К контролируемому мочеиспусканию ребенка можно приучать

Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.
Важные факторы
Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:
- Насколько развит мозг ребенка (его кора).
- Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
- Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.
Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.
Раннее приучение или выработка рефлекса?
По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».
Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.
Рефлекс выглядит как «слова родителей – наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.
Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».
Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.
В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?
Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Доктор не отрицает, что некоторые удачи в контроле мочеиспусканий возможны и намного раньше, однако большинству родителей стоит ожидать стойких успехов в «общении» с горшком не раньше двухлетнего возраста.
Нормы, установленные специалистами
В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:
- Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
- Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
- Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.
На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.
О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Признаки готовности ребенка к приучению к горшку
Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:
- Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
- У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
- Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
- Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
- Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
- Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
- Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
- Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.
Как приучать: основные принципы
Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.
Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.
Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.
Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.
Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.
Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.
Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.
Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.
Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.
Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.
Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.
Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.
Источник
Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)
Диагностика: Трудности приучения ребенка к горшку
|
22-05-2017, 22:21
|
Трудности приучения ребенка к горшкуС самого момента рождения дети не способны контролировать деятельность кишечника и мочевого пузыря – процесс контроля развивается примерно через 3 года (в возрасте 2-5 лет). Очень мало детей достигают способности контроля до 2-летнего возраста, и также лишь у немногих детей какие-либо нарушения могут оставаться после 5-летнего возраста (исключением могут быть редкие несчастные случаи).
В этих возрастных пределах время и порядок, когда ребенок овладевает навыками использования горшка, могут значительно варьироваться. У здоровых детей редко встречаются тяжелые расстройства, которые могут вызывать нарушение или задержку способности контроля кишечника и мочевого пузыря. Как правило такие проблемы со временем разрешаются самостоятельно и при наличии терпения со стороны взрослых.
Если же способность ребенка контролировать деятельность кишечника и мочевого пузыря вызывает какое-либо беспокойство, следует обратиться к представленной ниже карте первичной диагностики.
Развитие способности контроля дефекации и мочеиспускания у детей
Контроль процесса дефекации и мочеиспускания у ребенка зависит от его способности чувствовать степень наполнения прямой кишки и мочевого пузыря и по желанию сдерживать или опорожнять их содержимое. У многих детей такая способность развивается к 3-му году жизни. Большинство детей обретают способность надежно контролировать деятельность кишечника и мочевого пузыря в дневное время (время бодрствования) в возрасте 1,5-3 года, однако при этом могут происходить «несчастные случаи» (особенно мочеиспускание). Контроль за процессом мочеиспускания в ночное время развивается у детей в возрасте 2,5-3,5 лет, при этом регулярное мочеиспускание во время сна часто встречается у большинства детей в возрасте до 5 лет, а периодически может происходить и в более старшем возрасте.
Карта первичной диагностики при трудностях приучения ребенка к горшку
1. Ребенок младше 2 лет?
– Да – Незрелость механизмов контроля деятельности кишечника и мочевого пузыря у большинства детей в этом возрасте не дает ребенку возможность сдерживать непроизвольную дефекацию и мочеиспускание.
Рекомендации: Оказывать влияние на развитие ребенка в этом аспекте практически невозможно. Можно использовать рекомендации, представленные в статье «Приучение ребенка к горшку».
– Нет – см пункт 2.
2. Ребенок когда-нибудь был способен контролировать акт дефекации?
– Да – см пункт 3.
– Нет – см пункт 6.
3. Есть беспокойство по поводу того, что ребенок недостаточно контролирует деятельность кишечника?
– Да – см пункт 4.
– Нет – см пункт 5.
4. У ребенка жидкий стул, который часто пачкает нижнее белье?
– Да – Подобное нарушение может быть вызвано закупоркой прямой кишки твердыми каловыми массами, в результате чего жидкая часть кала просачивается наружу. Подобное нарушение может появиться в результате эмоционального расстройства. В этом случае следует обратиться к врачу, который, скорее всего, даст соответствующие рекомендации по питанию (рацион ребенка должен содержать много свежих овощей и фруктов), а также назначит слабительные средства. При этом ребенок должен наблюдаться у врача примерно 1 месяц. Если же у врача появятся подозрения на какие-либо эмоциональные расстройства у ребенка, он направит его к соответствующему специалисту.
– Нет – Потеря навыка использования горшка как правило имеет эмоциональную причину – таким образом ребенок на подсознательном уровне требует к себе внимание. Подобное поведение может быть результатом беспокойства (например, напряженная обстановка в семье или появление второго ребенка). В этом случае необходимо обратиться к врачу, который проведет тщательную диагностику с целью исключения какого-либо заболевания. Скорее всего врач посоветует не предпринимать каких-либо серьезных действий, кроме как обеспечить ребенку возможность пользоваться горшком (или туалетом). Если примерно через 1-2 недели проблема не решиться, врач может направить ребенка к соответствующему специалисту.
5. Ребенка пытались приучить к горшку на протяжение года и более?
– Да – Запоздалая способность контролировать акт дефекации вряд ли вызвано каким-либо заболеванием. Скорее всего это своего рода протест ребенка в ответ на попытки взрослых насильно приучить его к горшку. В этом случае следует обратиться к врачу, который должен осмотреть ребенка и дать соответствующие рекомендации, которые помогут преодолеть нежелание ребенка пользоваться горшком.
– Нет – см пункт 6.
6. Ребенок мочится днем в штанишки?
– Да – см пункт 7.
– Нет – см пункт 8.
7. Ребенок младше 3 лет?
– Да – Способность надежно контролировать и управлять в дневное время дефекацией и мочеиспусканием в этом возрасте встречается очень редко. Даже если ребенок большую часть времени все еще находится в подгузниках, об этом не стоит беспокоиться.
Рекомендации: Можно использовать советы, представленные в статье «Приучение ребенка к горшку». Желательно, чтобы у ребенка была возможность наблюдать, как окружающие (особенно дети) пользуются туалетом или горшком: большинство детей стараются подражать окружающим, что ускорит процесс обучения.
– Нет – Задержка развития способности контроля дефекации и мочеиспускания в дневное время вряд ли является признаком заболевания. Тем не менее в этом случае рекомендуется обратиться по этому поводу к врачу, чтобы он успокоил ребенка, а также дал взрослым советы, как лучше поступать в таких ситуациях. Врач должен осмотреть ребенка и взять анализ мочи (c целью исключения инфекции мочевыводящих путей). Если заболевание не обнаружится, врач скорее всего порекомендует продолжать регулярно сажать ребенка на горшок, но при этом не проявлять беспокойства, которое ребенок очень хорошо чувствует и оно его расстраивает, что значительно задерживает развитие способности управлять кишечником и мочевым пузырем (см статью «Приучение ребенка к горшку»).
8. Ребенку необходимо на ночь подкладывать подгузники?
– Да – см пункт 9.
– Нет – Если данная карта первичной диагностики не помогла в постановке диагноза, необходимо обратиться к врачу.
9. Ребенок просыпался сухим в течение недели и более?
– Да – Воспаление мочевыводящих путей может являться причиной ночных мочеиспусканий у ребенка, который ранее просыпался сухим. В этом случае необходимо обратиться к врачу, который проведет соответствующую диагностику. В случае обнаружения у ребенка инфекции мочевыводящих путей, врач назначит лечение (антибактериальную терапию, обильное питье и др). Если же инфекции не обнаружится, врач поможет в поиске возможной эмоциональной причиной нарушения.
– Нет – см пункт 10.
10. Ребенок младше 5 лет?
– Да – Недостаточный контроль за деятельностью мочевого пузыря по ночам часто встречается среди детей младше 5-летнего возраста. Это не должно вызывать беспокойство. Даже в более старшем возрасте очень много детей периодически мочатся в кровать.
Рекомендации: Лучшая помощь ребенку в этой ситуации – не проявлять беспокойство. Если ребенку все еще нужно подкладывать на ночь подгузники, следует продолжать это делать, пока он не начнет часто просыпаться сухим. Если ребенок спит уже без подгузников, при этом периодически мочится в кровать, можно попробовать сажать его на горшок перед сном. Если при этом все равно произошел «несчастный случай», не следует ругать ребенка, а просто поменять ему постельное белье и пижаму. Вероятнее всего, что ребенок, как и взрослые, тоже расстроен своим энурезом и сам желает от него избавится.
– Нет – Энурез (регулярное мочеиспускание во время сна) редко обусловлено каким-либо заболеванием. Несмотря на это, данную проблему следует обсудить с врачом. Большинство детей переживают из-за того, что они мочатся во время сна. Тем не менее их следует успокаивать и объяснять, что скоро эта проблема исчезнет (см статью «Приучение ребенка к горшку»).
Источник
Вы на канале многодетной мамы. Меня зовут Наталья, и здесь я делюсь своим опытом материнства и женского развития, а иногда просто мыслями.
Хотела я тут написать статьи о том, почему наша дочь обходится без горшка и подгузников в свои неполные два с половиной года… Мне казалось, что факт о том, что ребёнка можно (и нужно) растить без подгузников уже ни для кого не секрет…
Но тут я наткнулась на утверждение, что оказывается “сознательный контроль мочеиспускания развивается у детей только годам к двум“. Виртуозно этой техникой деть овладевает к трём (!) годам. И все это, якобы связано с созреванием соответствующих отделов мозга.
Это наша младшая дочь. Ей почти 2,5 года и она успешно обходится без подгузников
Так вот, дорогие мамы, спешу вас разочаровать – контроль мочеиспускания у ребёнка напрямую связан с активностью использования подгузников.
Если вы с рождения не используете памперсы, то уже на второй неделе вы заметите, что ребёнок какое-то время сигналит и терпит.
Ну а если подгузники ваши лучшие друзья, то и в три года не факт, что ребёнок научится управлять сфинктерами.
Как же все это работает
На самом деле ребёнок с рождения подаёт сигналы о том, что хочет в туалет. У разных деток это выражается по-разному: кто-то начинает ехать, кто-то кряхтит, кто-то плачет. Но все дети сигналит перед тем как сходить под себя.
Они все прекрасно чувствуют и даже осознают на своём уровне.
А вот, что будет дальше, зависит от взрослых. Если поддерживать ребёнка, учиться различать его сигналы, реагировать на них своевременно, сонастраиваться с малышом, то и ребёнок постепенно учится подавать все более понятные сигналы и даже терпеть.
Наша дочь с трех месяцев прекрасно могла потерпеть до дома с туалетом.
И это не единичный пример. Знаю множество мам, которые вырастили не одного ребёнка без подгузников и все чудесно сообщали о потребностях и терпели, когда того требовала ситуация.
Дочери тут 3 месяца, примерно с этого возраста с прогулок она стабильно возвращается сухая
Если же на ребёнка надевают подгузник, надобность управлять своим телом отпадает
Это происходит не одномоментно. Сначала ребёнок продолжает сигналить. Но постепенно делает это все меньше. И у него действительно атрофируются нейронные связи, отвечающие за контроль сфинктеров.
Без подгузника у ребёнка укрепляется причинно-следственная связь: дискомфорт – скоро будет мокро. А с подгузников такая связь не формируется. Скорее наоборот формируется связь: дискомфорт – надо расслабиться и все будет ок.
Как итог – ребёнку в 2 года действительно тяжело даётся сознательный контроль мочеиспускания. И да в таком случае вероятность промахов до 3-5 лет – это, увы, норма.
Ребёнку приходится заново выстраивать нейронные связи, заново учиться чувствовать свое тело, его позывы и заново учиться контролировать себя.
Да, подгузники – это удобно
Удобно для родителя, но не для ребёнка.
И в целом, конечно, я призываю отказаться от подгузников как можно раньше. А лучше и вовсе их не использовать без крайней на то необходимости.
Я не фанат крайностей и понимаю, что случаи бывают разные, но дома и на прогулку точно можно обходиться без подгузников.
А ещё я понимаю, что у многих есть страх мокрых луж, полов, ковров, мебели, одежды и т.п.
Я прекрасно вижу, что весь маркетинг вокруг подгузников выстроен так, что с ранних лет в голову девочкам вкладывается, что подгузник – это норма, что без него жизнь ужасна, неудобна, что подгузник – это благо и великое изобретение человечества. Нас убеждают, что от них только польза и никакого вреда.
Но я вам очень рекомендую просто купить пачку взрослых подгузников и использовать их хотя бы недельку. Вот также, как используете в отношении детей. Мне, кажется, такой эксперимент принесет много открытий.
Спасибо за внимание и ваши пальцы вверх ????????
Ещё интересные статьи:
Почему стоит отказаться от одноразовых подгузников
Ребёнок пошёл в сад и заболел
Ключквые ошибки в воспитании детей
Подписаться на канал
Источник