Мочеиспускание это условный рефлекс или безусловный

Мочеиспускание это условный рефлекс или безусловный thumbnail

Рефлекс мочеиспускания. Воздействие головного мозга на мочеиспускание

На рисунке показано, что на относительно постоянном фоне давления по мере наполнения пузыря возникает множество быстрых колебаний в виде мочеиспускательных сокращений (изображены на графике прерывистыми линиями). Эти сокращения возникают рефлекторно, стимулом для рефлекса служит активация рецепторов растяжения стенки пузыря, особенно отдела задней уретры, который начинает заполняться при высоком внутрипузырном давлении. Чувствительные импульсы от рецепторов растяжения распространяются в крестцовые сегменты спинного мозга по тазовым нервам, возвращаясь оттуда к пузырю по парасимпатическим порциям тех же нервов.

Мочеиспускательные сокращения при частичном заполнении пузыря в течение нескольких секунд обычно самопроизвольно приводят к расслаблению детрузора, и давление возвращается к исходному уровню. Поскольку пузырь продолжает наполняться, рефлекс мочеиспускания возникает все чаще, а сила сокращений детрузора увеличивается.

Возникнув однажды, рефлекс мочеиспускания становится самоподдерживаемым, т.е. первичное сокращение пузыря активирует рецепторы растяжения, поток чувствительной импульсации от пузыря и задней уретры нарастает, усиливая рефлекторное сокращение стенки. Цикл повторяется вновь, пока мочевой пузырь не достигнет высокой степени сокращения. Затем через несколько секунд (иногда проходит более 1 мин) самоподдерживаемый рефлекс мочеиспускания угасает, позволяя пузырю расслабиться.

Итак, рефлекс мочеиспускания является завершенным циклом реакций, состоящим из следующих периодов: (1) постепенно и быстро возрастающего давления; (2) стойкого поддержания давления; (3) возврата давления к банальному тонусу мочевого пузыря. Рефлекс мочеиспускания, возникнув и не завершившись изгнанием мочи, затормаживается, пребывая в таком состоянии от нескольких минут до 1 ч и более, вплоть до наступления следующего цикла. Поскольку мочевой пузырь наполняется все сильнее, частота и выраженность рефлекса мочеиспускания возрастают все больше.

Став достаточно сильным, рефлекс мочеиспускания запускает другую рефлекторную реакцию, которая реализуется с помощью тормозного влияния срамных нервов на наружный сфинктер уретры. Если торможение будет преобладать над произвольными сигналами ЦНС, увеличивающими тонус наружного сфинктера, произойдет мочеиспускание. В противном случае мочевой пузырь будет наполняться до тех пор, пока рефлекс мочеиспускания не станет более выраженным.

рефлекс мочеиспускания

Воздействие головного мозга на мочеиспускание

Рефлекс мочеиспускания относится к вегетативным рефлексам спинного мозга, однако его можно подавить или усилить с помощью высших отделов головного мозга, которые включают: (1) столовые центры, вызывающие стойкое возбуждение и торможение, расположенные преимущественно в мосте (2) несколько центров, расположенных в коре и в основном выполняющих тормозную функцию, иногда способных оказывать и возбуждающее действие.

Рефлекс мочеиспускания является основой одноименного процесса, окончательная роль в его регуляции, однако, принадлежит высшим отделам ЦНС.

1. Центры, расположенные в головном мозге, способствуют постоянному слабому торможению рефлекса мочеиспускания. Торможение прекращается лишь при осознанном желании помочиться.

2. Высшие центры способны предотвратить мочеиспускание даже при начавшемся опорожнении пузыря посредством тонического сокращения наружного сфинктера, которое продолжается вплоть до подходящего момента, когда мочеиспускание может быть вновь продолжено. 3. Корковые влияния могут содействовать активации центра мочеиспускания, расположенного в крестцовом отделе, и одновременному с ним торможению сокращения наружного сфинктера уретры, что может привести к мочеиспусканию наполненного пузыря.

Произвольное мочеиспускание обычно вызвано следующими причинами: произвольным сокращением брюшной стенки, которое способствует повышению давления внутри пузыря, попаданию мочи в область шейки и задней уретры, растяжению стенок, возбуждению механорецепторов, активации рефлекса мочеиспускания и одновременному торможению наружного сфинктера уретры. При мочеиспускании, как правило, пузырь опорожняется целиком, за редким исключением в нем остается более 5—10 мл мочи.

– Также рекомендуем “Атония мочевого пузыря. Непроизвольный мочевой пузырь”

Оглавление темы “Физиология почек и их функция”:

1. Физиология почек. Регуляция водного и электролитного баланса

2. Строение почек. Кровоснабжение почек

3. Физиология нефрона. Корковые и юкстамедуллярные нефроны

4. Физиология мочевого пузыря. Иннервация мочевого пузыря

5. Движение мочи из почки. Наполнение мочевого пузыря и его тонус

6. Рефлекс мочеиспускания. Воздействие головного мозга на мочеиспускание

7. Атония мочевого пузыря. Непроизвольный мочевой пузырь

8. Образование мочи почками. Скорость клубочковой фильтрации

9. Клубочковая фильтрация почек. Состав клубочкового фильтрата

10. Фильтрационная способность клубочка. Зависимость скорости клубочковой фильтрации

Источник

Анонимный вопрос

13 марта 2019  · 9,8 K

Не совсем. Разберёмся подробнее:

  1. Безусловный рефлекс – это врожденная реакция, присущая организму, всегда осуществляемая при воздействии определенного раздражителя.

Примеры: сосательный рефлекс у младенца, сужение зрачка на свету, слюноотделение при раздражении рецепторов во рту и т.д.

  1. Безусловный стимул (Б.С.) = безусловный раздражитель, и тесно связан с безусловным рефлексом. Б.С. – это то, что вызывает безусловную реакцию организма.

Примеры: свет, направленный на зрачок, еда, попадающая в рот и раздражающая рецепторы.

  1. Подкрепление (в целом) – это какое-либо воздействие, увеличивающее вероятность повторения той или иной поведенческой реакции. Существуют разные виды подкрепления, но конкретно безусловное подкрепление (первичное) – это вид, чаще всего обусловленный эволюцией, непосредственно связанный с удовлетворением конкретных потребностей.

Примеры: физически комфорт (сон), воздух, еда и секс.

– Верна ли следующая формула формирования условного рефлекса?Условный раздражитель или стимул + безусловный… Читать дальше

Почему, так называемую, теорию эволюции невозможно объяснить без нагромождения других теорий и словоблудия?

Потому что все люди, которые являются профессионалами в науке вообще и в биологии в частности, то есть, в отличие от вас, понимающие, что именно может считаться доказательствами того или иного утверждения, сочли, что только теория эволюции объясняет то огромное множество наблюдений, которые накопились в настоящий момент в биологии.

“Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции”, как сказал один православный.

Среди отрицателей же эволюции биологов единицы, а невежд миллионы. Поэтому ничего не стоят их слова про “бездоказательность”, про “ошибочность”, про “опровергнутость” – они мало того, что не понимают ничего в обсуждаемом вопросе, так еще и никаких альтернативных объяснений, выдерживающих хоть какую-то критику, предложить не в состоянии.

Вот и вышло, что теория эволюции на коне, а отрицатели эволюции на дне.

Прочитать ещё 6 ответов

Как влияют на поведение человека безусловные и условные рефлексы?

Editor. Writer. Perfumer arter. Travel. Road&bike. See. Calm

Безусловные рефлексы заложены с рождения, они обеспечивают приспособление вида к определенным стабильным условиям. Условные рефлексы – приобретенные, они помогают приспособиться к социуму и к изменяющимся условиям (например, переходить дорогу только на зеленый свет для пешеходов, мыть руки перед едой и т.п.). Основное поведение человека определяется совокупностью этих рефлексов, многие действия происходят инстинктивно, на уровне подсознания.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему в России и США по-разному понимают явление вежливости?

Научный сотрудник ВШЭ, к.ф.н, автор канала “Лингвоед”  · t.me/lingvoed

Согласно теории речевых актов, любое высказывание можно разделить на три составляющие: локуция (последовательность языковых знаков), иллокуция (намерение говорящего) и перлокуция (эффект, который произвело высказывание).

Чем больше я погружаюсь в теорию вежливости и речевого этикета, тем яснее предстаёт разница в подходе русскоязычных и западных лингвистов. Наши в большинстве своём сосредоточены на иллокутивном наполнении вежливости: подходит ли сказанная фраза конкретной этикетной ситуации, учтены ли статусы общающихся и, если нет, то что же всем этим хотел выразить автор?

Западные же лингвисты увлечены, в первую очередь, перлокутивным эффектом: к каким результатам приводит высказывание, почему фраза может восприниматься в качестве агрессии в одной социальной группе и варианта нормы в другом, в какой момент зарождается агрессия в межкультурном общении. Мне кажется, эта граница проходит не только в методологии исследований коммуникации и прагматики, но и в мировоззрении и менталитете.

Конфликты с американским профессором, в речи которого студенты расслышали n-word вместо китайского слова этот (那个), или гонщиком Формулы-1, который одним неосторожным высказыванием настроил против себя целое государство, обрели значимость только при возникновении негативного перлокутивного эффекта. Если бы не было столь острой реакции, то общество спокойно прошло мимо.

В нашем же языковом и культурном контексте Дзюбу отстраняют от игр сборной и лишают капитанской повязки, а Скипского возвращают на экраны телевизоров просто потому, что для общества весьма очевидны намерения первого (и потому особенно обидны), и не совсем ясны мотивы второго (а потому всякое бывает). При этом совершенно не учитывается тот перлокутивный эффект, который у действий Скипского ощутимо сильнее (кого вообще мог задеть своим перформансом Дзюба?).

Из этих систем координат сложно выбрать одну мировоззренческую. Но вот методологически мне интереснее разглядывать вежливость под линзой перлокутивного подхода. Слишком уж понятнм и простым кажется поиск цели высказывания автора. Белых пятен тут почти не осталось.

Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным и приобретенным?

Editor. Writer. Perfumer arter. Travel. Road&bike. See. Calm

Врожденное поведение передается из поколения в поколение, оно “запрограммировано” генетически и не меняется. Это безусловные рефлексы, инстинкты (сосание у младенца, например). Такое поведение обеспечивает приспособление к постоянным условиям среды.

Приобретенное поведение – это реакции, благодаря которым животное или человек приспосабливается к изменяющимся условиям, к жизни в социуме. Самая простая форма – условный рефлекс. Из цепочки условных рефлексов складывается динамический стереотип. Самая сложная форма приобретенного поведения – рассудочная деятельность.

Источник

Рефлекс — реакция организма на раздражитель с участием нервной системы.

Безусловные рефлексы (врожденные рефлексы) — постоянные врожденные реакции организма на определенные изменения окружающей среды, осуществляемые при участии нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.

Термин ввел И. П. Павлов.

Классификация безусловных рефлексов

по степени сложности:

  • простые (отдергивание руки от горячего);

  • сложные (поддержание гомеостаза при повышении концентрации углекислого газа в крови путем учащения дыхания);

по виду реакции:

  • пищевые (слюноотделительный рефлекс);

  • половые (половая охота, эрекция);

  • оборонительные (защита руками головы при надвигающемся ударе);

  • ориентировочно-исследовательские (поворачивание головы на громкий звук);

по отношению животного к раздражителю:

  • биологически положительные (поиск пищи по запаху);

  • биологически отрицательные (убегание от источника шума).

Большинство безусловных рефлексов могут возникать без участия коры больших полушарий и подкорковых ядер. Однако, деятельность центров безусловных рефлексов (например, слюноотделительного и дыхательного центров  в продолговатом мозге) находится под контролем коры больших полушарий.

Простейшие дуги безусловных рефлексах замыкаются в спинном мозге, реже — в подкорковых ганглиях. 

Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3 — 4 месяцев, а сосательный рефлекс — к 4 годам.

Ориентировочный рефлекс — это реакция организма на сильный внешний раздражитель, затрагивающая множество физиологических функций.

В отличие от других безусловных рефлексов ориентировочный рефлекс угасает при повторных применениях стимула.

Биологическое значение ориентировочного рефлекса: активное восприятие всеми анализаторами внешнего раздражителя. Таким образом ориентировочный рефлекс носит жизнесберегающий характер. Внешне ориентировочная реакция, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?», проявляется у животного в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы в сторону стимула. 

Условные (приобретенные) рефлексы — реакции организма на определенные изменения окружающей среды, приобретенные в течение жизни.

Биологический смысл условного рефлекса состоит в том, чтобы перевести нейтральные внешние раздражители в значимые сигналы, подстраивающие поведение организма под конкретную ситуацию. 

Для возникновения условного рефлекса необходимо многократное совпадение во времени условного и безусловного раздражителя, причем условный раздражитель должен предшествовать безусловному. Например, человек видит лимон (условный раздражитель), затем человек ощущает кислый вкус (безусловный раздражитель), и у него усиливается слюноотделение. При многократном повторении сочетания лимона, вкуса и слюноотделения появляется временная связь между очагом возбуждения в зрительном центре на лимон и центром слюноотделения.

Первая стадия формирования любого условного рефлекса сводится к безусловному ориентировочному рефлексу.

Условные рефлексы:

  • натуральные (естественные) рефлексы: вырабатываются на естественные своиства безусловных раздражителей (например, запах или вид пищи), не нуждаются в постоянном подкреплении; 

  • искусственные рефлексы: на безразличные искусственные сочетания раздражителей (например, звонок и принятие пищи), нуждаются в постоянном подкреплении.

Условные рефлексы:

  • положительные рефлексы —  условные рефлексы, в динамике которых проявляется активность организма в виде двигательных или секреторных реакций;

  • отрицательные (тормозные) рефлексы — условные рефлексы, связанные с угнетением двигательных или секреторных реакций (например, при условном раздражителе в виде команды «Смирно!» вызывается деятельность мышц, обусловливающих стояние в определенном положении и торможение других условных двигательных реакций, которые осуществлялись до этой команды (ходьба, бег и т.п.).

В процессе приспособления организма к изменяющимся условиям среды оба вида рефлексов тесно взаимосвязаны, так как проявление одного вида деятельности сочетается с угнетением других видов. Например, при оборонительных двигательных условных рефлексах тормозятся условные пищевые реакции.

Дисциплинированность связана с одновременным сочетанием положительных и отрицательных (тормозных) условных рефлексов. Например, при выполнении некоторых физических упражнений (прыжки в воду с вышки, гимнастическое сальто и др.) для подавления реакций самосохранения и чувства страха требуется торможение сильнейших отрицательных оборонительных условных рефлексов.

Сравнение безусловных и условных рефлексов

Безусловные рефлексыУсловные рефлексы
врожденныеформируются в течение жизни
видовые (у всех особей данного вида)индивидуальные
имеют постоянные рефлекторные дуги (сохраняются в течение всей жизни), но сами могут проявляться только в определенный период жизни (например, хватательный рефлекс новорожденных)имеют временные рефлекторные дуги (в течение жизни могут изменяться)
рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или низших отделах головного мозгавременные рефлекторные дуги образуются в коре и подкорковых ядрах больших полушарий
 являются базой для формирования условных рефлексовформируются на базе безусловных рефлексов; без подкрепления со временем угасают
 способствуют сохранению жизниимеют адаптивное значение

Механизм образования условных рефлексов

Условно-рефлекторный механизм лежит в основе формирования любого приобретенного навыка, в основе процесса обучения.

Механизм развития условных рефлексов строится на образовании новых связей между вставочными (ассоциативными) нейронами коры и подкорковых ядер больших полушарий головного мозга. 

Смысл развития условного рефлекса сводится к превращению незначимого сигнала в значимый сигнал путем многократного сочетания его появления со значимым безусловным стимулом (пищей, наказанием и т.п.). 

Работу любого органа можно изменить с помощью условного рефлекса. 

Физиологический механизм, лежащий в основе условного рефлекса:

  1. Появление очага возбуждения в коре больших полушарий, вызванного более слабым условным стимулом (включение лампочки).

  2. Появление очага возбуждения, связанного с сильным безусловным стимулом (получение лакомства).

  3. После нескольких повторений сочетания условного и безусловного сигналов возникает временная связь между двумя очагами возбуждения: от очага, вызванного условным стимулом, к очагу, вызванному безусловным стимулом.

  4. В результате действие только условного стимула теперь приводит к реакции, вызываемой ранее безусловным стимулом.

Мочеиспускание это условный рефлекс или безусловный

Рис. Формирование условного рефлекса:

А – безусловный пищевой рефлекс;

Б – ориентировочный рефлекс на свет лампочки;

В – выработка условного рефлекса;

Г – проявление условного рефлекса.

Для образования условного рефлекса необходимо соблюдение следующих правил:

  • раздражитель, будущий условный (сигнальный), должен иметь достаточную силу для возбуждения определенных рецепторов;

  • условный раздражитель должен несколько предшествовать, либо предъявляться одновременно с безусловным стимулом;

  • условный раздражитель должен быть слабее безусловного;

  • отсутствие сильных посторонних раздражителей;

  • отсутствие значительных патологических процессов в организме.

При соблюдении указанных условий практически на любой стимул можно выработать условный рефлекс.

Мочеиспускание это условный рефлекс или безусловный

Рис. Сторожевые пограничные собаки в ожидании своей очереди на получение пищи. 

Финская школа сторожевых собак.

Источник

Сейчас вы прочитаете увлекательную статью, в которой узнаете какие бывают рефлексы и что от них зависит. О некоторых вещах, вы, возможно и не задумывались 🙂

Рефлексы подразделяются на Безусловные и Условные. Начнем с безусловных.

Безусловные рефлексы (по-другому “врожденные”) – это рефлексы, рефлекторные дуги* которых уже сформированы к моменту рождения. Они постоянны.

  • Центры безусловных рефлексов находятся в спинном мозге в стволе головного мозга и больших полушариях ( в подкорковых структурах).

По-другому, это те рефлексы с которыми мы родились , которые всегда были с нами.

*Рефлекторная дуга – объединение нейронов, обеспечивающее проявление рефлексов

Безусловные рефлексы бывают нескольких видов :

1. Витальные – это те, которые обеспечивают нашу жизнь (мочеиспускание, дыхание)

2. Коммуникативные/ролевые (половой рефлекс, материнский инстинкт,рефлекс сопереживания)

3. Саморазвития – самотренировка организма :

а)игровой рефлекс

б) имитационный рефлекс (подражания)

в) исследовательский рефлекс (сканирование нервной системой окружающей среды, поиск нового)

4. Ориентировочный рефлекс –“Что такое?” или рефлекс новизны.Повышенное внимание , настораживание , поворот головы и туловища в сторону нового раздражителя. При повторении раздражителя теряет качество новизны и ориентировочный рефлекс угасает. (Например, когда кто-то входит в кабинет – вы смотрите на дверь , чтобы узнать кто вошел, но если в кабинет будет постоянно кто-то заходить, вы постепенно перестанете обращать внимание на это)

Условные рефлексы (по-другому “приобретенные”) -рефлексы, рефлекторные дуги которых формируются в течении жизни в зависимости от условий.

  • Центры условных рефлексов находятся в коре головного мозга
  • Условные рефлексы непостоянны : формируются в зависимости от условий и угасают вплоть до исчезновения, если условия меняются (за исключением условных рефлексов, доведенных до автоматизма)
  • Все условные рефлексы всегда формируются на базе безусловных рефлексов. При формировании условных рефлексов необходимо соблюдать правила.

1. Действие условного раздражителя необходимо подкрепить безусловными, при этом устанавливается новая нервная связь между центром условного рефлекса в коре и центром безусловного рефлекса в подкорковых структурах

2. Многократное повторение этих сочетаний : в начале эта связь очень слабая, но при многократных повторениях она укрепляется и становится настолько крепкой, что при включении условного рефлекса без безусловного раздражителя рефлекс будет осуществлен. Условный рефлекс, выработанный на базе безусловного называется – условный рефлекс 1го порядка.

Торможение условных рефлексов:

Торможение условных рефлексов- это снижение активности условных рефлексов

1. Внешнее/безусловное торможение

Если во время выработки условного рефлекса или во время его проявления появился внешний новый раздражитель, то условный рефлекс затормаживается потому что внешний раздражитель вызывает безусловный ориентировочный рефлекс , который разрушает условно-рефлекторную связь и условный рефлекс прерывается

2. Угасательное торможение

формируется при отсутствии повторения условного рефлекса ( например, если 20 лет не ездить на коньках , если этот рефлекс не доведен до автоматизма, он пропадет)

3.Запредельное торможение

Проявляется ,когда действует раздражитель чрезвычайной силы, который вызывает перенапряжение нервной системы, то нервная система чтобы не перенапрягаться затормаживается и информация о чрезвычайном раздражителе нервной системы блокируется (Это можно понять на примере бытовой ссоры. Если человек V кричит на человека N, то человек N просто напросто не запомнит то, о чем ему кричал человек V)

Надеюсь, эта статья была вам полезна, спасибо за внимание!

Источник