Мочеиспускание это условный рефлекс или безусловный рефлекс

Мочеиспускание это условный рефлекс или безусловный рефлекс thumbnail

Рефлекс мочеиспускания. Воздействие головного мозга на мочеиспускание

а) Рефлекс мочеиспускания. На рисунке ниже показано, что на относительно постоянном фоне давления по мере наполнения пузыря возникает множество быстрых колебаний в виде мочеиспускательных сокращений (изображены на графике прерывистыми линиями). Эти сокращения возникают рефлекторно, стимулом для рефлекса служит активация рецепторов растяжения стенки пузыря, особенно отдела задней уретры, который начинает заполняться при высоком внутрипузырном давлении. Чувствительные импульсы от рецепторов растяжения распространяются в крестцовые сегменты спинного мозга по тазовым нервам, возвращаясь оттуда к пузырю по парасимпатическим порциям тех же нервов.

Движение мочи из почки. Наполнение мочевого пузыря и его тонус
Нормальная цистометрограмма, на которой пунктиром показаны быстрые колебания давления, вызванные рефлексом мочеиспускания

Мочеиспускательные сокращения при частичном заполнении пузыря в течение нескольких секунд обычно самопроизвольно приводят к расслаблению детрузора, и давление возвращается к исходному уровню. Поскольку пузырь продолжает наполняться, рефлекс мочеиспускания возникает все чаще, а сила сокращений детрузора увеличивается.

Возникнув однажды, рефлекс мочеиспускания становится самоподдерживаемым, т.е. первичное сокращение пузыря активирует рецепторы растяжения, поток чувствительной импульсации от пузыря и задней уретры нарастает, усиливая рефлекторное сокращение стенки. Цикл повторяется вновь, пока мочевой пузырь не достигнет высокой степени сокращения. Затем через несколько секунд (иногда проходит более 1 мин) самоподдерживаемый рефлекс мочеиспускания угасает, позволяя пузырю расслабиться.

Итак, рефлекс мочеиспускания является завершенным циклом реакций, состоящим из следующих периодов: (1) постепенно и быстро возрастающего давления; (2) стойкого поддержания давления; (3) возврата давления к банальному тонусу мочевого пузыря. Рефлекс мочеиспускания, возникнув и не завершившись изгнанием мочи, затормаживается, пребывая в таком состоянии от нескольких минут до 1 ч и более, вплоть до наступления следующего цикла. Поскольку мочевой пузырь наполняется все сильнее, частота и выраженность рефлекса мочеиспускания возрастают все больше.

Став достаточно сильным, рефлекс мочеиспускания запускает другую рефлекторную реакцию, которая реализуется с помощью тормозного влияния срамных нервов на наружный сфинктер уретры. Если торможение будет преобладать над произвольными сигналами ЦНС, увеличивающими тонус наружного сфинктера, произойдет мочеиспускание. В противном случае мочевой пузырь будет наполняться до тех пор, пока рефлекс мочеиспускания не станет более выраженным.

б) Способность головного мозга оказывать содействие или подавлять мочеиспускание. Рефлекс мочеиспускания относится к вегетативным рефлексам спинного мозга, однако его можно подавить или усилить с помощью высших отделов головного мозга, которые включают: (1) столовые центры, вызывающие стойкое возбуждение и торможение, расположенные преимущественно в мосте (2) несколько центров, расположенных в коре и в основном выполняющих тормозную функцию, иногда способных оказывать и возбуждающее действие.

Рефлекс мочеиспускания является основой одноименного процесса, окончательная роль в его регуляции, однако, принадлежит высшим отделам ЦНС.

1. Центры, расположенные в головном мозге, способствуют постоянному слабому торможению рефлекса мочеиспускания. Торможение прекращается лишь при осознанном желании помочиться.

2. Высшие центры способны предотвратить мочеиспускание даже при начавшемся опорожнении пузыря посредством тонического сокращения наружного сфинктера, которое продолжается вплоть до подходящего момента, когда мочеиспускание может быть вновь продолжено.

3. Корковые влияния могут содействовать активации центра мочеиспускания, расположенного в крестцовом отделе, и одновременному с ним торможению сокращения наружного сфинктера уретры, что может привести к мочеиспусканию наполненного пузыря.

Произвольное мочеиспускание обычно вызвано следующими причинами: произвольным сокращением брюшной стенки, которое способствует повышению давления внутри пузыря, попаданию мочи в область шейки и задней уретры, растяжению стенок, возбуждению механорецепторов, активации рефлекса мочеиспускания и одновременному торможению наружного сфинктера уретры. При мочеиспускании, как правило, пузырь опорожняется целиком, за редким исключением в нем остается более 5—10 мл мочи.

– Также рекомендуем “Атония мочевого пузыря. Непроизвольный мочевой пузырь”

Оглавление темы “Физиология почек и их функция”:

1. Физиология почек. Регуляция водного и электролитного баланса

2. Строение почек. Кровоснабжение почек

3. Физиология нефрона. Корковые и юкстамедуллярные нефроны

4. Физиология мочевого пузыря. Иннервация мочевого пузыря

5. Движение мочи из почки. Наполнение мочевого пузыря и его тонус

6. Рефлекс мочеиспускания. Воздействие головного мозга на мочеиспускание

7. Атония мочевого пузыря. Непроизвольный мочевой пузырь

8. Образование мочи почками. Скорость клубочковой фильтрации

9. Клубочковая фильтрация почек. Состав клубочкового фильтрата

10. Фильтрационная способность клубочка. Зависимость скорости клубочковой фильтрации

Источник

Анонимный вопрос

13 марта 2019  · 9,8 K

Не совсем. Разберёмся подробнее:

  1. Безусловный рефлекс – это врожденная реакция, присущая организму, всегда осуществляемая при воздействии определенного раздражителя.

Примеры: сосательный рефлекс у младенца, сужение зрачка на свету, слюноотделение при раздражении рецепторов во рту и т.д.

  1. Безусловный стимул (Б.С.) = безусловный раздражитель, и тесно связан с безусловным рефлексом. Б.С. – это то, что вызывает безусловную реакцию организма.

Примеры: свет, направленный на зрачок, еда, попадающая в рот и раздражающая рецепторы.

  1. Подкрепление (в целом) – это какое-либо воздействие, увеличивающее вероятность повторения той или иной поведенческой реакции. Существуют разные виды подкрепления, но конкретно безусловное подкрепление (первичное) – это вид, чаще всего обусловленный эволюцией, непосредственно связанный с удовлетворением конкретных потребностей.

Примеры: физически комфорт (сон), воздух, еда и секс.

– Верна ли следующая формула формирования условного рефлекса?Условный раздражитель или стимул + безусловный… Читать дальше

Как влияют на поведение человека безусловные и условные рефлексы?

Editor. Writer. Perfumer arter. Travel. Road&bike. See. Calm

Безусловные рефлексы заложены с рождения, они обеспечивают приспособление вида к определенным стабильным условиям. Условные рефлексы – приобретенные, они помогают приспособиться к социуму и к изменяющимся условиям (например, переходить дорогу только на зеленый свет для пешеходов, мыть руки перед едой и т.п.). Основное поведение человека определяется совокупностью этих рефлексов, многие действия происходят инстинктивно, на уровне подсознания.

Прочитать ещё 1 ответ

Что означает понятие «низкий эмоциональный интеллект» и к кому оно применимо?

Неумение распознавать свои и чужие намерения, мотивации и желания – и управлять ими.

Обычно таких людей можно распознать по двум признакам:

  • Слепота к чужим переживаниям. Они ляпают неуместные шутки (как поплавали?), наивно-жестоки (а чо я сделал), приписывают другим абсурдную мотивацию (он меня специально доводит). Их советы неуместны (не из-за чего тут переживать), а комплименты вызывают тошноту (вкусненькие ляжки).
  • Требование к окружающему миру, чтобы он был “правильным”. Люди, у которых низкий эмоциональный интеллект, неспособны управлять своими переживаниями. Если что-то идёт не так как им хочется, им становится очень плохо, а исправить плохое самочувствие самостоятельно они не могут. Отсюда постоянные жалобно-гневливые требования к близким, миру, правительству, людям в интернете, погоде, высшей справедливости. Такие люди постоянно пытаются изменить всех вокруг – кроме себя.

Прочитать ещё 3 ответа

Возможно ли искуственное прекращение эмоциональной и гормональной деятельности нервной системы без тяжелых последствий для других функций?

К сожалению это не возможно, так как организм работает системно. Влияя на один параметр, меняется другие, особенно в нервной системе и психике. Так как эмоции входят в реализацию многих психических процессов, то это скажется на других психических функциях, не говоря уже о функционировании организма. И различные клинические случаи нам показали, во что превращается поведение человека без эмоций.

Например лоботомия. Казалось бы люди после этой операции становятся спокойными, но у них теряется так называемая “душа жизни”, они становились безвольными, теряли способность выносить моральные суждения и т.п.

Пациенты с повреждением вентромедиальной префронтальной зоны теряли возможность принимать рациональные и эффективные решения, так как не чувствовали тревоги и волнений из-за своих поступков.

Люди с расстройством личности не способны на эмпатию, сострадание и тревогу, если делают что-то в угоду себе, несмотря на нарушение как социокультурных нормативов, так и нарушение законов.

Природа создала нас такими, какие мы есть. Эмоции, часть нашей сущности, чтобы быть эффективными. Даже в роботостроении активно обсуждается как учить роботов эмпатии, состраданию и умению решать моральные дилеммы, для всего этого нужны эмоции.

Много различных писателей фантазировали на эту тему. Например, фильм эквилибрируем, где люди принимали какое-то вещество, чтоб не испытывать эмоции. Но это общество провалилось.

Даже пациенты с психическими расстройствами, принимая лекарства, которые уменьшают роль эмоций в мыслях и поведении страдают от этого, а некоторые из этих лекарств ведут к набору веса или тремору, сонливости, снижают когнитивные функции (потому что, как я уже сказал, системный принцип работы организма в нервной системе проявляется очень ярко).

Поэтому влияние на мозг должно исходить из той пользы, которая будет, и она должна превышать тот ущерб, который может идти вслед за этим.

Прочитать ещё 1 ответ

Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным и приобретенным?

Editor. Writer. Perfumer arter. Travel. Road&bike. See. Calm

Врожденное поведение передается из поколения в поколение, оно “запрограммировано” генетически и не меняется. Это безусловные рефлексы, инстинкты (сосание у младенца, например). Такое поведение обеспечивает приспособление к постоянным условиям среды.

Приобретенное поведение – это реакции, благодаря которым животное или человек приспосабливается к изменяющимся условиям, к жизни в социуме. Самая простая форма – условный рефлекс. Из цепочки условных рефлексов складывается динамический стереотип. Самая сложная форма приобретенного поведения – рассудочная деятельность.

Как делать практическую работу «выработка и торможение условного вегетативного зрачкового рефлекса человека».?

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

Это лабораторная работа из цикла базовой анатомии, ход работы должен был подробно описан в учебном пособии, если у вас его нет, то воспользуйтесь этим:

Ход работы. В работе участвуют исследуемые и экспериментаторы из числа студентов. Экспериментаторы проверяют у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонка. Затем приступают к выработке условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок. При включении звонка испытуемому закрывают глаз плотным темным листом бумаги. При выключении звонка, убирая лист, глаз открывают. При затемнении глаза зрачок расширяется. Если звонок предъявлять 10-12 раз в сочетании с затемнением, то на 11-13 раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условнорефлекторное расширение зрачка. Для угасания условного вегетативного зрачкового рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. У различных испытуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения.

Результат. Отметьте, после какого числа сочетаний сигнального раздражителя (звонка) с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс. Сколько раз потребовалось изолированно предъявлять сигнальный раздражитель для угасания выработанного условного рефлекса?

Вывод. Для выработки условного рефлекса необходимо многократное сочетание сигнального стимула с безусловнорефлекторным подкреплением. При неподкреплении сигнального раздражителя безусловным рефлексом условнорефлекторная деятельность угасает.

Источник

Сейчас вы прочитаете увлекательную статью, в которой узнаете какие бывают рефлексы и что от них зависит. О некоторых вещах, вы, возможно и не задумывались 🙂

Рефлексы подразделяются на Безусловные и Условные. Начнем с безусловных.

Безусловные рефлексы (по-другому “врожденные”) – это рефлексы, рефлекторные дуги* которых уже сформированы к моменту рождения. Они постоянны.

  • Центры безусловных рефлексов находятся в спинном мозге в стволе головного мозга и больших полушариях ( в подкорковых структурах).

По-другому, это те рефлексы с которыми мы родились , которые всегда были с нами.

*Рефлекторная дуга – объединение нейронов, обеспечивающее проявление рефлексов

Безусловные рефлексы бывают нескольких видов :

1. Витальные – это те, которые обеспечивают нашу жизнь (мочеиспускание, дыхание)

2. Коммуникативные/ролевые (половой рефлекс, материнский инстинкт,рефлекс сопереживания)

3. Саморазвития – самотренировка организма :

а)игровой рефлекс

б) имитационный рефлекс (подражания)

в) исследовательский рефлекс (сканирование нервной системой окружающей среды, поиск нового)

4. Ориентировочный рефлекс –“Что такое?” или рефлекс новизны.Повышенное внимание , настораживание , поворот головы и туловища в сторону нового раздражителя. При повторении раздражителя теряет качество новизны и ориентировочный рефлекс угасает. (Например, когда кто-то входит в кабинет – вы смотрите на дверь , чтобы узнать кто вошел, но если в кабинет будет постоянно кто-то заходить, вы постепенно перестанете обращать внимание на это)

Условные рефлексы (по-другому “приобретенные”) -рефлексы, рефлекторные дуги которых формируются в течении жизни в зависимости от условий.

  • Центры условных рефлексов находятся в коре головного мозга
  • Условные рефлексы непостоянны : формируются в зависимости от условий и угасают вплоть до исчезновения, если условия меняются (за исключением условных рефлексов, доведенных до автоматизма)
  • Все условные рефлексы всегда формируются на базе безусловных рефлексов. При формировании условных рефлексов необходимо соблюдать правила.

1. Действие условного раздражителя необходимо подкрепить безусловными, при этом устанавливается новая нервная связь между центром условного рефлекса в коре и центром безусловного рефлекса в подкорковых структурах

2. Многократное повторение этих сочетаний : в начале эта связь очень слабая, но при многократных повторениях она укрепляется и становится настолько крепкой, что при включении условного рефлекса без безусловного раздражителя рефлекс будет осуществлен. Условный рефлекс, выработанный на базе безусловного называется – условный рефлекс 1го порядка.

Торможение условных рефлексов:

Торможение условных рефлексов- это снижение активности условных рефлексов

1. Внешнее/безусловное торможение

Если во время выработки условного рефлекса или во время его проявления появился внешний новый раздражитель, то условный рефлекс затормаживается потому что внешний раздражитель вызывает безусловный ориентировочный рефлекс , который разрушает условно-рефлекторную связь и условный рефлекс прерывается

2. Угасательное торможение

формируется при отсутствии повторения условного рефлекса ( например, если 20 лет не ездить на коньках , если этот рефлекс не доведен до автоматизма, он пропадет)

3.Запредельное торможение

Проявляется ,когда действует раздражитель чрезвычайной силы, который вызывает перенапряжение нервной системы, то нервная система чтобы не перенапрягаться затормаживается и информация о чрезвычайном раздражителе нервной системы блокируется (Это можно понять на примере бытовой ссоры. Если человек V кричит на человека N, то человек N просто напросто не запомнит то, о чем ему кричал человек V)

Надеюсь, эта статья была вам полезна, спасибо за внимание!

Источник

Зубр

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса. Состав рефлекторной дуги:
1) Рецептор – чувствительное образование, способное реагировать на определенный вид раздражителя; преобразует раздражение в нервный импульс.
2) Чувствительный нейрон отправляет нервный импульс в центральную нервную систему (спинной или головной мозг), находится в заднем корешке спинного мозга.

безусловный рефлексусловный рефлекс
3) Вставочный нейрон

3) такой-то центр коры больших полушарий
4) временная связь

5) сякой-то центр коры больших полушарий

4/6) Исполнительный (двигательный) нейрон отправляет нервный импульс к рабочему органу, находится в переднем корешке спинного мозга.
5/7) Рабочий (исполнительный) орган – мышца (сокращается), железа (выделяет секрет) и т.п.

Сравнение условных и безусловных рефлексов

безусловныеусловные
имеются с рожденияприобретаются в течение жизни
в течение жизни не изменяются и не исчезаютмогут изменяться или исчезать в течение жизни
одинаковые у всех организмов одного видау каждого организма свои собственные, индивидуальные
приспосабливают организм к постоянным условиямприспосабливают организм к изменяющимся условиям
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головноговременная связь образуется в коре больших полушарий
Примеры
выделение слюны при попадании лимона в ротвыделение слюны при виде лимона
сосательный рефлекс новорожденногореакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайникареакция кошки/собаки на кличку

Выработка условного рефлекса

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Торможение условных рефлексов

Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

Еще можно почитать

ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Рефлекс, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы, Выработка и торможение условных рефлексов

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
1) коре больших полушарий
2) продолговатом мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге

Выберите один, наиболее правильный вариант. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую

Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
1) условный
2) безусловный
3) защитный
4) ориентировочный

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
1) приобретаются в течение жизни
2) передаются по наследству
3) различны у разных особей
4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды

Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы передаются в мозг по нейронам
1) двигательным
2) вставочным
3) чувствительным
4) исполнительным

Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
1) безусловное торможение
2) условное торможение
3) рассудочное действие
4) осознанный поступок

Выберите один, наиболее правильный вариант. Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют
1) нервным волокном
2) центральной нервной системой
3) нервом
4) анализатором

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
1) приспособление организма к постоянным условиям среды
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
3) освоение организмом новых двигательных умений
4) различение животными команд дрессировщика

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чувствительные нейроны в трехнейронной рефлекторной дуге соединены с
1) отростками вставочных нейронов
2) телами вставочных нейронов
3) двигательными нейронами
4) исполнительными нейронами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком – это рефлекс, который
1) передается по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
1) мышление
2) инстинкт
3) возбуждение
4) рефлекс

Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
1) действовать через 2 часа после безусловного
2) следовать сразу после безусловного
3) предшествовать безусловному
4) постепенно ослабляться

Выберите один, наиболее правильный вариант. Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят
1) чувствительные нейроны
2) двигательные нейроны
3) чувствительные и двигательные нейроны
4) вставочные и двигательные нейроны

ДУГА СТРОЕНИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые

1) воспринимают информацию из внешней среды
2) воспринимают импульсы из внутренней среды
3) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам
4) располагаются в исполнительном органе
5) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы
6) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

Выберите три варианта. В нервной системе человека вставочные нейроны передают нервные импульсы
1) с двигательного нейрона в головной мозг
2) от рабочего органа в спинной мозг
3) от спинного мозга в головной мозг
4) от чувствительных нейронов к рабочим органам
5) от чувствительных нейронов к двигательным нейронам
6) из головного мозга к двигательным нейронам

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими особенностями обладают вставочные нейроны в соматической нервной системе человека?
1) осуществляют связь между чувствительными и исполнительными нейронами
2) входят в состав задних корешков спинного мозга
3) входят в состав передних корешков спинного мозга
4) образуют основную массу серого вещества спинного мозга
5) осуществляют передачу нервных импульсов к внутренним органам
6) осуществляют передачу нервных импульсов на двигательные нейроны

Установите соответствие между функциями и типами нейронов: 1) чувствительные, 2) вставочные, 3) двигательные. Запишите цифры 1, 2, 3 в порядке, соответствующем буквам.
А) передача нервных импульсов от органов чувств в мозг
Б) передача нервных импульсов от внутренних органов в мозг
В) передача нервных импульсов к мышцам
Г) передача нервных импульсов к железам
Д) передача нервных импульсов от одного нейрона к другому

Таблица

Проанализируйте таблицу «Нейроны». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из приведенного списка.
1) центростремительный
2) двигательный
3) оболочки мозга
4) серое вещество спинного мозга
5) белое вещество спинного мозга
6) передача нервного импульса от рецепторов в ЦНС
7) передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу
8) передача нервного импульса к внутренним органам

Таблица

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение рефлекторной дуги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рецептор
2) передний корешок спинного мозга
3) серое вещество спинного мозга
4) двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5) тело двигательного нейрона
6) вставочный нейрон

ДУГА БЕЗУСЛОВНОГО
1. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги рефлекса потоотделения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение в рецепторах нервных импульсов
2) потоотделение
3) возбуждение двигательных нейронов
4) раздражение рецепторов кожи, воспринимающих тепло
5) передача нервных импульсов к потовым железам
6) передача нервных импульсов по чувствительным нейронам в ЦНС

2. Установите последовательность проведения нервного импульса в рефлекторной дуге, обеспечивающей один из механизмов терморегуляции в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передача нервного импульса по чувствительному нейрону в центральную нервную систему
2) передача нервного импульса на двигательные нейроны
3) возбуждение терморецепторов кожи при понижении температуры
4) передача нервного импульса на вставочные нейроны
5) уменьшение просвета кровеносных сосудов кожи

3. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) аксон чувствительного нейрона
3) рецептор
4) исполнительный орган
5) тело чувствительного нейрона
6) двигательный нейрон

4. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. Запишите в ответе цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) Двигательный нейрон
2) Чувствительный нейрон
3) Спинной мозг
4) Рецепторы сухожилия
5) Четырёхглавая мышца бедра

5. Установите последовательность процессов безусловного слюноотделительного рефлекса при попадании пищи в ротовую полость. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) анализ сигнала в центре продолговатого мозга
2) возбуждение вкусовых рецепторов
3) передача возбуждения в пищевой центр продолговатого мозга
4) выделение слюны
5) передача возбуждения к слюнной железе

ДУГА + СПИННОЙ МОЗГ
1. Установите последовательность передачи нервного сигнала по рефлекторной дуге. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) передний корешок спинномозгового нерва
2) рецептор
3) задний корешок спинномозгового нерва
4) скелетная мышца
5) тело вставочного нейрона
6) тело чувствительного нейрона

2. Установите последовательность прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге кожного болевого рефлекса
1) задний корешок спинномозгового нерва
2) спинной мозг
3) мышца
4) болевой рецептор
5) передний корешок спинномозгового нерва

3. Установите последовательность процессов, возникающих при реализации коленного рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передача возбуждения на мышечные волокна четырёхглавой мышцы бедра
2) непроизвольное разгибание голени
3) движение импульсов по волокнам бедренного нерва к задним рогам спинного мозга
4) передача импульсов на аксоны моторных нейронов
5) возбуждение рецепторов растяжения в четырёхглавой мышце бедра

ДУГА УСЛОВНОГО
1.
Установите последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь
5) центр слюноотделения
6) слюнные железы
7) двигательный нейрон

2.
Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге слюноотделительного рефлекса у человека на вид пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) центр слюноотделения коры головного мозга
2) чувствительный нейрон
3) двигательный нейрон
4) зрительный центр коры головного мозга
5) слюнные железы
6) рецепторы глаза


3. Установите последовательность частей рефлекторной дуги при прохождении по ней нервного импульса. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) чувствительный нейрон
2) рабочий орган
3) вставочный нейрон
4) отдел коры больших полушарий
5) рецептор
6) двигательный нейрон

БЕЗУСЛОВНЫЕ
1. Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они

1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) сформировались в относительно постоянных условиях среды
2) сформировались в процессе исторического развития
3) для своей работы требуют работы больших полушарий
4) для своей работы требуют нескольких повторений
5) учащение пульса и дыхания во время работы
6) выделение слюны при запахе шашлыка

БЕЗУСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы

1) наследуются
2) индивидуальны
3) одинаковы у всех особей вида
4) контролируются только спинным мозгом
5) приобретаются в течение жизни

БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденными
Б) приспособления к новым появляющимся факторам
В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
Г) одинаковы у всех представителей одного вида
Д) лежат в основе обучения
Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и видами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) врожденные, передаются по наследству
Б) непостоянные, способны угасать
В) характерны для всех особей данного вида
Г) возникают на адекватный для каждого рефлекса раздражитель
Д) приобретенные в процессе жизнедеятельности
Е) помогают адаптироваться к меняющимся условиям среды

БЕЗУСЛОВНЫЕ – УСЛОВНЫЕ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) отдергивание руки от огня горящей спички
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостям
Г) глотание кусочков торта после их пережевывания
Д) выделение слюны на вид красиво сервированного стола
Е) катание на лыжах с горки

2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
В) выполнение гигиенических процедур перед сном
Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
Е) катание на роликовых коньках

УСЛОВНЫЕ КРОМЕ
Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Условные рефлексы

1) формируются в процессе эволюции
2) имеют постоянные рефлекторные дуги
3) вырабатываются в ответ на посторонний раздражитель
4) сопровождаются образованием временной связи
5) сохраняются всю жизнь без изменений

ВЫРАБОТКА
Установите последовательность формирования слюноотделительного условного рефлекса и его торможения у домашней собаки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) включение света и предоставление пищи
2) многократное включение света при отсутствии пищи
3) прекращение выделения слюны при включении света
4) выделение слюны при включении света
5) многократное сочетание кормления с предварительным включением света

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Источник