Если у ребенка ложные позывы к мочеиспусканию
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Частое мочеиспускание у ребёнка – это не редкость. Иногда это является признаком того, что он выпил слишком много жидкости или наелся дыни/арбуза либо сочных ягод. Поэтому не нужно сразу начинать паниковать, если походы ребёнка в туалет участились, но всё-таки необходимо учитывать, что это может оказаться признаком серьёзной болезни.
[1], [2], [3]
Эпидемиология
Следует указать статистику частоты мочеиспускания у малышей разных возрастов:
- младенец в первые 5-7 дней своей жизни мочится примерно 4-5 раз за день;
- малыши до 6-ти месяцев мочатся гораздо больше – около 15-20 раз;
- в период 6-12-ти месяцев этот показатель снижается до максимум 15-ти раз;
- в возрасте 1-3-х лет опорожнения происходят около 10-ти раз за день;
- в возрасте 3-6-ти лет – около 6-8-ми раз;
- в возрасте 6-9-ти лет – около 5-6-ти раз;
- дети 9+ лет мочатся максимум 5-6 раз за день.
Также статистика показывает, что примерно у 20% малышей в возрасте младше 5-ти лет наблюдается учащённое мочеиспускание.
[4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11]
Причины частого мочеиспускания у ребенка
Причинами учащения мочеиспускания у ребёнка могут оказаться такие факторы:
- переизбыток жидкости, которую пьёт ребёнок;
- сахарный диабет;
- приём мочегонных средств, к примеру, таких, как фуросемид;
- инфекционные заболевания мочеполовых органов – таких, как нефрит, цистит, уретрит;
- развитие каких-либо вирусных респираторных болезней;
- стрессовое состояние, невроз.
[12], [13], [14], [15]
Симптомы частого мочеиспускания у ребенка
Одного лишь учащения мочеиспускания недостаточно, чтобы предположить, что у ребёнка имеются проблемы. Сначала следует некоторое время понаблюдать за ним, потому как, если эта проблема возникла вследствие какой-либо патологии, она будет сопровождаться прочими симптомами:
- при мочеиспускании ощущается боль – в таком случае дети старшего возраста пожалуются на это сами, а совсем маленькие могут морщиться и кряхтеть или даже плакать;
- ощущение ложных позывов – когда ребёнок пытается сходить в туалет спустя короткий промежуток времени после предыдущего посещения, а мочи в мочевике при этом нет. Это обычно является признаком цистита;
- болевые ощущения в животе либо поясничной области. Старшие дети указывают болезненное место сами, а малыши обычно морщатся от боли, сучат ногами, плачут. Если боль в области поясницы сопровождается повышением температуры, то это признак расстройства почек;
- появление мешков и отёков под глазами – это симптом того, что имеются проблемы с оттоком жидкости из организма. Встречается при пиелонефрите;
- моча становится мутной либо имеет примесь крови – это симптом, свидетельствующий о наличии проблем с почечной фильтрацией, что свидетельствует о развитии гломерулонефрита.
Частое мочеиспускание у детей с болью и без боли
В случае учащения ежедневных опорожнений мочевого пузыря, которые происходят без появления болевых ощущений, а ребёнок при этом не имеет проблем с ночным сном, его температура находится в пределах нормы, а также не имеется никаких сопровождающих проявлений – это значит, что причиной расстройства является повышенное нервное возбуждение.
Учащение мочеиспускания, сопровождающееся болью, является признаком цистита. При острой форме заболевания эти симптомы проявляются резко и внезапно, помимо боли и учащения мочеиспускания ребёнок также мочится маленькими порциями. Кроме этого возможно появление ложных позывов к опорожнению – в этих случаях ребёнок хочет помочиться, но не может. Эти позывы тоже сопровождаются болевыми ощущениями.
[16], [17], [18]
Частое мочеиспускание у детей ночью
Частое мочеиспускание у ребёнка по ночам может быть следствием развития несахарной формы диабета, а кроме этого повреждения спинного мозга или ослабления стенок мочевика.
Жажда и частое мочеиспускание у ребенка
Если у малыша кроме учащения мочевыделения наблюдается сильная жажда, то это, вероятнее всего, проявления сахарного диабета. Вследствие выведения из организма большого количества жидкости происходит его обезвоживание. Развитие диабета 2-го типа сопровождается появлением заболеваний мочевыделительной системы и воспалением мочевого пузыря.
Боль в животе и частое мочеиспускание у ребенка
При любой патологии, затрагивающей мочевыводящие органы, наблюдается учащение мочеиспускания. Кроме этого может возникать боль в животе либо спине. Если помимо вышеуказанных симптомов ребёнок ощущает озноб, у него повышается температура и потоотделение – это может быть свидетельством развития почечной патологии.
[19], [20]
Частое мочеиспускание маленькими порциями у ребенка
При стрессовом состоянии или перевозбуждении у человека происходит выброс адреналина, который одновременно усиливает выработку мочи и увеличивает возбудимость мочевого пузыря – вследствие этого ребёнок часто хочет в туалет, но пузырь при этом не полный (в результате опорожнение происходит малыми порциями). Это состояние является временным и исчезает самостоятельно, когда пройдёт стресс.
Понос и частое мочеиспускание у ребенка
Понос может возникать вследствие развития разнообразных эндокринных патологий. Иногда он появляется при сахарном диабете из-за расстройства иннервации кишечных стенок. Сопровождается это состояние также ощущением сильной жажды, учащением мочевыделения, общим чувством слабости, а помимо этого проблемами с чувствительностью конечностей.
[21], [22], [23], [24], [25], [26]
Частое мочеиспускание у грудного ребенка
Учащённое мочевыделение у грудного ребёнка, которое происходит без болевых ощущений, в отдельных случаях может быть связано с имеющейся у его матери хронической патологией мочевыделительных путей или почек.
Синдром дневного частого мочеиспускания у детей
В отдельных случаях у детей внезапно резко учащается дневное мочеиспускание (иногда это может происходить буквально через каждые 10-15 минут), но при этом не отмечается никаких признаков инфекционного процесса в мочевыделительной системе или никтурии, дизурии либо дневного энуреза.
Чаще всего эти признаки возникают примерно в 4-6 лет, когда ребёнок уже научился самостоятельно пользоваться туалетом. Обычно это расстройство наблюдается у мальчиков (у девочек гораздо реже).
Данное нарушение называется поллакиурией либо синдромом дневного учащения у детей. Оно является функциональным, так как не возникает вследствие каких-либо анатомических дефектов.
Обычно эти проявления возникают перед тем, как ребёнок начинать ходить в детсад, либо если у него наблюдается эмоциональный стресс, который в основном развивается в результате семейных проблем.
Таких детей необходимо обследовать для исключения инфекционного процесса в мочевых путях, а помимо этого врачу нужно убедиться, что при мочеиспускании мочевик опорожняется полностью.
В отдельных случаях этот симптом может быть спровоцирован острицами.
Расстройство проходит самостоятельно, его симптомы исчезают спустя 2-3 месяца. Лечение с помощью антихолинергических лекарств лишь в редких случаях даёт результат.
Осложнения и последствия
Инфекционный процесс в мочевыделительных путях (а частое мочеиспускание является одним из признаков заболевания) – это совсем не безобидное нарушение, в особенности, если затрагивается не только нижняя часть системы, но также и почки. Последствием незалеченной патологии может стать гибель примерно 80% клеток в почечной ткани, вследствие чего развивается необратимое расстройство функции почек – почечная недостаточность в хронической форме.
[27], [28], [29], [30], [31], [32], [33]
Диагностика частого мочеиспускания у ребенка
В случае появления тревожных проявлений нужно проконсультироваться с врачом. Сначала следует посетить педиатра, чтобы пройти первичный осмотр, после которого он может отправить ребёнка на консультацию к узкоспециализированным врачам – нефрологу, урологу и пр. После получения результатов обследования и анализов доктор определит причину болезни и назначит необходимое лечение.
[34], [35], [36], [37], [38], [39], [40], [41]
Анализы
Для постановки диагноза могут понадобиться некоторые анализы: моча на общий, а помимо этого посев мочи, а также сбор мочи за сутки на уровень сахара, белка либо соли.
[42], [43], [44], [45], [46], [47], [48], [49], [50]
Инструментальная диагностика
Существует несколько методов инструментальной диагностики. Довольно часто, чтобы определить болезнь, используют УЗИ, с помощью которого проверяют почки и мочевой пузырь.
Также в наши дни актуальным остаётся и осмотр при помощи рентгена. Снимок позволят врачу в деталях рассмотреть местоположение мочевого пузыря с почками. Этот способ также позволяет определить наличие злокачественных образований – например, конкрементов.
Выполняется также процедура микционной цистоуретрографии, при которой через уретру внутрь мочевого пузыря вводится специальное контрастное вещество. Делать это нужно до появления позывов к мочеиспусканию, сделать снимок, а затем ещё один – в момент, когда оно будет происходить. Это позволяет выявить наличие аномалий в мочевом пузыре.
Метод с помощью реноангиографии – в этом случае радиодиагностическое вещество вводится в/в, после чего регистрируется момент его прохождения сквозь почечную систему сосудов. Это позволяет получить так называемую непрямую радиоизотопную реноангиограмму. Благодаря ней появляется возможность дать оценку работе почек и кровотоку в них, а помимо этого мочевыделительному процессу внутри мочеточников.
Сцинтиграфия почек (выполняется статическая и динамическая форма процедуры). При этом больному вводят в/в радиодиагностическое средство, вызывающее радиоактивное излучение от органа, который исследуется. Графическая фиксация происходит при помощи сканеров либо гамма-камер. Далее эти данные обрабатываются на компьютере, после чего их выводят на экран как динамическую либо статическую картинку. Этот способ даёт возможность оценить форму, размеры и местоположение почек, а помимо этого выявить наличие в почке какого-либо образования (к примеру, опухоли либо кисты).
Цистоскопия, при которой используется специальный оптический прибор – цистоскоп. После введения этого аппарата в мочевой пузырь через уретру появляется возможность осмотреть его изнутри. Это позволяет оценить состояние слизистой, осмотреть устья мочеточников, а кроме этого оценить прочие моменты – наличие опухолей, конкрементов, различных инородных тел.
Какие анализы необходимы?
Лечение частого мочеиспускания у ребенка
Так как частое мочеиспускание может быть симптомом очень серьёзного заболевания, для его лечения нужно использовать квалифицированные методы. Большинство патологий, кроме уретрита либо цистита (в этих случаях разрешается амбулаторное лечение под наблюдением лечащего врача), нужно лечить в условиях стационара – это такие заболевания, как впервые обнаруженный сахарный диабет, пиелонефрит и пр. Это позволяет полноценно обследовать больного и постоянно следить за состоянием здоровья.
Лечение должно выполняться в соответствии с поставленным диагнозом, потому как данное нарушение нельзя устранить без воздействия на основную причину его появления.
Лекарства
Для лечения обычно назначают антихолинергические лекарства, но помимо них могут использовать и другие средства. В целом, конкретные ЛС должен подбирать исключительно врач. Существует большое количество препаратов, применяемых для лечения нарушения, в зависимости от его причины:
- в случае воспалительного процесса в мочевыделительных протоках назначаются антибиотики с уросептиками;
- для лечения сахарного диабета – регулярное введение больному инсулина;
- при развитии гломерулонефрита нужно применять цитостатики, гормоны и пр.;
- для устранения синдрома ленивого мочевого пузыря используется комплексное лечение – физиопроцедуры, а также атропин с дриптаном и ноотропные ЛС (такие, как пикамилон и пр.);
- в случае развития невроза назначаются успокоительные.
Антибиотики при частом мочеиспускании у детей
В случае если поставлен диагноз инфекционное воспаление, пациенту назначаются антибиотики. Детям можно принимать исключительно щадящие антибиотики, а также лекарства, изготовляемые на основе растений – это необходимо для минимизации возможности появления побочных эффектов. Следует учитывать, что очень важно пропить полноценный курс, даже если состояние ребёнка улучшилось раньше его окончания.
[51]
Физиотерапевтическое лечение
В случае развития воспалительных патологий качественное воздействие оказывают такие процедуры физиотерапевтического лечения:
- электрофорез, а кроме этого стимуляция;
- процедура ГБО;
- проведение тепловых обработок;
- использование лазерной терапии;
- ультразвук с амплипульсом;
- процедура диадинамотерапии и проч.
Народное лечение
Среди методов народного лечения можно выделить такие:
Можно изготовить чай из вишнёвых стеблей и сушеных кукурузных волос. Принимать его рекомендуется максимально часто, чтобы ускорить выздоровление.
Ещё один способ – чай из берёзовых почек. На 1 стакан кипячёной воды нужно 1-у чайную ложку ингредиента. Настаивать лекарство следует около 2-х часов. Пить настойку нужно 3 раза за день по 0,5 стакана.
По такой же схеме можно заваривать отвар на травах золототысячника со зверобоем (эти ингредиенты нужно добавлять в одинаковом количестве), после чего пить вместо чая.
Чай заваривается также из почек осокоря (на 0,5 л кипячёной воды нужно 2 столовые ложки компонента). Пить чай следует перед завтраком (то есть натощак) в дозировке 100 мл.
Лечить учащённое мочеиспускание можно при помощи отвара из мяты. Для приготовления нужна сухая нарезанная мята (20 г), которую добавляют в кипяток (1,5 л), а затем кипятят ещё около 10-ти минут. Этот отвар требуется пить в дозировке 1 стакан 3 раза за сутки.
Очень действенным считается отвар из нарезанных корней девясила. На 1 стакан кипячёной воды нужно 2 столовые ложки травы. Затем жидкость кипятят на маленьком огне примерно 25 минут и далее оставляют настаиваться на 4 часа. Настойку перед употреблением нужно процедить.
[52], [53], [54], [55], [56], [57], [58], [59]
Лечение травами
Лечить заболевание помогают травяные отвары (с использованием кукурузных рылец и толокнянки). Их следует заваривать, а затем настаивать в термосе.
Хорошо воздействует отвар из шиповника. Ягоды необходимо проварить в течение 7-10-ти минут, а затем и настоять.
Кроме этого в аптеках можно приобрести готовые фито-сборы, применяемые при уролитиазе, уретрите, цистите, а также пиелонефрите.
Оперативное лечение
Если нарушение связано с расстройством функции ЦНС, может быть назначено хирургическое лечение.
Профилактика
Для того, чтобы предупредить развитие болезней, нужна профилактика. Для этого следует регулярно водить ребёнка на осмотры к врачу. Детей младше 1-го года требуется осматривать ежемесячно. Детей 1-3-х лет требуется водить на осмотр каждые 2-3 месяца, а детей от 3-х лет – 1 раз в 5 месяцев.
Профилактической мерой против цистита и прочих заболеваний является недопущение переохлаждения ребёнка. Не позволяйте ему сидеть на холодной поверхности (например, сырой земле). Грудных детей нужно стараться подольше кормить грудью, потому как в мочеполовую систему таких малышей бактерии не попадают.
[60], [61], [62], [63], [64], [65], [66]
Прогноз
Частое мочеиспускание у ребёнка зачастую развивается вследствие заболевания органов мочеполовой системы. Провоцирующими факторами могут быть и другие серьёзные патологии. Поэтому следует подходить к устранению этой проблемы с ответственностью – своевременно отвести ребёнка к врачу и начать необходимое лечение. В этом случае прогноз будет благоприятный. В противном случае возможно развитие серьёзных осложнений.
[67], [68], [69], [70], [71]
Источник
Физическое здоровье ребенка неотделимо от его эмоционального состояния. Возрастающие нагрузки, академический и психосоциальные стрессы приводят к истощению адаптационного резерва и последующему срыву адаптации. В итоге у ребенка снижается способность к самоконтролю. Это мешает нормальному психологическому и социальному развитию. На этом фоне у большинства детей формируются психосоматические проявления (тревога, вегетативный дисбаланс), формируется неадекватная вегетативная регуляция систем органов.1
Клинические проявления дезадаптации представлены тревожными ожиданиями, страхами, беспокойством по мелочам, агрессивностью, неуверенностью и низкой самооценкой, необходимостью постоянной поддержки взрослых, суетливостью, затруднениями при засыпании. Сон становится прерывистым, нарастает утомляемость, снижается концентрация внимания и ухудшается память.
Нарушенная соматовегетативная регуляция может проявляться в жалобах со стороны сердечно-сосудистой или дыхательной систем, которые могут быть изолированы, но чаще это полисистемные жалобы. Например, тахикардия, неприятные ощущения в груди, лабильность артериального давления, дистальный акроцианоз, волны жара и холода, которые могут сочетаться с ощущением затрудненного дыхания или нехватки воздуха, кома в горле, сухостью во рту, аэрофагией, кашлем. Также возможны тошнота, рвота, метеоризм, урчание и боли в животе, запоры и/или поносы. Дезадаптация у детей может проявляться нарушениями терморегуляции (субфебрилитет, озноб) и потоотделения (гипергидроз).
Дезадаптация может проявляться проблемами со стороны мочеполовой системы. В первую очередь учащенным мочеиспусканием и энурезом, которые могут быть главными жалобами при обращении, т.к. они яркие и социально значимые как для ребенка, так и для его родителей, что, в свою очередь, приводит к усилению тревоги.1
Важно, что стресс и тревога могут быть как первичными триггерами нарушений мочеиспускания, так и вторичными на фоне последних. Роль стресса и тревоги в возникновении и персистировании нарушений мочеиспускания у детей активно обсуждается. Однако сложные патогенетические механизмы требуют тщательного уродинамического обследования для выявления причины этих нарушений и подбора патогенетической терапии с учетом того, что само нарушение мочеиспускания является мощным психосоциальным дезадаптирующим стрессором.
Поэтому мероприятия, направленные на повышение стрессоустойчивости ребенка и его адаптационных возможностей, уменьшение тревоги, будут способствовать нормализации гомеостаза и вегетативной регуляции, в том числе акта мочеиспускания. Для этого необходима комплексная терапия с применением лекарственных и немедикаментозных методов лечения и профилактики.1
Среди медикаментозных средств интерес представляют те, которые могут оказывать как анксиолитическое действие, так и благоприятно влиять на регуляцию акта мочеиспускания. Такой полимодальный эффект характерен для препаратов гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). При дефиците ГАМК – основного тормозного нейромедиатора повышается активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси с выбросом адренокортикотропоного гормона (АКТГ), кортизола, адреналина. В итоге происходит сенситизация центральной нервной системы (ЦНС) и вегетативной нервной системы. Этот универсальный механизм активации при стрессах может провоцировать и способствовать персистированию психосоматических нарушений, в том числе нарушений мочеиспускания.2
Учитывая многофакторный механизм нарушения мочеиспускания у детей, в клинической практике может быть рекомендовано применение препарата Пикамилон (никотиноил гамма-аминомасляная кислота). Это ГАМК-ергический препарат с полимодальным влиянием на центральные и периферические ГАМК-ергические механизмы регуляции акта мочеиспускания.
У Пикамилона большой клинический опыт применения. Препарат синтезирован в 1969 году во Всесоюзном НИИ витаминов (Москва, СССР). В клинической практике применяется с 1986 года. У препарата прогнозируемое влияние на организм. Пикамилон быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), проникает через гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) в структуры головного мозга. Распределяется в почках, мышцах и жировой ткани и длительно удерживается в тканях организма.3 Препарат практически не метаболизируется, выводится с мочой в неизмененном виде. Период полувыведения Т1/2 составляет 0,51 ч. Биодоступность – 50-80%. Для Пикамилона характерна низкая токсичность. Малые дозировки препарата делают возможным его применение как в педиатрии, так и в геронтологии, он не вызывает привыкания. Препарат не оказывает тератогенного, эмбриотоксического и канцерогенного действия.
Включение Пикамилона в комплексную терапию благоприятно влияет на детей с нарушениями функций тазовых органов, которые часто сочетаются с высокой активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС). Симпатоадреналовая активация на периферии негативно действует на фазу накопления микционного цикла и релаксацию мышц тазового дна. А учитывая, что у 80% пациентов также отмечается повышенная тревожность, подключение Пикамилона к терапии периферическим α-адреноблокатором доксазозином повышает эффективность последнего, что в целом благоприятно сказывается на терапии и состоянии пациентов.4
Также стоит отметить, что Пикамилон, наряду с вегетотропным и анксиолитическим (противотревожным) действием, оказывает:5-7
- ноотропное действие,
- мягкое психостимулирующее действие, т.к. часто седация мешает процессам обучения детей,
- улучшает кровообращение в сосудах сетчатки и зрительного нерва.
Полимодальное влияние Пикамилона оценивалось в экспериментальных моделях стресса. Было установлено, что препарат:
- корригирует стресс-опосредованную депрессию двигательной и исследовательской активности,
- проявляет анксиолитические свойства,
- оказывает протекторный эффект на модели стресс-индуцированных гастропатий и энтеропатий,
- нормализует фагоцитарную активность нейтрофилов.6
В клинической практике 4-недельное применение Пикамилона у детей и подростков с соматовегетативными проявлениями школьной дезадаптации сопровождалось улучшением процессов мышления, внимания, памяти, речи, устойчивости ЦНС к воздействию неблагоприятных факторов, что в целом благоприятно влияло на обучение и сон детей. При этом важно отметить, что положительное влияние отмечалось уже на 2-3 день от начала терапии.7
Таким образом, применение Пикамилона актуально в терапии дезадаптации и ее клинических проявлений у современных детей и подростков. Препарат способствует:
- снижению или исчезновению чувства тревоги, напряжения, страха, эмоциональной несдержанности,
- восстановлению центральных двигательных и речевых нарушений сосудистого или травматического генеза,
- повышению физической и умственной работоспособности,
- улучшению памяти,
- уменьшению интенсивности и частоты головной боли,
- нормализации сна.7
В педиатрической практике Пикамилон рекомендуется принимать внутрь независимо от приема пищи. Режим дозирования у детей возраст-зависимый:
- детям 3-10 лет – по 20 мг 2 раза в сутки,
- детям старше 10 лет – по 20 мг 3 раза в сутки.
При органических расстройствах мочеиспускания на фоне миелодисплазий:
- детям 3-10 лет – по 20 мг 3 раза в сутки,
- детям 11-15 лет – по 50 мг 2 раза в сутки,
- детям старше 15 лет – по 50 мг 3 раза в сутки.8
Учитывая, что около 30% современных детей и подростков имеют клинически значимую тревогу,9-11 наряду с медикаментозной терапией необходимо применение нелекарственных методов лечения для стойкой и долговременной психосоциальной адаптации. В этой связи рекомендуется следующее:
- обучение ребенка релаксационным техникам без и с применением метода биологической обратной связи (БОС-терапия)
- регулярная физическая активность (она позволит снять напряжение и повысить адаптацию),
- полноценный сон (научить ребенка расслабляться и спать столько часов, сколько требуется организму, ночной сон должен быть непрерывным, чем младше ребенок, тем продолжительнее его ночной сон, и также необходим дневной сон),
- полноценное питание в соответствии с потребностями,
- немедикаментозная психологическая поддержка (психотерапия, работа с психологом, обучение навыкам управления эмоциями и стрессом).2
И в заключение хотелось бы еще раз отметить, что не только академический стресс является причиной тревожных расстройств у детей. Наиболее часто дезадаптирующие факторы – это:
- хронические конфликты в семье, агрессивность отца и развод родителей,
- школьные дидактогении и конфликты с учителями,
- конфликты со сверстниками, в т.ч. связанные с восприятием собственного заболевания и отношения к его ярким фенотипическим проявлениям (астеническое телосложение, деформация грудины, сутулость и т.п.) со стороны сверстников,
- социальная изоляция.
Последствия стрессов и тревожных расстройств проявляются в виде трудностей адаптации в обществе, в нарушении развития когнитивной и поведенческой сферы, неуспеваемости в школе. Все это долгосрочные последствия и приводят в будущем к отсутствию профессиональных достижений и несостоятельности.12 Понимание, что головной мозг – центральный орган восприятия и реакции на стресс, определяет эффективность терапии и позволяет снизить бремя дезадаптации у современных детей и подростков.
Список литературы
1. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В., Котова О.В. Алгоритм диагностики, лечения и профилактики стресса и стресс-связанных расстройств у детей и подростков // Вопросы практической педиатрии. 2014. Т. 9. № 6. С. 3.
2. Акарачкова Е.С., Котова О.В., Вершинина С.В., Рябоконь И.В. Стресс и расстройства адаптации // Лечащий врач. №6. С. 61-67.
3. РЛС фармакологические свойства https://www.rlsnet.ru/mnn_index_id_2371.htm
4. Вишневский Е.Л., Лоран О.Б., Гусева Н.Б., Никитин С.С. Особенности нейрогуморальной регуляции у детей с сочетанными нарушениями функций тазовых органов// Урология. № 6. 2013.
5. Ершов И. Н. Исследование эндотелио- и кардиопротективного эффекта пикамилона и депакина энтерика: Автореф. дис. – Курск. 2009. 24 с.
6. Ершов И. Н., Лучкина Е. В., Покровский М. В., Покровская Т. Г. Исследование эндотелио- и кардиопротективных эффектов ламотриджина, пикамилона и вальпроатов при экспериментальной эндотелиальной дисфункции // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. № 3 (108). С. 50-53.
7. Французова Т.И. Исследование протекторной активности милдроната, даларгина и пикамилона при экспериментальном стрессе: Дис. – Саранск. 2011. 122 с.
8. Марута Н. А. Пикамилон – ноотропный и вазоактивный препарат широкого спектра действия снова на фармацевтическом рынке Украины // Провизор. 2002. № 20.
9. Лукушкина Е.Ф., Погодина Е.В. Причины школьной дезадаптации и ее коррекция. Медвестник. Школа клинициста. Алгоритм https://medvestnik.ru/content/medarticles/Prichiny-shkolnoi-dezadaptacii-i-ee-korrekciya.html
10. Beesdo-Baum K, Knappe S. Developmental epidemiology of anxiety disorders. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am. 2012;21:457-78
11. Merikangas KR, He JP, Burstein M, Swanson SA, Avenevoli S, Cui L, et al. Life prevalence of mental disorders in U.S. adolescents: results from the National Comorbidity Survey Replication–Adolescent Supplement (NCS-A). J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2010;49:980-9
12. Rapee RM, Schniering CA, Hudson JL. Anxiety disorders during childhood and adolescence: origins and treatment. Annu Rev Clin Psychol. 2009;5:311-41
13. Duckworth A.L., Kim B., Tsukayama E. Life stress impairs self-control in early adolescence. Psychol. 2012; 3: 608
Источник