Непроизвольное мочеиспускание у девочки причины

Непроизвольное мочеиспускание у девочки причины thumbnail

Недержание мочи у детей – расстройство произвольного мочеиспускания, неспособность ребенка контролировать акт мочеиспускания. Недержание мочи у детей характеризуется невозможностью накапливать и удерживать мочу, что сопровождается непроизвольным мочеиспусканием во время сна или бодрствования. Для выяснения причин детям проводится урологическое (УЗИ мочевой системы, цистоскопия, рентгенография почек и мочевого пузыря, электромиография, урофлоуметрия) и неврологическое (ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ) обследование. Лечение недержания мочи проводится с учетом причин и может включать медикаментозную терапию, физиотерапию, психотерапию и др.

Общие сведения

Недержание мочи у детей – стойко повторяющееся непроизвольное (неосознанное) мочеиспускание в дневное или ночное время. Недержанием мочи страдает от 8 до 12% детей, при этом наиболее частой формой патологии в детском возрасте является энурез. Полиэтиологичная природа недержания мочи у детей делает данную проблему актуальной для ряда педиатрических дисциплин: детской неврологии, детской урологии, детской психиатрии.

У детей в возрасте до 1,5-2 лет недержание мочи считается физиологическим явлением, связанным с незрелостью соматовегетативных регуляторных механизмов. В норме навыки задержки мочеиспускания при наполнении мочевого пузыря формируются у ребенка к 3-4 годам. Однако, если к этому периоду навыки контроля мочеиспускания не установились, следует искать причины, обусловливающие недержание мочи у ребенка. Недержание мочи у детей представляет социальную и гигиеническую проблему, нередко приводит к развитию психопатологических расстройств, требующих длительного лечения.

Недержание мочи у детей

Недержание мочи у детей

Причины недержания мочи у ребенка

Недержание мочи у детей может быть обусловлено нарушением нервной регуляции функции тазовых органов вследствие органических поражений головного и спинного мозга: травм (черепно-мозговых, позвоночно-спинномозговых), опухолей, инфекций (арахноидита, миелита и др.), ДЦП. Часто недержанием мочи страдают дети, имеющие различные психические заболевания (олигофрению, аутизм, шизофрению, эпилепсию).

Недержание мочи может быть обусловлено анатомическими нарушениями развития мочеполовой системы ребенка. Так, органическую основу недержания мочи может представлять незаращение урахуса, эктопия устья мочеточников, экстрофия мочевого пузыря, гипоспадия, эписпадия, инфравезикулярная обструкция и др.

В некоторых случаях недержание мочи у детей возникает на фоне синдрома ночных апноэ, эндокринных заболеваний (сахарного диабета, несахарного диабета, гипотиреоза, гипертиреоза), приема лекарственных препаратов (антиконвульсантов и транквилизаторов).

Собственно энурез у детей является мультифакториальной проблемой. Энурез может иметь наследственную природу: доказано, что если оба родителя в детстве страдали недержанием мочи, вероятность энуреза у ребенка составляет 77%, если же расстройством мочеиспускания страдал только один из родителей – 44%.

Наиболее часто развитие недержания мочи у детей (энуреза) связывается с задержкой созревания нервной системы ребенка вследствие неблагоприятного течения перинатального периода. Незрелость ЦНС может быть обусловлена угрозой прерывания беременности, гестозом, анемией беременной, маловодием, многоводием, внутриутробной гипоксией плода, асфиксией в родах, родовой травмой. В дальнейшем у таких детей обычно формируется нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Недержанием мочи довольно часто страдают гиперактивные дети.

В ряде случаев ночное недержание мочи объясняется нарушением ритма секреции антидиуретического гормона (вазопрессина). Вследствие недостаточной концентрации вазопрессина в плазме в ночное время почки выделяют большой объем мочи, переполняющей мочевой пузырь и приводящей к непроизвольному мочеиспусканию.

Недержание мочи может сопутствовать урогенитальным заболеваниям (пиелонефриту, циститу, уретриту, вульвовагиниту у девочек, баланопоститу у мальчиков, пузырно-мочеточниковому рефлюксу, нефроптозу, пиелоэктазии), глистной инвазии. Повышенной возбудимости мочевого пузыря и недержанию мочи у детей могут способствовать аллергические заболевания: крапивница, атопический дерматит, бронхиальная астма, аллергический ринит.

У детей, особенно дошкольников, недержание мочи может иметь стрессовую природу. Довольно часто психотравмирующей ситуацией выступает развод родителей, смерть близкого человека, конфликты в семье, насмешки сверстников, перевод в другую школу или детский сад, смена места жительства, рождение в семье еще одного ребенка. В последнее время в числе причин, способствующих недержанию мочи, педиатрами называется широкое применение одноразовых подгузников, задерживающих формирование условного рефлекса на мочеиспускание у ребенка.

В большинстве случаев недержание мочи у детей провоцируется совокупностью обозначенных факторов.

Классификация

В том случае, если непроизвольное истечение мочи происходит через уретру, говорят о везикальном недержании; если же моча выделяется через другие неестественные каналы (например, мочеполовые и мочекишечные свищи), такое состояние расценивается как экстравезикальное недержание мочи. В дальнейшем будут рассмотрены только формы везикального недержания мочи у детей.

В детской урологии принято разграничивать неудержание и недержание мочи: в первом случае ребенок ощущает позывы на мочеиспускание, но не может удержать мочу; во втором – ребенок не контролирует мочеиспускание, потому что не ощущает позывы. В том случае, если недержание мочи случается во сне (у детей старше 3,5-4 лет не реже 2-х раз месяц) при отсутствии психических заболеваний и анатомо-физиологических дефектов урогенитальной сферы, говорят об энурезе (ночном или дневном).

Недержание мочи у детей может иметь первичный и вторичный характер. Под первичным (персистирующим) понимается задержка формирования физиологического рефлекса становления и контроля мочеиспускания. Обычно это происходит на фоне нервно-психических расстройств или органических нарушений мочеиспускательной системы. К случаям вторичного (приобретенного) недержания мочи относятся ситуации, когда навык торможения мочеиспускания утрачивается после периода контроля за мочеиспусканием свыше 6 месяцев. Вторичное недержание мочи у детей может иметь психогенное, травматическое и иное происхождение.

По механизмам развития недержание мочи может быть императивным, рефлекторным, стрессовым, от переполнения мочевого пузыря, комбинированным.

При императивном (повелительном) недержании мочи ребенку не удается контролировать мочеиспускание на высоте позыва. Данный вариант, как правило, встречается у детей с гиперрефлекторной формой нейрогенного мочевого пузыря.

Стрессовое недержание мочи у детей развивается в связи с усилиями, сопровождающимися резким повышением внутрибрюшного давления (кашлем, смехом, чиханием, поднятием тяжестей и т. д.). Такой тип чаще всего обусловлен функциональной слабостью мышц тазового дна и уретрального сфинктера.

К рефлекторному недержанию мочи у детей приводит разобщение корковых и спинальных центров, регулирующих функцию тазовых органов, в т. ч. произвольное мочеиспускание. В этих случаях отмечается непроизвольное истечение мочи по каплям или небольшими порциями.

Парадоксальная ишурия, или недержание мочи, связанное с переполнением мочевого пузыря, может быть малого – до 150 мл; среднего -150-300 мл и большого объема – более 300 мл. Данное нарушение характеризуется непроизвольным выделение мочи вследствие переполнения и перерастяжения мочевого пузыря у детей с гипорефлекторным нейрогенным мочевым пузырем, инфравезикальной обструкцией.

Симптомы недержания мочи

Недержание мочи – это не самостоятельное заболевание, а нарушение, встречающееся при различных нозологических формах. Недержание мочи у ребенка может быть постоянным или периодическим; отмечаться только во сне или также в бодрствующем состоянии (обычно во время смеха, бега); иметь характер небольшого подтекания мочи или полного спонтанного опорожнения мочевого пузыря.

У детей с недержанием мочи часто отмечаются сопутствующие заболевания: рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей, запоры или энкопрез. Вследствие постоянного соприкосновения кожи с мочой нередко возникает дерматит, гнойничковые поражения.

Детей с энурезом характеризует эмоциональная лабильность, замкнутость, ранимость или вспыльчивость, раздражительность, отклонения в поведении. Такие дети могут страдать заиканием, бруксизмом, нарушениями сна, снохождением, сноговорением. Типичны вегетативные симптомы: тахикардия или брадикардия, потливость, цианоз и похолодание конечностей.

Диагностика

Специализированное обследование детей с недержанием мочи направлено, прежде всего, на выяснение причин данного состояния. Поэтому в диагностическом поиске может участвовать команда детских специалистов, включающая педиатра, детского уролога или детского нефролога, детского психиатра. Исследование соматического статуса предполагает сбор подробного анамнеза, оценку общего состояния, осмотр поясничной области, промежности, наружных половых органов.

На этапе уронефрологического обследования оценивается суточный ритм мочеиспусканий, проводятся лабораторные исследования (общий анализ мочи, бактериологический посев мочи, проба Зимницкого, Нечипоренко и др.), урофлоуметрия, УЗИ почек и мочевого пузыря, обзорная и экскреторная урография. При недостатке информации выполняются инвазивные диагностические процедуры: цистометрия, цистоскопия, профилометрия уретры, электромиография мышц мочевого пузыря, уретроцистоскопия.

Детям с недержанием мочи и отягощенным перинатальным анамнезом необходима оценка неврологического статуса с исследованием ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, выполнением краниографии. При подозрении на аномалии развития позвоночника показано проведение рентгенографии, КТ или МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника, электронейромиографии.

Лечение недержания мочи у детей

В зависимости от выявленных этиологических факторов, лечение проводится дифференцированно. При врожденных пороках развития мочевыводящих путей выполняется их хирургическая коррекция (пластика уретры, сфинктеропластика, ушивание свища мочевого пузыря и др.). В случае выявления воспалительных заболеваний назначаются курсы консервативного лечения уретрита, цистита, пиелонефрита. Лечение детей с психическими расстройствами и психогенным недержанием мочи проводится детскими психиатрами и психологами с помощью медикаментозной терапии, психотерапии. Если причиной недержания мочи у ребенка служит недостаточная зрелость нервной системы, показаны курсы ноотропных препаратов.

Важную роль в лечении любых видов недержания имеют режимные моменты: исключение стрессовых ситуаций, создание доброжелательной атмосферы, ограничение употребления жидкости на ночь, принудительное пробуждение ребенка и высаживание на горшок ночью и др.

В лечении различных форм недержания мочи у детей эффективны физиотерапевтические методы: дарсонвализация, диатермия, электрофорез, электросон, магнитотерапия, ИРТ, электростимуляция мочевого пузыря, транскраниальная электростимуляция.

Профилактика

Многоплановость профилактических мероприятий, направленных на предотвращение недержания мочи у детей, обусловлена полиэтиологичностью нарушения. Общие рекомендации включают соблюдение режима сна и бодрствования, своевременное приучение ребенка к горшку, санитарно-гигиеническое воспитание детей, нормализацию психологического климата. Необходимо своевременное лечение инфекций мочевых путей, аномалий мочеполовой системы и других сопутствующих заболеваний. Важную роль играет благоприятное течение беременности.

Ни в коем случае не следует ругать детей за недержание мочи – это может усилить у ребенка чувство стыда и неполноценности.

Источник

Непроизвольное мочеиспускание – распространенное детское расстройство, встречается у 10% малышей до 5 лет, и у 5% до 10-летнего возраста. Главный психиатр нашей клиники Василий Шуров рассказывает о симптомах и причинах детского энуреза, а также о том, что делать родителям в этой ситуации.

Симптомы детского энуреза

Энурез – неспособность контролировать акт мочеиспускания.

Чаще всего болезнь у детей проявляется в виде ночного недержания мочи. Это может происходить каждую ночь, или же регулярно повторяться с перерывами в несколько дней.

Помимо непроизвольного мочеиспускания можно отметить и ряд дополнительных невротических и вегетативных симптомов:

· Эмоциональная неустойчивость, перепады в поведении от гиперактивности до апатичности

· Общая подавленность, повышенная раздражительность

· Замкнутость, робость, избегание общения со сверстниками

· Снижение интереса и мотивации к играм, обучению

· Беспокойный сон, зубной скрежет во время сна

· Сниженная температура тела, похолодание и посинение конечностей

Энурез у ребенка может стать причиной травли в детском саду и школе. Этому может способствовать и отношение воспитателей, учителей – своими замечаниями они нередко провоцируют насмешки со стороны других детей.

Поэтому важно расспрашивать малыша о событиях вне дома, интересоваться его настроением. Источник: Яндекс-картинки

Поэтому важно расспрашивать малыша о событиях вне дома, интересоваться его настроением. Источник: Яндекс-картинки

Виды, механизмы и причины

Детский энурез условно делят на две категории:

Первичный

Ребенок стабильно мочится в постель и не может контролировать себя с самого рождения.

Вторичный (рецидивирующий)

Ребенок начал (или продолжил) неконтролируемо мочиться после длительного «сухого» периода – более 6 месяцев без энуреза.

Контролируемое мочеиспускание – процесс довольно сложный. Урина скапливается в мочевом пузыре и при его наполнении начинает давить на стенки, растягивать их. Это давление вызывает раздражение нервных рецепторов, они посылают в головной мозг сигнал о необходимости сходить в туалет – и ребенок просыпается.

Но на фоне целого ряда причин этот процесс дает сбой.

По каким причинам появляется первичный энурез:

Замедление в развитии системы мочеиспускания

Центры головного мозга, которые отвечают за контроль мочеиспускания, формируются с 2 до 4 лет. Но у некоторых детей развитие протекает дольше.

Генетика

Риск энуреза возрастает, если он наблюдался у одного из родителей.

Также мальчики страдают энурезом в 3 раза чаще девочек. Источник: Яндекс-картинки

Также мальчики страдают энурезом в 3 раза чаще девочек. Источник: Яндекс-картинки

Родовые и родовые патологии

Недержание мочи может развиться на фоне нарушений внутриутробного развития, родовых травм, асфиксии или временной гипоксии плода, а также врожденных аномалий развития мочевыделительной системы.

Причины развития вторичного энуреза (также возможны при первичном):

Стресс и психологические травмы

Работа нервных центров мочеиспускания может нарушаться при хроническом стрессе (частые конфликты в семье, напряженная недружелюбная атмосфера дома, в садике или школе), а также на фоне психологической травмы: физического или психологического насилия (в том числе грубого обращения и унижений со стороны родителей), потери близкого, развода, смены садика или школы, переезда, появления нового ребенка в семье.

Болезни мочеполовой системы

Причиной энуреза могут быть инфекционные и воспалительные заболевания мочевыделительной системы: цистит, пиелонефрит, вульвовагинит, баланопостит и другие.

Эндокринные заболевания

Развитие недержания могут спровоцировать гормональные сбои на фоне недостаточности или переизбытка гормона щитовидной железы (гипотиреоз/гипертиреоз), а также сахарного диабета.

В большинстве случаев энурез – проходящее состояние. До 1 года это – абсолютная норма, в большинстве случаев проходит до 5 лет, в редких случаях наблюдается до 10-летнего возраста и успешно устраняется до начала пубертата.

Однако, как мы уже выяснили, причиной энуреза могут быть серьезные соматические заболевания, поэтому в любом случае при недержании мочи у ребенка старше 1-2 лет без каких-либо подвижек к самоконтролю стоит обследоваться у врача.

Что делать родителям? Домашняя терапия энуреза

Если энурез не вызван заболеванием, основное лечение – грамотная педагогическая работа родителей.

Прежде всего – ребенка ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ругать и стыдить из-за «мокрой» постели. Не допускать крики, унижения и насмешки (особенно при наличии других детей в семье), физические наказания, принуждение к стирке своего белья.

Такое отношение только усугубляет психологическое состояние ребенка, формирует комплексы и психологические травмы, замедляет процесс развития самоконтроля. Источник: Яндекс-картинки

Такое отношение только усугубляет психологическое состояние ребенка, формирует комплексы и психологические травмы, замедляет процесс развития самоконтроля. Источник: Яндекс-картинки

А вот что делать НУЖНО:

Формировать мотивацию

Приучать ребенка к мысли, что он может сам контролировать мочеиспускание. Подбадривать, проявлять поддержку и любовь , выражать уверенность в будущем успехе. Не говорить о своих опасениях в «несдержанности» при поездках, не отменять их. При «сухой» кроватке – хвалить, поощрять игрушками или сладким. В случае «мокрой» постели – реагировать спокойно, утешать, проявлять нежность.

Воспринимать каждую «сухую» ночь или самостоятельное пробуждение в туалет как маленькую победу.

Можно ввести игровой элемент – вносить пометки в календарик или делать наклейки. Источник: Яндекс-картинки

Можно ввести игровой элемент – вносить пометки в календарик или делать наклейки. Источник: Яндекс-картинки

Тренировать ночное пробуждение для мочеиспускания

Будить ребенка через 3-4 часа после засыпания – для посадки на горшок или похода в туалет. Также можно использовать сигнальную терапию, например – «энурезный будильник». Он состоит из браслета и датчиков, которые прикрепляются к трусикам. При выделении первых капель браслет вибрирует и будит ребенка.

Такой гаджет помогает выработать рефлекс к пробуждению. Источник: Яндекс-картинки

Такой гаджет помогает выработать рефлекс к пробуждению. Источник: Яндекс-картинки

Следить за гигиеной сна

Распределять питьевой режим равномерно в течение дня и с ограничением в вечернее время, не давать пить много жидкости перед сном. Отказаться от мочегонных напитков и еды – чая, кофе, виноградного, яблочного, томатного и морковного сока, компотов и морсов, арбузов и дынь. Приучать ходить в туалет перед сном или садить на горшок.

Повышать навык самоконтроля

Выполнять упражнения на контроль мочеиспускания.

Например:

Когда ребенок хочет в туалет, просим потерпеть, отвлекаем на короткое время играми и беседой. Благодаря этому мочевой пузырь немного растягивается и лучше адаптируется к нагрузкам в будущем, а ребенок понемногу учится контролировать процесс.

Делать физические упражнения на развитие мышц мочевого пузыря и ягодиц:

· Приучаем считать до 5 сидя на горшке, прежде чем начать мочеиспускание. Постепенно увеличиваем время. Со временем даем дополнительную нагрузку – просим во время мочеиспускания ненадолго задержать процесс и продолжить дальше.

· Делаем «велосипед» и «ножницы ногами».

· «Ходим» на ягодицах, напрягая по очереди левую и правую ягодицу с вытянутыми вперед и расслабленными ножками.

· Приседаем с разведенными коленками, держась за стул или выставив вперед руки с мячиком.

· Лежим на животе, поочередно поднимаем вытянутые ножки.

Физические упражнения выполняем 8-10 раз по два подхода.

Такую гимнастику лучше сделать утренней или дневной. Для повышения мотивации у ребенка можно проводить тренировки в ярком костюме, с мячом и другими игрушками.

По возможности лучше выполнять упражнения вместе с ребенком. Источник: Яндекс-картинки

По возможности лучше выполнять упражнения вместе с ребенком. Источник: Яндекс-картинки

Другие статьи по теме:

Признаки СДВГ у ребёнка: сигналы для родителей

Страхи и фобии у детей. Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе .

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Источник