Невроз мочевого пузыря лечение у детей

Невроз мочевого пузыря лечение у детей thumbnail

972 просмотра

12 января 2021

Скажите пожалуйста,ребенку 5.5года уже 1.5 года беспокоит частое мочеиспускания,особенно перед сном.Во время сна все спокойно.Писает по капле.Ранее пили финибут помог, но на время.Во время прогулки может попросить в туалет ,но забывает.Перед сном говорит ,что постоянно хочет писать.Ночью тоже хочет в туалет ,но терпит.Думаю ,что если бы ночью хотел ,то он просыпался бы.Помогите ,может какой нибудь препорат.

Уважаемые посетители сайта СпросиВрача! Рекомендуем Вам перейти на страницу консультации и узнать, что лечит уролог для того, чтобы решить Вашу проблему индивидуально. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос врачу и получите ответ сразу же!

Уролог

Здравствуйте! Вам необходимо обследоваться. Сдать общий анализ мочи, общий анализ крови, бак. посев мочи, пройти УЗИ почек, УЗИ мочевого пузыря. Обязательно нужно контролировать питьевой режим и к вечеру количество потребляемой жидкости должно снижаться.

Елена, 12 января

Клиент

Галина, это все проходили ,все в норме.Мочу постоянно проверяем.

Андролог, Уролог

Вы обследовались по данному поводу?

Елена, 12 января

Клиент

Луиза, да ,конечно.Ребенок пошел в детский сад.Начались походы в туалет .пропили финибут и нам помогло.Но потом опять началось.Но он почему то именно когда хочет спать начинает часто писать.

Андролог, Уролог

Дневник мочеиспусканий,урофлоуметоию,рентген пояснично-крестцового отдела позвоночника делали?

Елена, 13 января

Клиент

Луиза, рентген не делали.Мы обследовались у нефролога.Врач сказал ,что в норме.подскажите какие анализы и что ещё сделать?

Андролог, Уролог

Елена,пройдите улофлоуметрию,рентген пояснтчно’крестцового о дела(исключить spina bifida),сдать ОАМ,по Нечипоренко,посев мочи,УЗИ почек.Головка обножается?Ребенок гиперактивный?Вы не строги к нему?

Елена, 13 января

Клиент

Луиза, ребенок активный, эмоциональный.я не строга,папа строгий.скажите невропатолог рекомендовал дриптан,как вы считаете?анализы сделаем Ранее мы делали УЗИ и анализы они были в норме.спасибо вам

Нефролог, Уролог, Педиатр

Здравствуйте выполняли ли вы узи мочевого пузыря до и после мочеиспускания? Ведёте ли вы дневник выпитой выделенной жидкости по часам? Рекомендую консультацию психолога, физиотерапевта ( для назначения физиопроцедур при наличии диагноза нейрогенная дисфункция мочевого пузыря)

Елена, 13 января

Клиент

Татьяна, воду пьет ребенок ,думаю ,что 1.5 выпивает.Мы ходили к психологу ,врач говорит отклонений нет.

Нефролог, Уролог, Педиатр

Вам диагноз нейрогенный мочевой пузырь поставлен?

Елена, 13 января

Клиент

Татьяна, скажите это много он пьет?

Нефролог, Уролог, Педиатр

Нефролог, Уролог, Педиатр

Если вам установлен диагноз вам нужно посетить физиотерапевта. Существуют процедуры, которые способствуют расслаблению стенки мочевого пузыря.

Уролог

Здравствуйте. Если анализы в норме, то на основании чего поставили нейрогенный пузырь? Опять же, фенибут назначают при коррекции страхов, неврозов, заиканий и т.д, это не терапия выбора при нейрогенной дисфункции, и он не должен был помогать. Я бы рекомендовала консультацию детского психолога, и самостоятельно поведенчечкую терапию, а именно ограничить потребление жидкости за 3 часа до сна, мочеиспускание по часам (начать с каждых 2х часов, довести до каждых 3 часов), заводить будильники, отвлекать ребёнка. Истинная гиперактивностт в его возрасте появлялась бы ночным энурезом, либо ночными подъёмами в туалет. Для уточнения диагноза можно также выполнить урофлоуметрию.

Елена, 13 января

Клиент

Анна, уже как неделю он встаёт в 5 утра ,чтобы пописать.

Елена, 13 января

Клиент

Анна, после посещения детского сада появилось частое мочеиспускание и моргание,стал пить воду больше обычного.пропили фенибут,глицин стало лучше.писал постоянно,через каждые 5 минут.оно периодически проходит и появляется.сейчас в детский сад не ходим.

Уролог

Поведите дневник мочеиспусканий с указанием времени и количества выпитой жидкости, в течение 3х дней. Я пытаюсь донести, что чтобы поставить тот или иной диагноз нужны конкретные критерии его постановки. Чтобы 100% утверждать что это гиперактивный пузырь нужно чтобы он был подтверждён урофлоуметрией, данными дневника мочеиспусканий, узи на высоте позыва (т. Е. На каком объёме у ребёнка самый сильный повелительный позыв), и понять природу этой нейрогенности (исключить спинальнуб проблему пояснично-крестцово-копчиковой области, исключить аномалии развития пузыря (например дивертикул), либо наличие камне и песка и т. Д.). Начните последовательно с этих рекомендаций, и плюс конечно же поведенческая терапия и физиотерапия (электростимуляция мышц мочевого пузыря например).

Уролог

Т. Е на фоне посещения детского сада учащение, а когда не ходите в сад то улучшение? Есть ли динамика относительно времени года например (ну допустим летом лучше, а зимой хуже?)

Елена, 13 января

Клиент

Анна, необходимо ложиться в больницу на обследование?правильно я понимаю?

Уролог

Нет, это делается все амбулаторно.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою онлайн консультацию врача.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Механизм накопления и опорожнения мочевого пузыря

В основе деятельности мочевого пузыря и сфинктеров уретры лежит строго циклическая функция, которую можно разделить на две фазы: накопления и опорожнения, составляющие в совокупности единый “микционный цикл”.

Фаза накопления

Резервуарная функция мочевого пузыря обеспечивается четким механизмом взаимодействия детрузора и сфинктеров уретры. Низкое внутрипузырное давление, при постоянном увеличении объема мочи, обусловлено эластичностью и способностью детрузора к растяжению. В период накопления мочи детрузор находится в пассивном состоянии. При этом сфинктерный аппарат надежно блокирует выход из мочевого пузыря, создавая уретральное сопротивление, во много раз превышающее внутрипузырное давление. Моча может продолжать накапливаться даже тогда, когда эластические резервы детрузора исчерпаны и повышается внутрипузырное давление. Однако высокое уретральное сопротивление позволяет сохранить мочу в мочевом пузыре. Уретральное сопротивление на 55% обеспечено напряжением поперечно-полосатой мускулатуры тазовой диафрагмы и на 45% – работой внутреннего сфинктера из гладкомышечных волокон, управляемых вегетативной нервной системой (симпатической – 31% и парасимпатической – 14%). При взаимодействии а-адренорецепторов, преимущественно расположенных в области шейки мочевого пузыря и начального отдела уретры, с медиатором норадреналином происходит сокращение гладкой мускулатуры внутреннего сфинктера мочеиспускательного канала. Под влиянием бета-адренорецепторов, расположенных по всей поверхности детрузора, происходит расслабление мышцы, изгоняющей мочу (т.е. детрузора), чем обеспечивается поддержание низкого внутрипузырного давления фазы накопления мочи.

Таким образом, медиатор симпатической нервной системы норадреналин при взаимодействии с а-рецепторами сокращает гладкую мускулатуру сфинктера, а с бета-рецепторами – расслабляет детрузор.

[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15]

Фаза опорожнения

Волевое сокращение детрузора сопровождается расслаблением наружного сфинктера с опорожнением мочевого пузыря под относительно низким давлением. В неонатальныи период и у детей первых месяцев жизни мочеиспускание является непроизвольным, с замыканием дуг рефлексов на уровне спинного и среднего мозга. В этом периоде функции детрузора и сфинктера обычно хорошо сбалансированы. По мере роста ребенка в процессе формирования режима мочеиспускания имеют значение три фактора: увеличение емкости мочевого пузыря сурежением частоты мочеиспускания; приобретение контроля над сфинктером; появление торможения мочеиспускательного рефлекса, что осуществляется ингибиторными кортикальными и субкортикальными центрами. С 1,5 лет большинство детей приобретает способность чувствовать наполнение мочевого пузыря. Кортикальный контроль над субкортикальными центрами устанавливается к 3-м годам.

Читайте также:  Лечение невроза мочевого пузыря

Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря может быть причиной возникновения, прогрессирования и хронизации таких заболеваний органов мочевой системы, как пузырно-мочеточниковый рефлюкс (ПМР), пиелонефрит, цистит.

[16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]

Патогенез нейрогенного мочевого пузыря

Патогенез нейрогенного мочевого пузыря сложен и не до конца изучен. Ведущая роль принадлежит гипоталамо-гипофизарной недостаточности, задержке созревания центров системы регуляции акта мочеиспускания, дисфункции вегетативной нервной системы (сегментарного и надсегментарного уровней), нарушения чувствительности рецепторов и биоэнергетики детрузора. Кроме того, отмечается определенное неблагоприятное влияние эстрогенов на уродинамику мочевых путей. В частности, гиперрефлексия у девочек с нестабильным мочевым пузырем сопровождается нарастанием эстрогенной насыщенности, обуславливающей повышение чувствительности М-холинорецепторов к ацетилхолину. Это объясняет преобладание девочек среди больных с расстройствами мочеиспускания функциональной природы.

Патогенез нейрогенного мочевого пузыря

Источник

îÅÊÒÏÇÅÎÎÙÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ÐÕÚÙÒØ Õ ÄÅÔÅÊ – ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÅ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Á ÎÁÐÏÌÎÅÎÉÑ É ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ, Ó×ÑÚÁÎÎÙÅ Ó ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÍÅÈÁÎÉÚÍÏ× ÎÅÒ×ÎÏÊ ÒÅÇÕÌÑÃÉÉ. îÅÊÒÏÇÅÎÎÙÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ÐÕÚÙÒØ Õ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ÐÒÏÑ×ÌÑÔØÓÑ ÎÅËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÅÍÙÍÉ, ÕÞÁÝÅÎÎÙÍÉ ÉÌÉ ÒÅÄËÉÍÉ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑÍÉ, ÕÒÇÅÎÔÎÙÍÉ ÐÏÚÙ×ÁÍÉ, ÎÅÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÉÌÉ ÚÁÄÅÒÖËÏÊ ÍÏÞÉ, ÉÎÆÅËÃÉÑÍÉ ÍÏÞÅ×ÙÈ ÐÕÔÅÊ. äÉÁÇÎÏÚ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÇÏ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁ×ÉÔÓÑ ÐÏ ÄÁÎÎÙÍ ÌÁÂÏÒÁÔÏÒÎÙÈ, ÕÌØÔÒÁÚ×ÕËÏ×ÙÈ, ÒÅÎÔÇÅÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ, ÜÎÄÏÓËÏÐÉÞÅÓËÉÈ, ÒÁÄÉÏÉÚÏÔÏÐÎÙÈ É ÕÒÏÄÉÎÁÍÉÞÅÓËÉÈ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÊ. îÅÊÒÏÇÅÎÎÙÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ÐÕÚÙÒØ Õ ÄÅÔÅÊ ÔÒÅÂÕÅÔ ËÏÍÐÌÅËÓÎÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ, ×ËÌÀÞÁÀÝÅÇÏ ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ, ÆÉÚÉÏÐÒÏÃÅÄÕÒÙ, ìæë, ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÕÀ ËÏÒÒÅËÃÉÀ.

óÉÍÐÔÏÍÙ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÇÏ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Õ ÄÅÔÅÊ

ðÒÏÉÓÈÏÄÑÔ ÏÔËÌÏÎÅÎÉÑ ÎÁÐÏÌÎÅÎÉÑ É ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ ÐÕÚÙÒÑ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅÍ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÒÅÇÕÌÑÃÉÉ.

òÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×Ï ÍÏÖÅÔ ×ÙÒÁÖÁÔØÓÑ ÓÌÅÄÕÀÝÉÍ ÏÂÒÁÚÏÍ:

  • ÎÅËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÅÍÙÍÉ, ÞÁÓÔÙÍÉ ÉÌÉ ÒÅÄËÉÍÉ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑÍÉ,
  • ÎÅÏÖÉÄÁÎÎÙÍÉ ÐÏÚÙ×ÁÍÉ,
  • ÎÅÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÉÌÉ ÚÁÄÅÒÖËÏÊ ÕÒÉÎÙ,
  • ÚÁÒÁÖÅÎÉÑÍÉ ÍÏÞÅ×ÙÈ ÐÕÔÅÊ.

îÅÊÒÏÇÅÎÎÙÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ÐÕÚÙÒØ Õ ÄÅÔÅÊ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÒÁÚÌÉÞÎÙÍÉ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×ÁÍÉ ÁËÔÁ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ, ÔÑÖÅÓÔØ É ÞÁÓÔÏÔÁ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÊ ËÏÔÏÒÏÇÏ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÕÒÏ×ÎÅÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑ ÎÅÒ×ÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ.

ðÒÉ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÊ ÇÉÐÅÒÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ, ÐÒÅÏÂÌÁÄÁÀÝÅÊ Õ ÄÅÔÅÊ ÒÁÎÎÅÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ, ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ ÕÞÁÝÅÎÎÙÅ (> 8 ÒÁÚ/ÓÕÔËÉ) ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ ÍÁÌÙÍÉ ÐÏÒÃÉÑÍÉ, ÕÒÇÅÎÔÎÙÅ (ÉÍÐÅÒÁÔÉ×ÎÙÅ) ÐÏÚÙ×Ù, ÎÅÄÅÒÖÁÎÉÅ ÍÏÞÉ, ÜÎÕÒÅÚ.

ðÏÓÔÕÒÁÌØÎÙÊ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÙÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ÐÕÚÙÒØ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÔÏÌØËÏ ÐÒÉ ÐÅÒÅÈÏÄÅ ÔÅÌÁ ÉÚ ÇÏÒÉÚÏÎÔÁÌØÎÏÇÏ ÐÏÌÏÖÅÎÉÑ × ×ÅÒÔÉËÁÌØÎÏÅ É ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÅÔÓÑ ÄÎÅ×ÎÏÊ ÐÏÌÌÁËÉÕÒÉÅÊ, ÎÅÎÁÒÕÛÅÎÎÙÍ ÎÏÞÎÙÍ ÎÁËÏÐÌÅÎÉÅÍ ÍÏÞÉ Ó ÎÏÒÍÁÌØÎÙÍ ÏÂßÅÍÏÍ ÅÅ ÕÔÒÅÎÎÅÊ ÐÏÒÃÉÉ.

óÔÒÅÓÓÏ×ÏÅ ÎÅÄÅÒÖÁÎÉÅ ÍÏÞÉ Õ ÄÅ×ÏÞÅË ÐÕÂÅÒÔÁÔÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ ÍÏÖÅÔ ×ÏÚÎÉËÁÔØ ÐÒÉ ÆÉÚÉÞÅÓËÏÊ ÎÁÇÒÕÚËÅ × ×ÉÄÅ ÕÐÕÓËÁÎÉÑ ÎÅÂÏÌØÛÉÈ ÐÏÒÃÉÊ ÍÏÞÉ. äÌÑ ÄÅÔÒÕÚÏÒÎÏ-ÓÆÉÎËÔÅÒÎÏÊ ÄÉÓÓÉÎÅÒÇÉÉ ÈÁÒÁËÔÅÒÎÙ ÐÏÌÎÁÑ ÚÁÄÅÒÖËÁ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ, ÍÉËÃÉÉ ÐÒÉ ÎÁÔÕÖÉ×ÁÎÉÉ, ÎÅÐÏÌÎÏÅ ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÅ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ.

îÅÊÒÏÇÅÎÎÁÑ ÇÉÐÏÔÏÎÉÑ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÏÔÓÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÍÉ ÉÌÉ ÒÅÄËÉÍÉ (ÄÏ 3-È ÒÁÚ) ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑÍÉ ÐÒÉ ÐÏÌÎÏÍ É ÐÅÒÅÐÏÌÎÅÎÎÏÍ (ÄÏ 1500 ÍÌ) ÍÏÞÅ×ÏÍ ÐÕÚÙÒÅ, ×ÑÌÙÍ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÅÍ Ó ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅÍ ÂÒÀÛÎÏÊ ÓÔÅÎËÉ, ÏÝÕÝÅÎÉÅÍ ÎÅÐÏÌÎÏÇÏ ÏÐÏÒÏÖÎÅÎÉÑ ÉÚ-ÚÁ ÂÏÌØÛÏÇÏ ÏÂßÅÍÁ (ÄÏ 400 ÍÌ) ÏÓÔÁÔÏÞÎÏÊ ÍÏÞÉ. ÷ÏÚÍÏÖÎÁ ÐÁÒÁÄÏËÓÁÌØÎÁÑ ÉÛÕÒÉÑ Ó ÎÅËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÅÍÙÍ ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÞÉ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÚÉÑÎÉÑ ÎÁÒÕÖÎÏÇÏ ÓÆÉÎËÔÅÒÁ, ÒÁÓÔÑÎÕÔÏÇÏ ÐÏÄ ÄÁ×ÌÅÎÉÅÍ ÐÅÒÅÐÏÌÎÅÎÎÏÇÏ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ. ðÒÉ ÌÅÎÉ×ÏÍ ÍÏÞÅ×ÏÍ ÐÕÚÙÒÅ ÒÅÄËÉÅ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ ÓÏÞÅÔÁÀÔÓÑ Ó ÎÅÄÅÒÖÁÎÉÅÍ ÍÏÞÉ, ÚÁÐÏÒÁÍÉ, ÉÎÆÅËÃÉÑÍÉ ÍÏÞÅ×Ù×ÏÄÑÝÉÈ ÐÕÔÅÊ (éíð).

îÅÊÒÏÇÅÎÎÁÑ ÇÉÐÏÔÏÎÉÑ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Õ ÄÅÔÅÊ ÐÒÅÄÒÁÓÐÏÌÁÇÁÅÔ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÈÒÏÎÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÏÓÐÁÌÅÎÉÑ ÍÏÞÅ×ÙÈ ÐÕÔÅÊ, ÎÁÒÕÛÅÎÉÀ ÐÏÞÅÞÎÏÇÏ ËÒÏ×ÏÔÏËÁ, ÒÕÂÃÅ×ÁÎÉÀ ÐÏÞÅÞÎÏÊ ÐÁÒÅÎÈÉÍÙ É ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÀ ×ÔÏÒÉÞÎÏÇÏ ÓÍÏÒÝÉ×ÁÎÉÑ ÐÏÞËÉ, ÎÅÆÒÏÓËÌÅÒÏÚÁ É èðî.

ìÅÞÅÎÉÅ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÇÏ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Õ ÄÅÔÅÊ

÷ ÚÁ×ÉÓÉÍÏÓÔÉ ÏÔ ÔÉÐÁ, ÔÑÖÅÓÔÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÊ É ÓÏÐÕÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ÐÒÉ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÍ ÍÏÞÅ×ÏÍ ÐÕÚÙÒÅ Õ ÄÅÔÅÊ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ÁÎÎÕÀ ÌÅÞÅÂÎÕÀ ÔÁËÔÉËÕ, ×ËÌÀÞÁÀÝÕÀ ÎÅÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÕÀ É ÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ, ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Ï. ðÏËÁÚÁÎÏ ÓÏÂÌÀÄÅÎÉÅ ÏÈÒÁÎÉÔÅÌØÎÏÇÏ ÒÅÖÉÍÁ (ÄÏÐÏÌÎÉÔÅÌØÎÙÊ ÓÏÎ, ÐÒÏÇÕÌËÉ ÎÁ Ó×ÅÖÅÍ ×ÏÚÄÕÈÅ, ÉÓËÌÀÞÅÎÉÅ ÐÓÉÈÏÔÒÁ×ÍÉÒÕÀÝÉÈ ÓÉÔÕÁÃÉÊ), ÐÒÏÈÏÖÄÅÎÉÅ ËÕÒÓÏ× ìæë, ÆÉÚÉÏÔÅÒÁÐÉÉ (ÌÅËÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÜÌÅËÔÒÏÆÏÒÅÚÁ, ÍÁÇÎÉÔÏÔÅÒÁÐÉÉ, ÜÌÅËÔÒÏÓÔÉÍÕÌÑÃÉÉ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ, ÕÌØÔÒÁÚ×ÕËÁ) É ÐÓÉÈÏÔÅÒÁÐÉÉ.

ðÒÉ ÇÉÐÅÒÔÏÎÕÓÅ ÄÅÔÒÕÚÏÒÁ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ í-ÈÏÌÉÎÏÂÌÏËÁÔÏÒÙ (ÁÔÒÏÐÉÎ, ÄÅÔÑÍ ÓÔÁÒÛÅ 5 ÌÅÔ – ÏËÓÉÂÕÔÉÎÉÎ), ÔÒÉÃÉËÌÉÞÅÓËÉÅ ÁÎÔÉÄÅÐÒÅÓÓÁÎÔÙ (ÍÅÌÉÐÒÁÍÉÎ), ÁÎÔÁÇÏÎÉÓÔÙ Ca+ (ÔÅÒÏÄÉÌÉÎ, ÎÉÆÅÄÉÐÉÎ), ÆÉÔÏÐÒÅÐÁÒÁÔÙ (×ÁÌÅÒÉÁÎÙ, ÐÕÓÔÙÒÎÉËÁ), ÎÏÏÔÒÏÐÙ (ÐÁÎÔÏÇÁÍ, ÐÉËÁÍÉÌÏÎ). äÌÑ ÌÅÞÅÎÉÑ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÇÏ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Ó ÎÏÞÎÙÍ ÜÎÕÒÅÚÏÍ Õ ÄÅÔÅÊ ÓÔÁÒÛÅ 5 ÌÅÔ ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÁÎÁÌÏÇ ÁÎÔÉÄÉÕÒÅÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÇÏÒÍÏÎÁ ÎÅÊÒÏÇÉÐÏÆÉÚÁ – ÄÅÓÍÏÐÒÅÓÓÉÎ.

ðÒÉ ÇÉÐÏÔÏÎÉÉ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ ÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÎÙ ÐÒÉÎÕÄÉÔÅÌØÎÙÅ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ ÐÏ ÇÒÁÆÉËÕ (ËÁÖÄÙÅ 2-3 ÞÁÓÁ), ÐÅÒÉÏÄÉÞÅÓËÉÅ ËÁÔÅÔÅÒÉÚÁÃÉÉ, ÐÒÉÅÍ ÈÏÌÉÎÏÍÉÍÅÔÉËÏ× (ÁÃÅËÌÉÄÉÎ), ÁÎÔÉÈÏÌÉÎÜÓÔÅÒÁÚÎÙÈ ÓÒÅÄÓÔ× (ÕÂÒÅÔÉÄ), ÁÄÁÐÔÏÇÅÎÏ× (ÜÌÅÕÔÅÒÏËÏËË, ÌÉÍÏÎÎÉË), ÇÌÉÃÉÎÁ, ÌÅÞÅÂÎÙÅ ×ÁÎÎÙ Ó ÍÏÒÓËÏÊ ÓÏÌØÀ.

÷ ÃÅÌÑÈ ÐÒÏÆÉÌÁËÔÉËÉ éíð Õ ÄÅÔÅÊ Ó ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÊ ÇÉÐÏÔÏÎÉÅÊ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ ÎÁÚÎÁÞÁÀÔ ÕÒÏÓÅÐÔÉËÉ × ÍÁÌÙÈ ÄÏÚÁÈ: ÎÉÔÒÏÆÕÒÁÎÙ (ÆÕÒÁÇÉÎ), ÏËÓÉÈÉÎÏÌÏÎÙ (5-îïë), ÆÔÏÒÈÉÎÏÌÏÎÙ (ÎÁÌÉÄÉËÓÏ×ÁÑ ËÉÓÌÏÔÁ), ÉÍÍÕÎÏËÏÒÒÉÇÉÒÀÝÕÀ ÔÅÒÁÐÉÀ (ÌÅ×ÁÍÉÚÏÌ, ÔÁËÔÉ×ÉÎ), ËÁÎÅÆÒÏÎ.

ðÒÉ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÏÍ ÍÏÞÅ×ÏÍ ÐÕÚÙÒÅ Õ ÄÅÔÅÊ ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ ×ÎÕÔÒÉÄÅÔÒÕÚÏÒÎÙÅ É ×ÎÕÔÒÉÕÒÅÔÒÁÌØÎÙÅ ÉÎßÅËÃÉÉ ÂÏÔÕÌÏÔÏËÓÉÎÁ, ÜÎÄÏÓËÏÐÉÞÅÓËÉÅ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÉÅ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Á (ÔÒÁÎÓÕÒÅÔÒÁÌØÎÕÀ ÒÅÚÅËÃÉÀ ÛÅÊËÉ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ, ÉÍÐÌÁÎÔÁÃÉÀ ËÏÌÌÁÇÅÎÁ × ÕÓÔØÅ ÍÏÞÅÔÏÞÎÉËÁ, ÏÐÅÒÁÃÉÉ ÎÁ ÎÅÒ×ÎÙÈ ÇÁÎÇÌÉÑÈ, ÏÔ×ÅÔÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÚÁ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÅ), ÐÒÏ×ÏÄÑÔ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅ ÏÂßÅÍÁ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ËÉÛÅÞÎÏÊ ÃÉÓÔÏÐÌÁÓÔÉËÉ.

üÔÉ ÍÁÎÉÐÕÌÑÃÉÉ ÓÌÅÄÕÅÔ ÐÒÏÉÚ×ÏÄÉÔØ × ËÏÍÐÌÅËÓÅ Ó ÎÅÍÅÄÉËÁÍÅÎÔÏÚÎÙÍÉ ÍÅÒÏÐÒÉÑÔÉÑÍÉ.

äÌÑ ÜÔÏÇÏ ÐÒÉÍÅÎÑÅÔÓÑ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏ ÒÁÚÒÁÂÏÔÁÎÎÁÑ ÆÉÚËÕÌØÔÕÒÁ. ó ÅÅ ÐÏÍÏÝØÀ ×ÏÚÍÏÖÎÏ ÄÏÂÉÔØÓÑ ÎÏÒÍÁÌØÎÏÇÏ ÆÕÎËÃÉÏÎÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÍÙÛà ×ÎÉÚÕ ÖÉ×ÏÔÁ. îÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÓÌÅÄÉÔØ ÚÁ ÔÅÍ, ÞÔÏ ÅÓÔ ÒÅÂÅÎÏË, Á ÔÁËÖÅ ÎÁÓËÏÌØËÏ ÈÏÒÏÛÏ ÏÎ ÏÔÄÙÈÁÅÔ. ÷ ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÓÌÕÞÁÑÈ ÐÒÉÞÉÎÁ ÔÁËÏÇÏ ÎÅÄÕÇÁ ËÒÏÅÔÓÑ × ÐÓÉÈÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÔÒÁ×ÍÁÈ ÒÅÂÅÎËÁ, ÐÏÜÔÏÍÕ ÓÔÏÉÔ ÏÂÒÁÔÉÔØÓÑ ÚÁ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÅÊ Ë ÓÐÅÃÉÁÌÉÓÔÕ × ÄÁÎÎÏÍ ×ÏÐÒÏÓÅ.

çÉÐÏÁËÔÉ×ÎÙÊ ÎÅÊÒÏÇÅÎÎÙÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ÐÕÚÙÒØ Õ ÄÅÔÅÊ – ÂÏÌÅÅ ÓÌÏÖÎÏÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÒÁÂÏÔÙ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ. ïÎÏ ×ÏÚÎÉËÁÅÔ ÎÁ ÆÏÎÅ ÐÅÒÅÎÅÓÅÎÎÏÇÏ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÇÏ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ. üÔÏ ÔÁËÖÅ ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÅÔÓÑ ÒÁÓÔÑÖÅÎÉÅÍ ÍÙÛà ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ, ÉÚ-ÚÁ ÔÏÇÏ, ÞÔÏ × ÎÅÍ ÓËÁÐÌÉ×ÁÅÔÓÑ É ÎÁÈÏÄÉÔÓÑ ÄÌÉÔÅÌØÎÏÅ ×ÒÅÍÑ ÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÍÏÞÉ. ôÁËÏÊ ÐÒÏÃÅÓÓ ÐÌÏÈÏ ×ÌÉÑÅÔ ÎÁ ÔÏÎÕÓ ÍÙÛà ÖÉ×ÏÔÁ. äÌÑ ÔÏÇÏ ÞÔÏÂÙ ÕÓÔÒÁÎÉÔØ ÔÁËÏÅ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÅ, ÐÒÉÍÅÎÑÀÔ ÁÎÔÉÂÉÏÔÉËÉ, ËÁÔÅÔÒÉÚÁÃÉÀ É ÆÉÚÅÏÔÅÒÁÐÉÀ.

åÓÌÉ ÄÁÎÎÙÅ ÍÅÔÏÄÙ ÎÅ ÐÏÍÏÇÌÉ ÉÚÂÁ×ÉÔØÓÑ ÏÔ ×ÓÅÈ ÓÉÍÐÔÏÍÏ× ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ, ÔÏ ÏÂÏÊÔÉÓØ ÂÅÚ ÈÉÒÕÒÇÉÞÅÓËÏÇÏ ×ÍÅÛÁÔÅÌØÓÔ×Á ÎÅ×ÏÚÍÏÖÎÏ. ÷ ÒÅÚÕÌØÔÁÔÅ ÜÔÏÇÏ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÐÒÏ×ÅÓÔÉ ÐÌÁÓÔÉËÕ ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ ÉÌÉ ÍÙÛà ÂÒÀÛÎÏÊ ÐÏÌÏÓÔÉ, ÂÌÁÇÏÄÁÒÑ ËÏÔÏÒÙÍ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÐÒÏÃÅÓÓ ËÏÎÔÒÏÌÑ ÍÏÞÅÉÓÐÕÓËÁÎÉÑ

Источник

Среди всех нарушений мочеиспускания у детей значительное место занимает гиперактивный мочевой пузырь (ГАМП). Термин «гиперактивный мочевой пузырь», введенный Международным обществом по проблеме недержания мочи (International Continence Society, ICS), в детской урологии применяется с 2004 г. [1, 2]. Согласно ICS, руководству Европейской ассоциации урологов (European Association of Urology, EAU), руководству Немецкого общества детской и подростковой психиатрии, психотерапии и психосоматики (Deutsche Gesellschaft für Kinder und Jugendpsychiatrie, Psychosomatik und Psychotherapie, DGKJP), основными клиническими признаками ГАМП являются поллакиурия, императивные позывы к мочеиспусканию, императивное недержание мочи различной степени выраженности и энурез. Гиперактивный мочевой пузырь у детей характеризуется большим полиморфизмом клинических симптомов и их выраженности в силу возрастных особенностей темпов созревания симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС), нестабильности метаболизма головного мозга, а также присущей детскому организму склонности к развитию генерализованных реакций в ответ на локальное раздражение [3].

Читайте также:  Переходно клеточный рак мочевого пузыря лечение

Формирование ГАМП обусловлено патологией гипоталамо-гипофизарной системы, сопровождающейся задержкой созревания нервно-гуморальной регуляции акта мочеиспускания, ишемией детрузора и нарушением био­энергетики [4]. ВНС принадлежит важное, если не решающее, значение в поддержании гомеостаза, т. е. постоянства внутренней среды организма [5]. При нарушении регулирующего влияния ВНС развиваются не только расстройства мочеиспускания, но и сочетанные нарушения висцеральных органов [6]. Тем не менее, существует проблема всеобщей недооценки роли вегетативной дезадаптации в формировании здоровья детей. Сегодня для практикующего врача любые отклонения со стороны ВНС, как правило, расцениваются как патологические с неизменным диагнозом «синдром вегетативной дистонии (вегетососудистая дистония, СВД)», назначением медикаментозной терапии, освобождением от физических нагрузок и направлением к врачам-специалистам по принадлежности — кардиологу, невропатологу, гастроэнтерологу, нефрологу, урологу. В то же время те или иные признаки вегетативной нестабильности имеют довольно широкий диапазон интерпретации, обусловленный облигатностью факторов-стрессоров, толерантностью к ним компенсаторно-приспособительного аппарата, наследуемым типом реагирования, тренирующим свойством условий жизни. И если в настоящее время осознается роль средовых факторов, то закономерности и динамика трансформации приспособительно-компенсаторных реакций в ответ на их воздействие остаются за пределами внимания врача [7]. Несмотря на то, что как таковой нозологической единицы СВД не существует, на отдельных территориях России объем диагноза «синдром вегетативной дистонии» составляет 20–30% от всего объема зарегистрированных данных о заболеваемости, при этом он кодируется врачами и статистиками амбулаторно-поликлинических учреждений как соматический диагноз [8].

Давно известным является влияние психических процессов на функции мочевыводящей системы. При воздействии нервного напряжения, помимо прочего, изменяется тонус сосудов, вследствие чего ухудшается крово­снабжение почек, мочевого пузыря, что обусловливает изменение состава крови и мочи, оказывая воздействие на весь организм. Повышение тонуса означает также повышенную возбудимость сенсоров в стенке мочевого пузыря и вместе с этим сниженный порог возбуждения [9, 10]. Неоценима роль микросоциального окружения ребенка в формировании его здоровья. Доказано, что если число событий, приводящих к серьезным изменениям в жизни индивида, возрастает более чем в два раза по сравнению со средним числом, то вероятность заболевания составит 80%. У ребенка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска возникновения заболевания. Состояние ребенка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации (M. Basquen, 1983). Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов (H. Jaklewicz, 1988). В то же время наличие прочной социальной поддержки благоприятно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний (G. Ammon, 1978).

В этой мультифакторной модели синдрома гиперактивного мочевого пузыря психологические факторы могут выступать как провоцирующие и определяющие тактику терапевтических мероприятий.

Клинический случай

Первый визит 15.12.2015 г.

Больной К., 14 лет, обратился с жалобами на учащенные мочеиспускания малыми порциями, императивные позывы. Длительность заболевания до момента обращения за медицинской помощью — около трех месяцев. Из сопутствующих жалоб выявлены головные боли, утомляемость, раздражительность, нарушения сна. До посещения уролога к другим специалистам не обращался, не лечился.

Anamnesis morbi: первые симптомы расстройства мочеиспускания появились в конце сентября 2015 г., после начала обучения в новой школе. Ни мама, ни ребенок не связывали начало заболевания с каким-либо фактором. После наводящих вопросов подросток расплакался и рассказал о том, что в школе «его все достали», что имеется конфликт со сверстниками в виде несоответствия поведения подростка требованиям одноклассников и педагогов. Поллакиурия и императивные позывы отмечались только в дневное время, как правило, в школе. Обследован по месту жительства — общий анализ мочи, проба Нечипоренко — без патологии. УЗИ почек и мочевого пузыря до и после микции — эхографически структурных изменений не выявлено, уродинамика не нарушена, остаточной мочи нет. Анализ амбулаторной карты патологии анализов мочи на протяжении жизни не выявил.

Anamnesis vitae: от 2-й беременности (первая — выкидыш), протекавшей на фоне угрозы прерывания, фетоплацентарной недостаточности (ФПН), хронической внутриутробной гипоксии плода (ХВГП). Роды первые, путем кесарева сечения, вес 2950 г, 50 см, оценка по Апгар 7–8 баллов. Грудное вскармливание до трех месяцев, в последующем — искусственное. Первые три года жизни ребенка травм, операций не было, но зарегистрированы госпитализации в стационар по поводу обструктивного синдрома.

Семейный анамнез: семья полная, ребенок в семье единственный. Отец часто в длительных командировках, эмоциональной близости с ребенком не имеет. Мама робкая, во время приема постоянно извиняется, на лице и шее яркая пятнистая гиперемия. Первые 6 лет жизни ребенка в семье были ссоры, скандалы.

Перенесенные заболевания: перинатальная энцефалопатия, частые ацетонемические состояния, обструктивный бронхит.

Наследственность: по заболеванию почек не отягощена. У отца — язвенная болезнь желудка, у мамы нестабильное артериальное давление.

Объективный осмотр: обращает на себя внимание поза ребенка — скрещенные руки и ноги, опущенная голова, скованность, а также гипергидроз кистей рук, нарушение осанки. По органам мочеполовой сферы патологии не выявлено. Область спины, крестца и копчика визуально не изменены. Бульбокавернозный рефлекс сохранен. Стул со склонностью к запорам.

Комплексное обследование включало в себя общие для матери и ребенка методы: оценку жалоб, структурированный сбор анамнеза, выявление симптомов вегетативной дисфункции с применением вопросника А. М. Вейна (1998), клиническую оценку состояния нижних мочевых путей (дневник спонтанных мочеиспусканий, оценка синдрома императивного мочеиспускания с помощью квалиметрических таблиц Е. Л. Вишневского, 2001). Ребенку проведено уродинамическое исследование — урофлоуметрия (UROCAP, Канада) и кардиоинтервалография (КИГ). Дополнительно у матери использовалась Международная шкала для выявления симптомов нижних мочевых путей (IPSS), включающая оценку качества жизни в связи с симптомами дисфункции нижних мочевых путей (QOL).

Результаты обследования: по результатам вопросника А. М. Вейна у ребенка и матери выявлены вегетативные расстройства выраженной степени (35 и 56 баллов соответственно, при норме до 15 баллов), исходный вегетативный статус обоих характеризовался симпатикотонией. Кардиоинтервалография и клиноортостатическая проба (КОП) ребенка показали тяжелый вариант дезадаптации вегетативной регуляции (исходный вегетативный тонус (ВТ) — симпатикотония, вегетативная реактивность (ВР) — гиперсимпатикотония, КОП — сниженная реакция на ортостаз). По клинической оценке мочеиспускания — мочеиспускание ребенка 6–8–15 раз в сутки, свободное, безболезненное, напряженной струей, с чувством полного опорожнения мочевого пузыря. Среднеэффективный объем мочевого пузыря 100 мл, максимальный 350 мл (утром). Императивные позывы каждый день, 2–3 раза в день, периодически — ложные позывы к мочеиспусканию. Днем и ночью мочу удерживает. Расстройства мочеиспускания провоцируются и усугубляются психоэмоциональным напряжением. Тестирование с помощью таблицы показало, что у ребенка имеет место синдром императивного мочеиспускания, обусловленный гиперрефлекторной дисфункцией мочевого пузыря. Суммарный балл расстройств мочеиспускания — 13 (средняя степень). Урофлоуметрия — стремительное мочеиспускание.

Читайте также:  Лучшие клиники по лечению рака мочевого пузыря

Результат оценки нижних мочевых путей матери: расстройства моче­испускания в виде симптомов нижних мочевых путей средней степени тяжести. Индекс качества жизни (QOL) мать оценивала как «в общем, неудовлетворительно». У матери зарегистрированы на протяжении жизни признаки цистита.

Несмотря на то, что результаты обследования свидетельствовали о явном соматизированном проявлении психовегетативного синдрома, ребенку установлен диагноз «гиперактивный мочевой пузырь с рубрикой МКБ-10 N31.1 — Рефлекторный мочевой пузырь, не классифицированный в других рубриках», так как в силу своей специальности мы не можем использовать классификационные коды психопатологии.

С учетом полученных результатов исследований, дисфункционального характера семейных взаимоотношений, идентичности вегетативного реагирования дезадаптивного характера и расстройств мочеиспускания матери и ребенка был назначен комплекс лечебных мероприятий в паре «Мать и дитя». Общими были рекомендации: режим труда и отдыха, регулярная общеразвивающая физическая нагрузка, лечебная физкультура, фитнес (маме), индивидуальная и семейная психотерапия, направленная на выработку совладающего поведения и повышение стрессоустойчивости. Ребенку рекомендовано 10 процедур транскраниальной магнитотерапии бегущим магнитным полем (аппарат «Амус-01-Интрамаг» и приставка к нему «Оголовье»). Транскраниальная магнитотерапия бегущим магнитным полем обладает ноотропным, мнемоторным, вазовегетативным, адаптогенным, а также седативным и антидепрессивным действием [11].

Матери и ребенку назначили медикаментозную терапию: препарат Тенотен детский по 1 таблетке 3 раза в день ребенку, маме — Тенотен по 1 таблетке 2 раза в день (до 4 приемов в сутки при необходимости), курсом 3 месяца. Препарат Тенотен относится к фармакологической группе анксиолитиков, ноотропов. Препарат создан на основе релиз-активных антител к мозгоспецифическому белку S-100. Тенотен и Тенотен детский оказывают успокаивающее, противотревожное (анксиолитическое) действие, не вызывая нежелательного гипногенного и миорелаксантного эффекта. Улучшает переносимость психоэмоциональных нагрузок. Ингибирует процессы перекисного окисления липидов.

С лечебно-профилактической целью для предупреждения вторичных осложнений ГАМП в виде инфекции мочевых путей рекомендован растительный препарат Канефрон Н — по 2 недели в месяц на протяжении трех месяцев. Дозировка для ребенка — по 25 капель 3 раза в день, маме — по 50 капель или 2 таблетки 3 раза в день. Фармакологические свойства составляющих Канефрона Н (золототысячник, любисток, розмарин) обеспечивают его многогранное и разнонаправленное действие (диуретическое, противовоспалительное, спазмолитическое, антимикробное, вазодилаторное, нефропротекторное). Препарат может применяться как в качестве монотерапии при неосложненных инфекциях нижних мочевых путей, так и в составе комплексной длительной противорецидивной терапии пиелонефрита, пузырно-мочеточникового рефлюкса, обменных нефропатий и нейрогенных дисфункций мочевого пузыря.

Следующий визит был запланирован через 3 месяца, по необходимости — раньше.

Второй визит 21.03.2016 г.

Мама подростка отметила улучшение в виде уменьшения конфликтных ситуаций в семье и школе, значительное урежение и снижение выраженности расстройств мочеиспускания в виде поллакиурии, императивных позывов. Исследование вегетативной нервной системы матери и ребенка показало значительное снижение выраженности симпатикотонии, повышение показателей адаптивных характеристик. По данным клинической оценки мочеиспускания и урофлоуметрии ребенка отмечено улучшение адаптации детрузора мочевого пузыря в 2 раза. Тем не менее, значимые для ребенка стрессовые ситуации провоцировали ургентность мочеиспускания. Анализы мочи матери и ребенка в динамике без патологии. Физикальное обследование пациента патологии мочеполовой сферы не выявило. Оценка нижних мочевых путей матери показала расстройства мочеиспускания в виде симптомов нижних мочевых путей легкой степени тяжести. Индекс качества жизни (QOL) мать оценивала уже как «удовлетворительно». У матери за истекшее время явлений цистита не зарегистрировано.

С учетом сохраняющейся клиники расстройств мочеиспусканий и наличия резидуального фона ребенка терапия была продолжена препаратом Пантогам и биологически-активной добавкой Элькар. Пантогам и Элькар эффективно применяются в лечении детей с гиперактивным мочевым пузырем [11–13]. Пантогам — естественный метаболит гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в нервной ткани. Его фармакологические эффекты обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторно-канальный комплекс, оказывающий также активирующее влияние на образование ацетилхолина. Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренного седативного эффекта улучшает интегративные функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствует полноценному отдыху. У детей с нарушениями мочеиспускания положительный эффект обусловлен вегетотропной активностью препарата, его транквилизирующим действием, способностью повышать контроль подкорковых областей, стимулировать корковую деятельность и формировать условно-рефлекторные связи. Пантогам также действует непосредственно на функцию сфинктера, влияя на ГАМК-рецепторы, расположенные в том числе и в мочевом пузыре. Пантогам был рекомендован ребенку в дозировке 0,5 × 3 раза в день, курсом 2 мес.

Элькар (L-карнитин) — природная субстанция, производимая организмом, имеющая смешанную структуру деривата аминокислоты, родственная витаминам группы В. Карнитин прямо или косвенно участвует в метаболизме жирных кислот, глюкозы, кетоновых тел и аминокислот, способствуя процессу энергообразования. Средство в виде 30% раствора было рекомендовано в дозировке 30 мг/кг/сут в 2 приема за 30 минут до еды, продолжительностью 2 месяца. Повторный осмотр назначен через 3 месяца, при необходимости — раньше.

Третий визит 21.06.2016 г.

Мама сообщила об отсутствии расстройств мочеиспускания у себя и ребенка даже после окончания лечения. Значительно улучшились отношения со сверстниками и гармонизировались семейные взаимоотношения за счет обучения методам конструктивного разрешения конфликтов и способам совладающего поведения матери и ребенка. Проведенный комплекс обследования не выявил отклонений в функции мочевого пузыря и состоянии вегетативной нервной системы.

Обсуждение

Доминирующей тенденцией в обычной терапии гиперактивного мочевого пузыря служит пероральное применение М-холинолитиков (Дриптан). У некоторых пациентов такая терапия может быть эффективной, однако при ее прерывании заболевание рецидивирует, к тому же известно о множестве побочных эффектов такого лечения. В педиатрической практике нередко недооценивается роль психологических стрессовых факторов и симптомов вегетативной дисфункции в развитии соматического заболевания, что влечет за собой необоснованные инструментальные исследования и неадекватную медикаментозную терапию. При наличии стресс-индуцированного соматизированного расстройства мочеиспускания инструментальные исследования (уродинамические, рентгенологические) могут усугубить адаптационно-регуляторный дисбаланс и клинические проявления расстройств моче­испускания. У больных с синдромом ГАМП на фоне вегетативной дезадаптации, истощения приспособительно-к