Неправильное мочеиспускание у детей

Неправильное мочеиспускание у детей thumbnail

Недержание мочи у детей – расстройство произвольного мочеиспускания, неспособность ребенка контролировать акт мочеиспускания. Недержание мочи у детей характеризуется невозможностью накапливать и удерживать мочу, что сопровождается непроизвольным мочеиспусканием во время сна или бодрствования. Для выяснения причин детям проводится урологическое (УЗИ мочевой системы, цистоскопия, рентгенография почек и мочевого пузыря, электромиография, урофлоуметрия) и неврологическое (ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ) обследование. Лечение недержания мочи проводится с учетом причин и может включать медикаментозную терапию, физиотерапию, психотерапию и др.

Общие сведения

Недержание мочи у детей – стойко повторяющееся непроизвольное (неосознанное) мочеиспускание в дневное или ночное время. Недержанием мочи страдает от 8 до 12% детей, при этом наиболее частой формой патологии в детском возрасте является энурез. Полиэтиологичная природа недержания мочи у детей делает данную проблему актуальной для ряда педиатрических дисциплин: детской неврологии, детской урологии, детской психиатрии.

У детей в возрасте до 1,5-2 лет недержание мочи считается физиологическим явлением, связанным с незрелостью соматовегетативных регуляторных механизмов. В норме навыки задержки мочеиспускания при наполнении мочевого пузыря формируются у ребенка к 3-4 годам. Однако, если к этому периоду навыки контроля мочеиспускания не установились, следует искать причины, обусловливающие недержание мочи у ребенка. Недержание мочи у детей представляет социальную и гигиеническую проблему, нередко приводит к развитию психопатологических расстройств, требующих длительного лечения.

Недержание мочи у детей

Недержание мочи у детей

Причины недержания мочи у ребенка

Недержание мочи у детей может быть обусловлено нарушением нервной регуляции функции тазовых органов вследствие органических поражений головного и спинного мозга: травм (черепно-мозговых, позвоночно-спинномозговых), опухолей, инфекций (арахноидита, миелита и др.), ДЦП. Часто недержанием мочи страдают дети, имеющие различные психические заболевания (олигофрению, аутизм, шизофрению, эпилепсию).

Недержание мочи может быть обусловлено анатомическими нарушениями развития мочеполовой системы ребенка. Так, органическую основу недержания мочи может представлять незаращение урахуса, эктопия устья мочеточников, экстрофия мочевого пузыря, гипоспадия, эписпадия, инфравезикулярная обструкция и др.

В некоторых случаях недержание мочи у детей возникает на фоне синдрома ночных апноэ, эндокринных заболеваний (сахарного диабета, несахарного диабета, гипотиреоза, гипертиреоза), приема лекарственных препаратов (антиконвульсантов и транквилизаторов).

Собственно энурез у детей является мультифакториальной проблемой. Энурез может иметь наследственную природу: доказано, что если оба родителя в детстве страдали недержанием мочи, вероятность энуреза у ребенка составляет 77%, если же расстройством мочеиспускания страдал только один из родителей – 44%.

Наиболее часто развитие недержания мочи у детей (энуреза) связывается с задержкой созревания нервной системы ребенка вследствие неблагоприятного течения перинатального периода. Незрелость ЦНС может быть обусловлена угрозой прерывания беременности, гестозом, анемией беременной, маловодием, многоводием, внутриутробной гипоксией плода, асфиксией в родах, родовой травмой. В дальнейшем у таких детей обычно формируется нейрогенная дисфункция мочевого пузыря. Недержанием мочи довольно часто страдают гиперактивные дети.

В ряде случаев ночное недержание мочи объясняется нарушением ритма секреции антидиуретического гормона (вазопрессина). Вследствие недостаточной концентрации вазопрессина в плазме в ночное время почки выделяют большой объем мочи, переполняющей мочевой пузырь и приводящей к непроизвольному мочеиспусканию.

Недержание мочи может сопутствовать урогенитальным заболеваниям (пиелонефриту, циститу, уретриту, вульвовагиниту у девочек, баланопоститу у мальчиков, пузырно-мочеточниковому рефлюксу, нефроптозу, пиелоэктазии), глистной инвазии. Повышенной возбудимости мочевого пузыря и недержанию мочи у детей могут способствовать аллергические заболевания: крапивница, атопический дерматит, бронхиальная астма, аллергический ринит.

У детей, особенно дошкольников, недержание мочи может иметь стрессовую природу. Довольно часто психотравмирующей ситуацией выступает развод родителей, смерть близкого человека, конфликты в семье, насмешки сверстников, перевод в другую школу или детский сад, смена места жительства, рождение в семье еще одного ребенка. В последнее время в числе причин, способствующих недержанию мочи, педиатрами называется широкое применение одноразовых подгузников, задерживающих формирование условного рефлекса на мочеиспускание у ребенка.

В большинстве случаев недержание мочи у детей провоцируется совокупностью обозначенных факторов.

Классификация

В том случае, если непроизвольное истечение мочи происходит через уретру, говорят о везикальном недержании; если же моча выделяется через другие неестественные каналы (например, мочеполовые и мочекишечные свищи), такое состояние расценивается как экстравезикальное недержание мочи. В дальнейшем будут рассмотрены только формы везикального недержания мочи у детей.

В детской урологии принято разграничивать неудержание и недержание мочи: в первом случае ребенок ощущает позывы на мочеиспускание, но не может удержать мочу; во втором – ребенок не контролирует мочеиспускание, потому что не ощущает позывы. В том случае, если недержание мочи случается во сне (у детей старше 3,5-4 лет не реже 2-х раз месяц) при отсутствии психических заболеваний и анатомо-физиологических дефектов урогенитальной сферы, говорят об энурезе (ночном или дневном).

Читайте также:  Заболевания мочеполовой позывы к мочеиспусканию

Недержание мочи у детей может иметь первичный и вторичный характер. Под первичным (персистирующим) понимается задержка формирования физиологического рефлекса становления и контроля мочеиспускания. Обычно это происходит на фоне нервно-психических расстройств или органических нарушений мочеиспускательной системы. К случаям вторичного (приобретенного) недержания мочи относятся ситуации, когда навык торможения мочеиспускания утрачивается после периода контроля за мочеиспусканием свыше 6 месяцев. Вторичное недержание мочи у детей может иметь психогенное, травматическое и иное происхождение.

По механизмам развития недержание мочи может быть императивным, рефлекторным, стрессовым, от переполнения мочевого пузыря, комбинированным.

При императивном (повелительном) недержании мочи ребенку не удается контролировать мочеиспускание на высоте позыва. Данный вариант, как правило, встречается у детей с гиперрефлекторной формой нейрогенного мочевого пузыря.

Стрессовое недержание мочи у детей развивается в связи с усилиями, сопровождающимися резким повышением внутрибрюшного давления (кашлем, смехом, чиханием, поднятием тяжестей и т. д.). Такой тип чаще всего обусловлен функциональной слабостью мышц тазового дна и уретрального сфинктера.

К рефлекторному недержанию мочи у детей приводит разобщение корковых и спинальных центров, регулирующих функцию тазовых органов, в т. ч. произвольное мочеиспускание. В этих случаях отмечается непроизвольное истечение мочи по каплям или небольшими порциями.

Парадоксальная ишурия, или недержание мочи, связанное с переполнением мочевого пузыря, может быть малого – до 150 мл; среднего -150-300 мл и большого объема – более 300 мл. Данное нарушение характеризуется непроизвольным выделение мочи вследствие переполнения и перерастяжения мочевого пузыря у детей с гипорефлекторным нейрогенным мочевым пузырем, инфравезикальной обструкцией.

Симптомы недержания мочи

Недержание мочи – это не самостоятельное заболевание, а нарушение, встречающееся при различных нозологических формах. Недержание мочи у ребенка может быть постоянным или периодическим; отмечаться только во сне или также в бодрствующем состоянии (обычно во время смеха, бега); иметь характер небольшого подтекания мочи или полного спонтанного опорожнения мочевого пузыря.

У детей с недержанием мочи часто отмечаются сопутствующие заболевания: рецидивирующие инфекции мочевыводящих путей, запоры или энкопрез. Вследствие постоянного соприкосновения кожи с мочой нередко возникает дерматит, гнойничковые поражения.

Детей с энурезом характеризует эмоциональная лабильность, замкнутость, ранимость или вспыльчивость, раздражительность, отклонения в поведении. Такие дети могут страдать заиканием, бруксизмом, нарушениями сна, снохождением, сноговорением. Типичны вегетативные симптомы: тахикардия или брадикардия, потливость, цианоз и похолодание конечностей.

Диагностика

Специализированное обследование детей с недержанием мочи направлено, прежде всего, на выяснение причин данного состояния. Поэтому в диагностическом поиске может участвовать команда детских специалистов, включающая педиатра, детского уролога или детского нефролога, детского психиатра. Исследование соматического статуса предполагает сбор подробного анамнеза, оценку общего состояния, осмотр поясничной области, промежности, наружных половых органов.

На этапе уронефрологического обследования оценивается суточный ритм мочеиспусканий, проводятся лабораторные исследования (общий анализ мочи, бактериологический посев мочи, проба Зимницкого, Нечипоренко и др.), урофлоуметрия, УЗИ почек и мочевого пузыря, обзорная и экскреторная урография. При недостатке информации выполняются инвазивные диагностические процедуры: цистометрия, цистоскопия, профилометрия уретры, электромиография мышц мочевого пузыря, уретроцистоскопия.

Детям с недержанием мочи и отягощенным перинатальным анамнезом необходима оценка неврологического статуса с исследованием ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ, выполнением краниографии. При подозрении на аномалии развития позвоночника показано проведение рентгенографии, КТ или МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника, электронейромиографии.

Лечение недержания мочи у детей

В зависимости от выявленных этиологических факторов, лечение проводится дифференцированно. При врожденных пороках развития мочевыводящих путей выполняется их хирургическая коррекция (пластика уретры, сфинктеропластика, ушивание свища мочевого пузыря и др.). В случае выявления воспалительных заболеваний назначаются курсы консервативного лечения уретрита, цистита, пиелонефрита. Лечение детей с психическими расстройствами и психогенным недержанием мочи проводится детскими психиатрами и психологами с помощью медикаментозной терапии, психотерапии. Если причиной недержания мочи у ребенка служит недостаточная зрелость нервной системы, показаны курсы ноотропных препаратов.

Важную роль в лечении любых видов недержания имеют режимные моменты: исключение стрессовых ситуаций, создание доброжелательной атмосферы, ограничение употребления жидкости на ночь, принудительное пробуждение ребенка и высаживание на горшок ночью и др.

В лечении различных форм недержания мочи у детей эффективны физиотерапевтические методы: дарсонвализация, диатермия, электрофорез, электросон, магнитотерапия, ИРТ, электростимуляция мочевого пузыря, транскраниальная электростимуляция.

Читайте также:  Мочеиспускание при диабете у детей

Профилактика

Многоплановость профилактических мероприятий, направленных на предотвращение недержания мочи у детей, обусловлена полиэтиологичностью нарушения. Общие рекомендации включают соблюдение режима сна и бодрствования, своевременное приучение ребенка к горшку, санитарно-гигиеническое воспитание детей, нормализацию психологического климата. Необходимо своевременное лечение инфекций мочевых путей, аномалий мочеполовой системы и других сопутствующих заболеваний. Важную роль играет благоприятное течение беременности.

Ни в коем случае не следует ругать детей за недержание мочи – это может усилить у ребенка чувство стыда и неполноценности.

Источник

Нейрогенный мочевой пузырь у детей – функциональные расстройства наполнения и опорожнения мочевого пузыря, связанные с нарушением механизмов нервной регуляции. Нейрогенный мочевой пузырь у детей может проявляться неконтролируемыми, учащенными или редкими мочеиспусканиями, ургентными позывами, недержанием или задержкой мочи, инфекциями мочевых путей. Диагноз нейрогенного мочевого пузыря у детей ставится по данным лабораторных, ультразвуковых, рентгенологических, эндоскопических, радиоизотопных и уродинамических исследований. Нейрогенный мочевой пузырь у детей требует комплексного лечения, включающего медикаментозную терапию, физиопроцедуры, ЛФК, хирургическую коррекцию.

Общие сведения

Нейрогенный мочевой пузырь у детей – резервуарная и эвакуаторная дисфункция мочевого пузыря, обусловленная нарушением нервной регуляции мочеиспускания на центральном или периферическом уровне. Актуальность проблемы нейрогенного мочевого пузыря в педиатрии и детской урологии обусловлена высокой распространенностью заболевания в детском возрасте (около 10%) и риском развития вторичных изменений мочевыводящих органов.

Зрелый, полностью контролируемый днем и ночью, режим мочеиспускания формируется у ребенка к 3-4 годам, прогрессируя от безусловного спинального рефлекса до сложного произвольно-рефлекторного акта. В его регуляции принимают участие кортикальные и субкортикальные центры головного мозга, центры спинальной иннервации пояснично-крестцового отдела спинного мозга, периферические нервные сплетения. Нарушение иннервации при нейрогенном мочевом пузыре у детей сопровождается расстройствами его резервуарно-эвакуаторной функции и может стать причиной развития пузырно-мочеточникового рефлюкса, мегауретера, гидронефроза, цистита, пиелонефрита, хронической почечной недостаточности. Нейрогенный мочевой пузырь значительно снижает качество жизни, формирует физический и психологический дискомфорт и социальную дезадаптацию ребенка.

Нейрогенный мочевой пузырь у детей

Нейрогенный мочевой пузырь у детей

Причины нейрогенного мочевого пузыря у детей

В основе нейрогенного мочевого пузыря у детей лежат неврологические нарушения разного уровня, приводящие к недостаточной координации активности детрузора и/или наружного сфинктера мочевого пузыря при накоплении и выделении мочи.

Нейрогенный мочевой пузырь у детей может развиваться при органическом поражении ЦНС вследствие врожденных пороков (миелодисплазии), травм, опухолевых и воспалительно-дегенеративных заболеваний позвоночника, головного и спинного мозга (родовой травме, ДЦП, спинномозговой грыже, агенезии и дисгенезии крестца и копчика и др.), приводящих к частичному или полному разобщению супраспинальных и спинальных нервных центров с мочевым пузырем.

Нейрогенный мочевой пузырь у детей может быть обусловлен неустойчивостью и функциональной слабостью сформировавшегося рефлекса управляемого мочеиспускания, а также нарушением его нейрогуморальной регуляции, связанным с гипоталамо-гипофизарной недостаточностью, задержкой созревания микционных центров, дисфункцией вегетативной нервной системы, изменением чувствительности рецепторов и растяжимости мышечной стенки мочевого пузыря. Основное значение имеет характер, уровень и степень поражения нервной системы.

Нейрогенный мочевой пузырь чаще встречается у девочек, что связано с более высокой эстрогенной насыщенностью, повышающей чувствительность рецепторов детрузора.

Классификация нейрогенного мочевого пузыря у детей

По изменению пузырного рефлекса различают гиперрефлекторный мочевой пузырь (спастическое состояние детрузора в фазу накопления), норморефлекторный и гипорефлекторный (гипотония детрузора в фазу выделения). В случае гипорефлексии детрузора рефлекс на мочеиспускание возникает при функциональном объеме мочевого пузыря, значительно превышающем возрастную норму, в случае гиперрефлексии – задолго до накопления нормального возрастного объема мочи. Наиболее тяжелой является арефлекторная форма нейрогенного мочевого пузыря у детей с невозможностью самостоятельного сокращения полного и переполненного мочевого пузыря и непроизвольным мочеиспусканием.

По приспособленности детрузора к нарастающему объему мочи нейрогенный мочевой пузырь у детей может быть адаптированный и неадаптированный (незаторможенный).

Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря у детей может протекать в легких формах (синдром дневного частого мочеиспускания, энурез, стрессовое недержание мочи); среднетяжелых (синдром ленивого мочевого пузыря и нестабильного мочевого пузыря); тяжелых (синдром Хинмана – детрузорно-сфинктерная диссенергия, синдром Очоа – урофациальный синдром).

Симптомы нейрогенного мочевого пузыря у детей

Нейрогенный мочевой пузырь у детей характеризуется различными расстройствами акта мочеиспускания, тяжесть и частота проявлений которого определяется уровнем поражения нервной системы.

При нейрогенной гиперактивности мочевого пузыря, преобладающей у детей раннего возраста, отмечаются учащенные (> 8 раз/сутки) мочеиспускания малыми порциями, ургентные (императивные) позывы, недержание мочи, энурез.

Читайте также:  Тяжесть в животе боль при мочеиспускании

Постуральный нейрогенный мочевой пузырь у детей проявляется только при переходе тела из горизонтального положения в вертикальное и характеризуется дневной поллакиурией, ненарушенным ночным накоплением мочи с нормальным объемом ее утренней порции.

Стрессовое недержание мочи у девочек пубертатного возраста может возникать при физической нагрузке в виде упускания небольших порций мочи. Для детрузорно-сфинктерной диссинергии характерны полная задержка мочеиспускания, микции при натуживании, неполное опорожнение мочевого пузыря.

Нейрогенная гипотония мочевого пузыря у детей проявляется отсутствующими или редкими (до 3-х раз) мочеиспусканиями при полном и переполненном (до 1500 мл) мочевом пузыре, вялым мочеиспусканием с напряжением брюшной стенки, ощущением неполного опорожнения из-за большого объема (до 400 мл) остаточной мочи. Возможна парадоксальная ишурия с неконтролируемым выделением мочи вследствие зияния наружного сфинктера, растянутого под давлением переполненного мочевого пузыря. При ленивом мочевом пузыре редкие мочеиспускания сочетаются с недержанием мочи, запорами, инфекциями мочевыводящих путей (ИМП).

Нейрогенная гипотония мочевого пузыря у детей предрасполагает к развитию хронического воспаления мочевых путей, нарушению почечного кровотока, рубцеванию почечной паренхимы и формированию вторичного сморщивания почки, нефросклероза и ХПН.

Диагностика нейрогенного мочевого пузыря у детей

При наличии расстройств мочеиспускания у ребенка необходимо проведение комплексного обследования с участием педиатра, детского уролога, детского нефролога, детского невролога и детского психолога.

Диагностика нейрогенного мочевого пузыря у детей включает сбор анамнеза (семейная отягощенность, травмы, патология нервной системы и др.), оценку результатов лабораторных и инструментальных методов исследования мочевой и нервной системы.

Для выявления ИМП и функциональных нарушений со стороны почек при нейрогенном мочевом пузыре у детей выполняют общий и биохимический анализ мочи и крови, пробу Зимницкого, Нечипоренко, бактериологическое исследование мочи.

Урологическое обследование при нейрогенном мочевом пузыре включают УЗИ почек и мочевого пузыря ребенку (с определением остаточной мочи); рентгенологическое исследование (микционную цистографию, обзорную и экскреторную урографию); КТ и МРТ почек; эндоскопию (уретроскопию, цистоскопию), радиоизотопное сканирование почек (сцинтиграфию).

Для оценки состояния мочевого пузыря у ребенка отслеживают суточный ритм (количество, время) и объем спонтанных мочеиспусканий при нормальном питьевом и температурном режиме. Высокую диагностическую значимость при нейрогенном мочевом пузыре у детей имеют уродинамическое исследование функционального состояния нижних мочевых путей: урофлоуметрия, измерение внутрипузырного давления при естественном заполнении мочевого пузыря, ретроградная цистометрия, профилометрия уретры и электромиография.

При подозрении на патологию ЦНС показано проведение ЭЭГ и Эхо-ЭГ, рентгенографии черепа и позвоночника, МРТ головного мозга ребенку.

Лечение нейрогенного мочевого пузыря у детей

В зависимости от типа, тяжести нарушений и сопутствующих заболеваний при нейрогенном мочевом пузыре у детей используют дифференцированную лечебную тактику, включающую немедикаментозную и медикаментозную терапию, хирургическое вмешательство. Показано соблюдение охранительного режима (дополнительный сон, прогулки на свежем воздухе, исключение психотравмирующих ситуаций), прохождение курсов ЛФК, физиотерапии (лекарственного электрофореза, магнитотерапии, электростимуляции мочевого пузыря, ультразвука) и психотерапии.

При гипертонусе детрузора назначают М-холиноблокаторы (атропин, детям старше 5 лет – оксибутинин), трициклические антидепрессанты (имипрамин), антагонисты Ca+ (теродилин, нифедипин), фитопрепараты (валерианы, пустырника), ноотропы (гопантеновая кислота, пикамилон). Для лечения нейрогенного мочевого пузыря с ночным энурезом у детей старше 5 лет применяют аналог антидиуретического гормона нейрогипофиза – десмопрессин.

При гипотонии мочевого пузыря рекомендованы принудительные мочеиспускания по графику (каждые 2-3 часа), периодические катетеризации, прием холиномиметиков (ацеклидин), антихолинэстеразных средств ( дистигмин), адаптогенов (элеутерококк, лимонник), глицина, лечебные ванны с морской солью.

В целях профилактики ИМП у детей с нейрогенной гипотонией мочевого пузыря назначают уросептики в малых дозах: нитрофураны (фуразидин), оксихинолоны (нитроксолин), фторхинолоны (налидиксовая кислота), иммунокорригирующую терапию (левамизол), фитосборы.

При нейрогенном мочевом пузыре у детей выполняют внутридетрузорные и внутриуретральные инъекции ботулотоксина, эндоскопические хирургические вмешательства (трансуретральную резекцию шейки мочевого пузыря, имплантацию коллагена в устье мочеточника, операции на нервных ганглиях, ответственных за мочеиспускание), проводят увеличение объема мочевого пузыря с помощью кишечной цистопластики.

Прогноз и профилактика нейрогенного мочевого пузыря у детей

При правильной лечебной и поведенческой тактике прогноз нейрогенного мочевого пузыря у детей наиболее благоприятен в случае гиперактивности детрузора. Наличие остаточной мочи при нейрогенном мочевом пузыре у детей увеличивает риск развития ИМП и функциональных нарушений почек, вплоть до ХПН.

Для профилактики осложнений важно раннее выявление и своевременное лечение нейрогенной дисфункции мочевого пузыря у детей. Детям с нейрогенным мочевым пузырем необходимо диспансерное наблюдение и периодическое исследование уродинамики.

Источник