17].

Определение эффективной емкости мочевого пузыря у детей различных возрастов производится по формулам:

  • у младенцев: емкость мочевого пузыря (мл) = 38 + (2,5 × возраст (мес)) [14];
  • у детей с одного года жизни: емкость мочевого пузыря (мл) = 30 + 30n, где n – возраст в годах [18].

Таким образом, знание сложных и многокомпонентных регуляторных механизмов мочеиспускания поможет разобраться в этиопатогенезе расстройств мочеиспускания и недержания мочи у детей. Тем не менее, следуя диагностическому протоколу, разработанному на основании рекомендаций Международного общества по удержанию мочи у детей (International Children’s Continence Society, ICCS), можно, проведя необходимые исследования, четко дифференцировать различия в причинах и характере недержания мочи, назначить лечение, обоснованное патогенетически, провести курс реабилитации и добиться выздоровления [19].

Работа выполнена в рамках государственного задания Минздрава России «Разработка тактики постнатального лечения детей с антенатально выявленными пороками мочевыделительной системы».

Литература

  1. Джавад-Заде М. Д., Державин B. M., Вишневский Е. Л. и др. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. М.: Медицина. 1989. 384 с.
  2. Franco I. Overactive bladder in children. Part 1: Pathophysiology // J Urol. 2007; 178 (3 Pt 1): 761-8.
  3. Дерюгина Л. А. Антенатальная диагностика врожденных заболеваний мочевыводящей системы и обоснование тактики ведения детей в постнатальном периоде. Автореф. дис. … д.м.н, 2008. 50 с.
  4. Дерюгина Л. А., Морозов Д. А. Становление мочевыведения плода на этапах гестации // Детская хирургия. 2007. № 6. С. 22-27.
  5. Дерюгина Л. А. Расстройства уродинамики нижних мочевых путей у плодов // Детская хирургия. 2007. № 3. С. 30-34.
  6. Goelllner M. H., Ziegler E. E., Fomon S. J. Urination duringtheFirst 3 yearsof life // Nephron. 1981; 28: 174-178.
  7. Yeung C. K., Godley M. L., Ho C. K. W., Ransley P., Duffy P. G., Chen C. N., Li A. K. C. Somt ntw insights into bladder in infancy // Br J Urol. 1995; 6; 235-240.
  8. Yeung C. K., Godley M. L., Duffy P. G., Ransley P. G. Natural filing cystometry in infants and children // Br J Urol. 1995; 75: 531-537.
  9. Николаев Н. С. Диагностика и лечение дисфункций мочевого пузыря у детей раннего возраста. Автореф. дис. … к.м.н., 2003. 27 с.
  10. Рудакова Э. А. Дисфункции мочевого пузыря у детей раннего возраста. Автореф. дис. … д.м.н., 1995. 28 с.
  11. Yeung C. K., Godley M. L., Dhillon H. K., Duffy P. G., Ransley P. G. Urodynamic patterns in infants with normal lover urinary tracts or primary vesico-ureteric reflux // Br J Urol. 1998; 81: 461-467.
  12. Bachelard M., Sillen U., Hansson S., Hermansson G., Jodal U., Jacobsson B. Urodinamic pattern in asymptomatic infants: siblidings of children with vesico-ureteric reflux // J Urol. 1999; 162: 1733-1737.
  13. Sillen U., Solsnes E., Yellstrom A. I., Sandberg K. The voiding pattern of healthy preterm neonates // J Urol. 2000; 163: 278.
  14. Holmdahl G., Hansson E., Hansson M., Hellstrom A.-L., Hjälmås K., Sillen U. Four hour voiding observation in healthy infants // J Urol. 1996; 156: 1809-1812.
  15. Yeates W. K. Bladder in normal Micturition. In: Kolvin I., MacKeith R. C., Meadow S. R. (eds). Bladder Control and Enuresis. London, W Heinemann Medical, 1973. 28-365.
  16. Вишневский Е. Л., Лоран О. Б., Вишневский А. Е. Клиническая оценка расстройств мочеиспускания. М.: Терра, 2001. 96 с.
  17. Hellstrom A. L., Hansson E., Hansson S., Hjälmås K., Jodal U. Micturition habits and incontinence in 7-year-old Swedish school entrants // Eur J Pediatr. 1990; 149 (6): 434-437.
  18. Koff S. A. Estimating bladder capacity in children // Urology. 1983; 21: 248-251.
  19. Основные принципы диагностики и лечения расстройств мочеиспускания у детей и подростков. Методические рекомендации № 10. М., 2013. 40 с.

Т. В. Отпущенникова, кандидат медицинских наук

ФГБОУ ВО СГМУ им. В. И. Разумовского, Саратов

Контактная информация: tkatina1@yandex.ru

Физиологические аспекты мочеиспускания у детей раннего возраста/ Т. В. Отпущенникова

Для цитирования: Лечащий врач № 9/2018; Номера страниц в выпуске: 26-28

Теги: энурез, пиелонефрит, нижние мочевые пути, условный рефлекс

Источник