Правильное мочеиспускание у детей
Затруднение мочеиспускания или странгурия – это нарушение нормального выведения мочи из организма.
При этом не происходит полного опорожнения мочевого пузыря.
Также при появлении этого патологического состояния у детей отмечаются следующие признаки:
- выраженный дискомфорт и тянущие боли непосредственно перед мочеиспусканием или во время выделения мочи;
- вялая струя при мочеиспускании, разбрызгивание или раздвоение струи, возможно, даже выделение мочи по каплям;
- при явных позывах к мочеиспусканию – моча выделяется не сразу, нужно натуживаться и длительно ожидать первую струю.
Причины затрудненного мочеиспускания у детей
Появление задержки мочеиспускания у детей может быть связано как с развитием и прогрессирование различных патологических состояний или заболеваний, так и кратковременных функциональных сбоев или даже физиологических причин.
Поэтому при появлении этого неприятного явления у ребенка в любом возрасте необходимо своевременное определение причины этого симптома.
Задержка мочеиспускания в связи с возникновением патологии
Наиболее часто странгурия развивается:
- при остром и хроническом цистите или уретрите, которые вызваны различными возбудителями;
- при нейрогенной дисфункции мочевого пузыря;
- при невротических расстройствах с развитием спазма сфинктеров мочеиспускательного канала;
- при дисметаболической нефропатии в связи с раздражением мочеиспускательного канала песком или солями;
при врожденных аномалиях или прогрессирующих заболеваниях почек (гломерулонефрит, тубулопатии, пиелонефрит, туберкулез почек);
- при тяжелых эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, патология надпочечников, щитовидной железы, гипофиза) или гормональных сбоях в организме (чаще в подростковом возрасте);
- при врожденных аномалиях или заболеваниях репродуктивной системы у девочек, особенно при перегибе матки кпереди, сдавливании или перераздражении мочевого пузыря или уретры;
- при гинекологических заболеваниях в любом возрасте, обострение или латентное течение хронических форм аднексита;
- при острых воспалительных процессах органов малого таза (заболевания кишечника, хронический аппендицит);
- при частых приступах мигрени, которые сопровождаются длительным спазмом сосудов головного мозга или шеи;
- при доброкачественных или злокачественных опухолях, прорастающих из тканей мочевыделительной системы или из других органов малого таза;
- при бесконтрольном приеме различных лекарственных препаратов с развитием побочных реакций в виде спазма уретры, атонии или спазмах сфинктера в области шейки мочевого пузыря;
- при частом и бесконтрольном приеме снотворных препаратов или транквилизаторов;
- при неправильном назначении мочегонных препаратов;
- при закупорке уретры сгустками крови или слизью в связи с травмой травмы и/или при различных медицинских манипуляциях (цистоскопия, катетеризация мочевого пузыря);
- при заболеваниях, сопровождающихся повышением внутрибрюшного давления;
- после применения лекарственных средств: анестетиков, сульфаниламидов, препаратов лития, рентгеноконтрастных веществ.
Физиологические причины и функциональные сбои
Задержка мочеиспускания у ребенка достаточно часто вызывается кратковременными изменениями нервно – рефлекторной регуляции сфинктеров мочевого пузыря и уретры в результате:
Анатомическими и функциональными особенностями организма малыша;
- незрелости регулирования слаженной работы нервной и выделительной систем;
- активным ростом органов и систем;
- преобладанием процессов возбуждения, над процессами торможения;
- нестабильностью работы обмена веществ и эндокринной системы в определенные периоды жизни ребенка.
К ним относятся:
- изменение гормонального фона с развитием периодического спазма или в связи с эмоциональными изменениями;
- общее переохлаждение организма с возникновением рефлекторного спазма мочеиспускательного канала;
- частые стрессы и длительное эмоциональное перенапряжение может вызвать стойкий спазм сфинктеров мочевыводящей системы;
- длительное перерастяжение мочевого пузыря, в связи со стойким рефлекторным спазмом при длительной задержке мочеиспускания;
- прием в пищу острых, пряных, кислых, горьких, соленных, жаренных, маринованных блюд, алкогольных, тонизирующих напитков;
- опьянение легкой степени.
Как происходит развитие этого патологического симптома
Девочки чаще страдают этой неприятной патологией и это связано с анатомическими особенностями строения мочевыделительной системы, ее функционированием и тесной связью с репродуктивными органами.
Мужской мочевой канал длинный и более узкий, а при входе в мочевой пузырь расположена предстательная железа, служащая дополнительным барьером для инфекции.
А девочек и девушек уретра короткая и широкая.
Поэтому инфекция восходящим путем легко проникает в мочевой пузырь и вызывает воспалительный процесс:
- неспецифическое воспаление вирусной, бактериальной или грибковой природы, спровоцированное стафилококками, аденовирусом, ротавирусом, энтеровирусом, пневмококками, стрептококками, кишечной палочкой, клебсиелой или протеем)
- специфические воспаления, чаще всего вызванные возбудителями половых инфекций (хламидиями, уреаплазмами, трихомонадами, гонококками, гарднереллами или микоплазмами);
- сочетанием специфических и/или неспецифических возбудителей инфекции.
Воспаление мочевого пузыря и уретры и отек мочеиспускательного канала
Самыми частыми причинами возникновения затрудненного мочеиспускания считаются воспалительные заболевания мочевого пузыря (цистит), мочеиспускательного канала (уретрит) или их сочетание.
При этом слизистая воспаляется и отекает, вызывая затруднения мочеиспускания, рези и боли, в начале или в конце мочеиспускания, повышение температуры, что только усугубляет спазм и проявления странгурии.
К тому же существуют определенные факторы, характерные только для женщин, способствующие усугублению воспаления, провоцирующие его развитие или латентное длительное течение заболевания.
К ним можно отнести:
- врожденные аномалии развития органов мочевыделительной системы;
- нарушения гормонального фона в подростковом возрасте, чаще при появлении первых месячных;
- обменные нарушения с развитием дисметаболических нефропатий и раздражение мочеиспускательного канала солями и песком;
нарушения диеты и прием кислой, горькой, жареной, жирной пищи, маринованных блюд и копченостей;
- изменения микрофлоры влагалища и кишечника с развитием дисбактериозов и кандидозов, способствующих ослаблению общего и местного иммунитета;
- раннее начало половой жизни и попадание в организм девочки при первом сексуальном контакте «чужой» флоры, провоцирующей появление признаков инфекции);
- вредные привычки (курение, алкоголь, тонизирующие напитки);
- высокая эмоциональность ребенка с развитием висцеро-невротических расстройств – нейрогенный мочевой пузырь, спазм сфинктеров.
Нейрогенный мочевой пузырь и неврогенные расстройства
Второй из причин развития и прогрессирования странгурии у детей считаются неврогенные расстройства и нейрогенный мочевой пузырь.
Нельзя забывать, что не только воспаление и отек могут провоцировать затрудненное мочеиспускание в детском возрасте.
У малышей раннего и дошкольного возраста достаточно часто встречаются нарушения нервной регуляции на фоне незрелости или нестабильности работы нервной системы и/или перенапряжение и перевозбуждение парасимпатической регуляции в связи с перинатальными энцефалопатиями или функциональными сбоями ее работы.
При нарушении правильного взаимодействия мочеполовой и/или нервной систем акт мочеиспускания становится неконтролируемым, возникают длительные спазмы, а при явных позывах к мочеиспусканию – выделение мочи происходит не сразу, для этого нужно натуживаться и длительно ожидать первую струю.
Процесс мочеиспускания в основном контролируется центральной и периферической нервной системой, поэтому любые сбои, функциональные или органические нарушения приведут к различным нарушениями мочеиспускания – задержкам или недержанию мочи. Это вызывает неполное опорожнение мочевого пузыря, его переполнение, что только усиливает спазм шеечного сфинктера.
При длительном спазме неврогенные расстройства приводят к развитию инфекционного и неинфекционного воспалительного процесса – шеечного цистита.
Главными причинами неврогенного мочевого пузыря и рефлекторных спазмов уретры считаются:
- длительные стрессы;
- неврозы, чаще неврастения;
- адаптация в новом коллективе и длительное удерживание мочи, особенно при привыкании ребенка к посещению детского сада – в связи со стрессом и стеснительностью;
- ВСД с частыми приступами в виде панических атак и депрессия в подростковом возрасте.
Также одной из причин нарушения правильного взаимодействия центра мочеиспускания и органов мочевыделительной системы являются проходящие нарушения кровоснабжения определенных участков головного или спинного мозга – центра мочеиспускания.
Это возникает при длительном спазме при мигрени, при ДЦП, при закупорке питающих артерий или разрыве мелких артериол с возникновением микроинсультов.
Участились случаи диагностирования дегенеративных или демиелинизирующих заболеваний (рассеянный склероз), первыми проявлениями которых считаются нестабильность функционирования органов малого таза – задержка мочеиспускания, недержание мочи или кала.
Залог скорейшего устранения затрудненного мочеиспускания у малышей в данном случае:
- своевременное лечение нервно-эмоциональных расстройств и перинатальной энцефалопатии;
- мягкая коррекция эмоционального фона;
- профилактика стрессов;
- здоровый сон;
- психологическая стабильность.
Нарушения обмена веществ с развитием дисметаболической нефропатии
В современной педиатрии вопрос дисметаболической нефропатии является на данный момент наиболее актуальным и спорным, в связи с активным ростом обменных нарушений почечного генеза.
Согласно статистике, обменные нарушения в моче у детей, встречаются у каждого третьего пациента, пришедшего на прием к педиатру.
Дисметаболическая нефропатия объединяет в себе различные нефропатии, связанные с нарушением обменных процессов в почках и как следствие этого – появление кристаллического осадка в моче, а в дальнейшем происходит повреждение почечных структур.
Существуют предрасполагающие факторы, которые неблагоприятно воздействуя на организм, приводят к нарушению обменных процессов между тканями организма и почечной паренхимой.
К ним относятся в первую очередь:
- неправильное питание ребенка: ранее введение в питание или частый прием цельного коровьего молока, большое количество в рационе различных «вредных» продуктов, особенно содержащих консерванты и ароматизаторы, много мяса, зелени, шоколада, цитрусовых;
- недостаточный питьевой режим и/или высокая жесткость воды;
- неблагоприятная экологическая ситуация;
- эндокринные заболевания.
Наиболее часто встречаются нефропатии, связанные с нарушением обмена солей щавелевой кислоты (оксалатов), реже встречаются нарушения обмена уратов и фосфатов.
При скоплении солей в почечных канальцах и песка у школьников в определенный момент происходит их вымывание или массивное отхождения. При этом они раздражают и царапают уретру и провоцируют спазм мочеиспускательных путей.
В лечении важная роль отводится диете, оптимизации питьевого режима, достаточной физической активности и медикаментозному лечению.
Изменение гормонального фона
В жизни любой женщины возникают периоды, когда увеличивается или уменьшается выработка основных женских гормонов: прогестерона, окситоцина, эстрогена, соматотропина, тироксина, тестостерона.
Их количество и взаимодействие напрямую влияют на самочувствие женщины и правильное функционирование всех органов и систем организма.
В детском возрасте гормональные изменения могут возникать в подростковом возрасте и при эндокринном дисбалансе у девочек (при кистах, аднекситах, дисфункции щитовидной железы).
Появление симптомов гормонального дисбаланса часто сопровождается:
- головными болями спастического характера;
- нарушениями сна;
- повышенной утомляемостью;
- эмоциональной нестабильностью;
- снижение иммунитета;
- развитием кандидозов и дисбактериозов.
Также возникают различные воспалительные процессы:
- женской половой сферы и близко расположенных органов (мочевой пузырь, почки, уретра);
- неврозов с формированием висцеро-соматических расстройств (гиперактивного мочевого пузыря, задержки мочеиспусканий)
Недостаток витаминов и минералов в организме
Дефицит витаминов группы В, калия, магния, кальция приводит к нарушениям в нервно-мышечном механизме передачи нервных импульсов с нейронов головного мозга или по ходу нервных путей до мочевого пузыря и уретры.
Все эти функциональные сбои, патологические состояния и болезни могут сопровождаться появлением задержек мочи. Это состояние нужно своевременно устранить, иначе состояние будет усугубляться, и провоцировать развитие серьезных заболеваний и сбоев.
Источник
Гуляя на детской площадке со своим ребенком, часто слышу бурные обсуждения мамочек, в которых они делятся своими способами сбора анализа.
Вполне насущная тема. С появлением малыша на свет, ответственные родители следят за его здоровьем.
Ежемесячные плановые посещения педиатра сопровождаются, в некоторых случаях, направлениями на сдачу анализа мочи и крови.
Ну с кровью все понятно. А вот как заставить ребенка пописать для анализов и при этом соблюсти все правила забора мочи?
Ведь, если собрать анализ неправильно, все усилия напрасны, придется начинать заново.
Анализ мочи у детей
Подобный анализ — один из простейших способов диагностики различных патологий. Именно по показателям мочи можно определить наличие заболевания еще до появления симптомов.
Моча – жидкость, выделяемая почками в процессе жизнедеятельности. Она дает сведения о состоянии почек и организма в целом, способна показать наличие скрытого воспалительного процесса, начало какого-либо заболевания.
По результатам анализа можно судить об эффективности выбранного лечения. Важность этого анализа для детей неоспорима не только в процессе терапии, но и в профилактических целях.
Маленький ребенок не может сказать, что у него что-то болит. А вот анализ способен вовремя распознать проблему.
Чтобы растить ребенка здоровым с первых дней жизни, помогать ему укреплять иммунитет и не следовать слепо всем рекомендациям врачей, смотрите интернет-курс Здоровый ребенок: практикум для мамы>>>
Специальной подготовки для сдачи анализа не требуется. Ребенок должен соблюдать привычный уклад жизни и питания.
Как правильно собирать мочу для анализа
Собирать необходимо утреннюю мочу, исключение составляет анализ на сахар и по Нечипоренко. Чтобы получить максимально точный результат, соблюдайте следующие рекомендации:
- Используется исключительно стерильная тара;
- Стеклянная баночка должна быть с крышкой.Её необходимо простерилизовать;
- Можно приобрести специальную пластмассовую емкость, объем которой составляет 100 мл. На её стенке есть шкала, с помощью которой можно определить количество собранной урины.
- Обязательно подмыть малыша. Сделать это необходимо быстро, поскольку вода может спровоцировать мочеиспускание и ребенок начнет писать. Кстати, прочитайте актуальную статью Как подмывать новорожденную девочку и мальчика>>>;
- Обсушить кожу;
- Используя все придуманные хитрости (о них будет сказано ниже), заставить ребенка пописать;
- После забора анализа и поступлением его в лабораторию должно пройти не более двух (трех) часов.
На сегодняшний день можно воспользоваться мочеприемником.
- Это стерильный мешочек из полиэтилена с клейким основанием, с помощью которого он крепится к коже;
- Из мочеприемника урина переливается баночку;
- С мальчиками проще, мочеприемник крепится к пенису и яичкам;
- С девочками сложнее. Важно правильно закрепить, особенно снизу, чтобы содержимое не вытекло. Смотрите также статью Как собрать мочу у грудничка-девочки?>>>
«Какой объем не обходим?» — часто задаются вопросом родители, поскольку каждая капелька дается с таким трудом.
Сколько расстройства вызывает тот случай, когда подготовился, все сделал правильно, а собранный объем очень мал. А если ребенок спит в памперсе, трудно понять, какая моча вообще утренняя.
Для разных видов анализов необходим различный объем мочи.
- Общий анализ предполагает забор всей мочи. Можно ориентироваться на объем до 20 мл. или, чтобы уровень мочи был 1 см от дна емкости;
- Для анализа по Нечипоренко достаточно 10 мл, необходима только средняя порция мочи: пропускается первая, собирается средняя, последняя опять пропускается;
- Для анализа на сахар, урина собирается в течение дня. Для этого необходимо иметь стеклянную стерильную тару с крышкой, в которую собирается вся моча.
После она перемешивается и отливается в специально подготовленную емкость. Для лаборатории достаточно 50 мл.
Мамины хитрости, чтобы ребенок пописал
Трудности сбора анализа обуславливаются двумя основными факторами: возраст малыша и половая принадлежность. Понятно, что собрать мочу у мальчика гораздо проще.
Начнем с самого начала. Как заставить маленького ребенка пописать. Посадить на горшок новорожденного не получится, угадывать, когда он хочет пописать тоже сложно.
Поскольку нужна утренняя моча, вот несколько рекомендаций:
- Баночка или емкость должна быть заготовлена заранее;
- После пробуждения ребенка, расстегнуть памперс. Ему станет прохладно, может сразу пописать;
- Включите воду, журчание которой спровоцирует желание пописать;
- Сделайте легкий массаж животика сверху к половым органам;
- У девочки стимулировать мочеиспускание поможет кусочек ваты, смоченный в воде и расположенный между ножек;
- Для забора мочи используется плоская тарелка, которая должна быть простерилизована. Её необходимо подложить под малышку, но чтобы она не доставляла неудобства;
- У новорожденного мальчика поймать струю проще;
- Начните ребенка кормить, часто грудные детки именно в момент сосания писают.
Важно! Выжимать пеленку или памперс для сбора анализа недопустимо. В памперсе моча проходит через специальные сорбенты. Стерильность пеленки обеспечить невозможно!
С изменением возраста, меняются способы забора мочи:
- Как заставить пописать ребенка в 1 год? С мальчиками, проще, он благополучно сделает свое дело сразу в емкость;
- Как заставить ребенка пописать в баночку? Можно отвлечь его, заинтересовать чем-то другим;
- Исключение составляют те дети, которым процесс пописать в баночку — новшество и даже интересен. Попробуйте, а может ваш ребенок это именно тот случай.
- С девочкой сложнее. Возможно, придется прибегнуть к помощи: вы возьмете малышку на руки в сидячем положении и будете с ней общаться, а кто-то подержит емкость для забора мочи;
- Если помочь некому, установите емкость на горизонтальной поверхности и держите над ней малышку, пока она не пописает.
Проще обстоит вопрос с ребенком постарше. Есть несколько способов, как заставить пописать ребенка в 2 года.
- Если ребенок приучен к горшку, может высидеть определенное время – это ваше спасение (если вы еще только задумываетесь об этом, прочитайте статью Как приучить малыша к горшку?>>>);
- Только следует помнить о стерильности тары. Горшок необходимо основательно вымыть и обдать кипятком;
- Если пластмассовый горшок сделан из качественного материала, с ним ничего не случится;
- Если сомневаетесь в качестве стерилизации горшка, рекомендуется подобрать стеклянную емкость по форме горшка, простерилизовать её и поместить на дно;
- А теперь нужно набраться терпения. Некоторые дети спокойно сидят на горшке и играют игрушками;
- Другие – непоседы. Придется отвлекать малыша, почитать, показать картинки, запастись новой игрушкой. Пока он будет её изучать, дело совершится;
- Можно дать малышу попить воды ли компотика. Придется проявить изобретательность, чтобы удержать малыша на горшке, для получения желаемого результата;
- Можно воспользоваться ванной. После утреннего обмывания, оставьте малыша в ванной, приготовьте необходимую тару и запаситесь игрушками. Включите воду и играйте с малышом;
- Желательно, чтобы кто-то помог придержать баночку для забора мочи;
- В таком возрасте ребенок по ночам уже практически не писает, поэтому утренней порции должно быть вполне достаточно.
Как правило, в ванной все получается очень быстро.
Делитесь в комментариях, какие приемы и хитрости применяли вы, чтобы побыстрее собрать анализы?
Читайте также:
- Когда и как отучить ребенка от памперсов?
- Ребенок боится врачей
- Ребенок боится какать
Источник