Для земноводных характерны следующие признаки наличие мочевого пузыря
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2008 г.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
8 класс
Задание 1. Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак “+”. В случае исправления знак “+” должен быть продублирован.
Вольвокс относится к организмам:
а) многоклеточным;
б) прокариотическим;
в) колониальным; +
г) симбиотическим.
Корнеплод – это:
а) утолщённый придаточный корень;
б) утолщённый главный корень;
в) утолщённый стебель в основании главного побега;
г) утолщённый стебель в основании главного побега и утолщённое основание главного корня. +
Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:
а) мёртвые; +
б) живые, только их клеточные оболочки одревесневают;
в) живые, только их ядро исчезает;
г) живые, цитоплазма остаётся только около клеточной оболочки.
Семена лука сеют на глубину:
а) б) 0,5 – 1 см.; +
в) 3-4 см.;
г) 8 см.
На рисунке изображено строение шляпочного гриба. Обозначение 1 соответствует:
а) шляпке;
б) микоризе;
в) мицелию; +
г) ножке. +
Баклажан относится к семейству:
а) бобовых;
б) розоцветных;
в) паслёновых; +
г) крестоцветных.
Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;
б) груди; +
в) головогруди;
г) головогруди и брюшка.
В период зимнего покоя в организме животных происходит:
а) увеличивается интенсивность обмена веществ и дыхания;
б) увеличивается содержание воды в тканях;
в) замедляется рост;
г) снижается интенсивность обмена веществ и дыхания. +
Хитин – это:
а) панцирь ракообразных;
б) основа наружного скелета членистоногих; +
в) пигмент в покрове беспозвоночных;
г) составная часть целлюлозы.
Плоские черви:
а) не имеют кровеносной системы, их клетки тела обеспечиваются питательными веществами и кислородом в результате диффузии; +
б) имеют замкнутую кровеносную систему;
в) имеют незамкнутую кровеносную систему;
г) не нуждаются в кровеносной системе, поскольку не имеют органов.
У насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:
а) личинки;
б) куколки; +
в) имаго;
г) имеются все стадии развития.
Пресноводные гидры:
а) передвигаются при помощи щупалец;
б) передвигаются при помощи подошвы;
в) передвигаются при помощи щупалец и подошвы; +
г) не передвигаются.
Регенерация у кишечнополостных происходит благодаря делению:
а) кожно-мускульных клеток;
б) промежуточных клеток; +
в) стрекательных клеток;
г) неклеточного слоя.
Дыхание паразитических круглых червей:
а) осуществляется через всю поверхность кожи;
б) осуществляется благодаря специальным органам дыхания;
в) осуществляется через дыхательные отверстия;
г) бескислородное, кислород в организм не поступает. +
Насекомые с полным превращением:
а) линяют на стадиях личинки; +
б) линяют на стадиях личинки и куколки;
в) линяют на стадиях личинки, куколки, имаго;
г) не линяют.
Сердце насекомых:
а) в виде трубки; +
б) однокамерное;
в) двухкамерное;
г) четырехкамерное.
Придаточные почки побега расположены на:
а) листе или в пазухе листа;
б) листе и междоузлии; +
в) листе и верхушке побега;
г) верхушке побега и в пазухе листа.
Мутовчатое расположение листьев у:
а) вороньего глаза; +
б) одуванчика;
в) подорожника;
г) все верно.
Корни, отрастающие от стебля, называются:
а) боковыми;
б) стержневыми;
в) придаточными; +
д) главными.
Корнеплоды образуются:
а) у георгины, фасоли, моркови;
б) у репы, свеклы, гороха;
в) у свеклы, моркови, редьки; +
г) гороха, картофеля, редиса.
Шизонты малярийного плазмодия образуются в:
а) слюнных железах комара;
б) кишечнике комара;
в) эритроцитах человека; +
г) в желудке комара.
Для полужесткокрылых насекомых характерен ротовой аппарат:
а) колюще-сосущий или лижущий;
б) грызущий;
в) сосущий;
г) колюще-сосущий. +
Шишка хвойных – это:
а) семязачаток;
б) плод;
в) видоизмененный побег; +
г) заросток.
При двойном оплодотворении из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:
а) зародыш;
б) семязачаток;
в) эндосперм; +
г) зигота.
Соцветие, характерное для бобовых – это:
а) простой зонтик и корзинка;
б) колос и метелка;
в) головка и кисть; +
г) щиток и сложный зонтик.
Из перечисленных организмов к классу Саркодовые относятся:
а) стрептококк;
б) хламидомонада;
в) лямблия;
г) амеба дизентерийная. +
Майские жуки после выхода на поверхность земли живут:
а) примерно месяц; +
б) до конца июня;
в) с мая по сентябрь;
г) несколько лет.
Членик ленточного червя называется:
а) сколекс;
б) проглоттида; +
в) паренхима;
г) онкосфера.
Плавательный пузырь имеется у рыб:
а) всех видов;
б) всех видов, кроме хрящевых и рыб ведущих придонный образ жизни; +
в) всех видов, кроме хрящевых и некоторых костных рыб;
г) всех видов, кроме костно-хрящевых.
Возможные соцветия для растений семейства злаков – это:
а) головка, кисть, колос;
б) зонтик, щиток, метелка;
в) сложный колос, метелка, початок; +
г) султан, колос, головка.
Задание 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки “+”. В случае исправлений знак “+” должен быть продублирован.
Для ракообразных характерны следующие признаки:
а) хитиновый покров; +
б) замкнутая кровеносная система;
в) жаберное дыхание; +
г) сегментарное строение тела; +
д) фасеточные глаза. +
Признаками типа Platyhelminthes (плоские черви) являются:
а) билатеральная симметричность; +
б) двуслойное строение тела;
в) трехслойное строение тела; +
г) многоклеточное строение; +
д) наличие целома.
Медузой называется:
а) пелагическая форма коралловых полипов;
б) пелагическая форма гидроидных; +
в) пелагическая форма сцифоидных; +
г) половое поколение кишечнополостных; +
д) бесполое поколение кишечнополостных.
Для земноводных характерны следующие признаки:
а) имеется только легочное дыхание;
б) наличие мочевого пузыря; +
в) продуктом выделения является мочевая кислота;
г) для взрослых особей характерна линька;
д) отсутствие грудной клетки. +
Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:
а) приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха; +
б) приспособиться к возросшей силе тяжести; +
в) выработать механизмы зашиты от высыхания; +
г) изменить характер передвижения; +
д) усложнить органы чувств. +
Задание 3. Задание на определение правильности суждений (поставьте знак “+” около номеров правильных суждений).
Для простейших характерна только водная среда жизни.
Все простейшие, при питании, образуют пищеварительные вакуоли.
Строение личинки многощетинковых кольчатых червей сближает их с плоскими червями.
Все простейшие имеют локомоторные органы, обеспечивающие их активность.
Простейшие размножаются путем продольного и поперечного деления надвое. +
Для грибов характерно вегетативное, бесполое и половое размножение. +
Все простейшие одноклеточные животные.
Листья состоят из листовой пластинки и черешка.
Одним из признаков двудольных растений является отсутствие камбия в стебле, вследствие чего он не может расти в толщину.
Кровеносная система кольчатых червей замкнутая. +
Задание 4. Подберите соответствующий термин для данного определения.
Физиологический процесс, сопровождающийся биосинтезом и распадом органических веществ, обеспечивающий жизнедеятельность организма -____________________________________ (обмен веществ).
Органоид пресноводных простейших, обеспечивающий удаление излишков воды из их организма – ___________________________________ (сократительная вакуоль).
Процесс полового размножения у инфузорий – ______________________ (конъюгация).
Особый вид животной ткани, основной функцией которой является транспорт веществ и их распределение – ___________________________ (кровь).
Особая система органов, часть целома, имеющаяся только у иглокожих -__________________________________ (амбулакральная система).
Задание 5. Решите биологическую задачу.
Представьте, что на Земле исчезли все живые организмы, кроме высших растений. Предположите дальнейшее развитие событий.
Ответ: При оценке ответа на задание следует ориентироваться на следующие принципиальные положения:
живые организмы взаимосвязаны;
жизнь животных, бактерий, грибов зависит от растений – создателей органического вещества;
жизнь растений зависит, в свою очередь, от животных, бактерий и грибов, разрушающих органические вещества до минеральных веществ, необходимых растениям.
Источник
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии для 9 класса.
Часть I .
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 25 (по одному баллу за каждое тестовое задание).
Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
а) наличие хлоропластов;
б) 46 хромосом в клетке;
в) химический состав;
г) наличие пластид.
Богатое энергией вещество (АТФ) образуется в :
а) рибосомах;
б) ядре;
в) межклеточном веществе;
г) митохондриях.
По химическому составу большинство ферментов являются:
а) белками;
б) углеводами;
в) жирами;
г) нуклеиновыми кислотами.
Функции носителей наследственной информации выполняют :
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты.
Аминокислоты – это вещества, образующие:
а) белки;
б) жиры;
в) углеводы;
г) нуклеиновые кислоты.
Из указанных процессов, не относится к процессам биосинтеза образование:
а) белков;
б) углеводов;
в) воды и углекислого газа при дыхании;
г) нуклеиновых кислот.
Из перечисленных продуктов обмена, продуктами выделения являются:
а) белки;
б) углеводы;
в) жиры;
г) углекислый газ и вода.
Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:
а) опорно-двигательная и пищеварительная;
б) кровеносная и дыхательная;
в) нервная и эндокринная;
г) выделительная и покровная.
Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма:
а) анатомия;
б) физиология;
в) гигиена;
г) медицина.
Кровь в аорту поступает из:
а) правого желудочка сердца;
б) левого предсердия;
в) левого желудочка сердца;
г) правого предсердия.
Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
а) профаза;
б) метафаза;
в) анафаза;
г) телофаза.
Наука, изучающая клетку:
а) гистология;
б) морфология;
в) цитология;
г) эмбриология.
13. В отличие от малощетинковых, у многощетинковых червей имеются:
а) замкнутая кровеносная система, отсутствует полость тела, развитие без метаморфоза;
б) длинные многочисленные щетинки, параподии, развитие с метаморфозом;
в) развит кожно-мускульный мешок, пищеварительная система отсутствует;
г) замкнутая кровеносная система, длинные щитинки, развитие без метаморфоза.
14. Личиночная стадия ракообразных называется:
а) трохофора;
б) науплиус;
в) нимфа;
г) велигер.
15. Непостоянная температура тела земноводных – это результат:
а) малой подвижности;
б) слабого развития легких;
в) обитания в холодной воде;
г) снабжения почти всех органов смешанной кровью.
16. Кровеносная система рыб:
а) замкнутая, два круга кровообращения, двухкамерное сердце, в сердце только венозная кровь;
б) незамкнутая, двухкамерное сердце, в сердце венозная кровь;
в) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце артериальная кровь;
г) замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное, в сердце только венозная кровь;
17. К проходным рыбам, нерест которых происходит в реках и озерах, относятся:
а) каспийская минога;
б) европейский угорь;
в) нерка;
г) таймень.
18. К мягкотелым черепахам относятся:
а) болотная черепаха;
б) китайский трионикс;
в) суповая черепаха;
г) кожистая черепаха.
19. Впервые головной мозг, состоящий из 5 отделов, возникает у:
а) головоногих моллюсков;
б) круглоротых;
в) земноводных;
г) млекопитающих.
20. Дробление зиготы у птиц:
а) неравномерное;
б) дискоидальное;
в) полное;
г) частичное.
21. Рабочие особи муравьев – это:
а) бесплодные самцы;
б) бесплодные самки;
в) нормальные самцы, способные к размножению;
г) нормальные самки, способные к размножению.
22. Выделительная система насекомых представлена:
а) протонефридиями;
б) метанефридиями;
в) мальпигиевыми сосудами;
г) пронефрическими почками.
23. Корневищами размножаются:
а) пырей ползучий;
б) кукуруза;
в) картофель;
г) лук.
24. Спирогира – это:
а) грибы;
б) одноклеточный организм;
в) водоросль;
г) лишайник.
25. Цветок состоит из:
а) цветоножки, цветоложа, околоцветника, андроцея, гинецея;
б) цветоножки, цветоложа;
в) цветоложа, андроцея, гинецея;
г) околоцветника, андроцея, гинецея.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны :
Приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;
Приспособиться к возросшей силе тяжести;
Выработать механизм защиты от высыхания;
Изменить характер передвижения;
Усложнить органы чувств.
а)I, III, IV,V,II
б) I, II, IV, V, II
в) I, II, III, V, IV
г) I, II, III, IV, V.
Для земноводных характерны следующие признаки:
Имеется только легочное дыхание,
Наличие мочевого пузыря;
Продуктом выделения является мочевая кислота;
Для взрослых особей характерна линька;
Отсутствие грудной клетки.
а) II, V
б) I, III, V
в) II, IV, V
г) III, V, I, II
К лилейным относят такие растения как:
Лилия;
Майник;
Вороний глаз;
Тюльпан;
Кукуруза.
а) I, II, V
б) III, I, II, V
в) I, II, III, IV
г) II, IV, V, I
Семена не образуются у:
Водорослей;
Моховидных;
Папоротниковидных;
Плауновидных;
Голосеменных.
а) II, IV, II
б) I, II, III, IV
в) I, II, IV
г) II, I, II, V
5. Корни могут выполнять функции:
I. Образование почек;
II.Образование листьев;
III. Вегетативного размножения;
IV. Поглощения воды и минеральных веществ;
V. Синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II,III, IV
б) I,II, IV,V
в) I, III, IV, V
г) I, II, III, IV
6. Половое размножение характерно для:
I. Спирогиры;
II. Хламидомонады;
III. Хлореллы;
IV. Улотрикса;
V.Вольвокса.
а) II, III, I, V
б) I, II, IV, V
в) II, V, I
г) II, III, V, I
7. В первые дни космического полета у пилота происходят следующие изменения (патофизиология):
I. Головная боль;
II. Отечность ног;
III. Выход кальция из костей (деминерализация);
IV.Увеличение тонуса мышц- сгибателей.
а) I, II, III
б) I, IV
в) I, III
г) II, III, IV
8. В случае опасности ящерица ушастая круглоголовка :
I. Спасается бегством;
II. Принимает угрожающую позу;
III. Окрашивается под цвет субстрата и затаивается;
IV. Отбрасывает хвост;
V.«Тонет» в песке.
а) I, IV, II, V
б) II, III, IV, I
в) I, II, V
г) I, V, II
9. Пение соловья:
I. Привлекает самку своего вида;
II. Помогает разграничить индивидуальные участки самцов;
III. Отвлекает хищников от гнезда с насиживающей самкой;
IV. Способствует межвидовой экологической изоляции;
а)I, III, IV
б) II, IV, I
в) I, II, IV
г) II, III, IV
10. Плод- костянку имеют:
I. Персик;
II. Виноград;
III. Грецкий орех;
IV. Мандарин;
V. Барбарис.
a) I, II, IV,V
б) I, III, V
в) II, III, V
г) II, IV, V
Часть 3.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Стручок образуется у растений семейства бобовых.
У всех рыб имеется плавательный пузырь.
Заросток папоротника прикрепляется к почве с помощью корней.
У животной клетки, в отличие от растительной, имеется клеточный центр.
Крокодилы и черепахи не линяют.
Регуляция деятельности желез осуществляется нервной системой и некоторыми гормонами.
Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.
Органы выделения рыб – почки.
У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
Медиаторы отвечают за передвижение нервного импульса по нейрону.
Для простейших характерна только водная среда жизни.
Все простейшие, при питании, образуют пищеварительные вакуоли.
Простейшие размножаются путем продольного и поперечного деления надвое.
Для грибов характерно вегетативное, бесполое и половое размножение.
Все простейшие – одноклеточные животные.
Часть 4.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5 (по 2,5 балла за каждое тестовое задание).
Из предложенной информации выберите сведения о подсолнечнике.
Однодольное растение.
Двудольное растение.
Жизненная форма- дерево.
Жизненная форма- трава.
Имеет несколько деревянистых, ветвящихся у основания стволиков.
Из семени в течении одного сезона образуются вегетативные и репродуктивные органы, в конце вегетационного периода отмирает все растение.
Многолетнее растение.
Двулетнее растение.
Имеет трубчатые и ложноязычковые цветки, собранные в соцветие корзинка.
Имеет соцветие головку.
Имеет крупные одиночные цветки.
Теплолюбивое растение.
Холодостойкое растение.
Культурное растение.
Дикорастущее растение.
Имеет трубчатые и воронковидные цветки, собранные в соцветие корзинка.
Установите соответствие между органическим соединением (А-Д) и выполняемой им функцией (1-5).
Компонент клеточной стенки грибов А. Крахмал
Компонент клеточной стенки растений Б. Гликоген
Компонент клеточной стенки бактерий В. Целлюлоза
Запасной полисахарид растений Г. Муреин
Запасной полисахарид грибов Д. Хитин
МАТРИЦА ОТВЕТОВ
Школьной олимпиады по биологии 9 класс
Часть №1 25 баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Ответ | в | г | а | г | а | в | г | в | в | в | в | в | б | б | г | г | в | б | б | б | б | в | а | в | а |
Часть №2 20 баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | г | а | в | б | в | б | в | в | в | б |
Часть №3 15 баллов
4,6,7,9,13,14.
Часть №4 7,5 баллов
1.
2.
Функции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Соединения | Д | В | Г | А | Б |
Максимальное количество баллов – 67,5
Источник
Земноводные, или амфибии (от греч. amphi – с обеих сторон и греч. bios – жизнь) – класс типа хордовые, объединяющий животных, которые могут обитать как в воде, так и на суше. Это немногочисленный наиболее примитивный класс наземных позвоночных животных. Произошли земноводные от древних кистеперых рыб.
Для успешного изучения земноводных предлагаю начать с их классификации. Помните, что классификации это именно то, что раскладывает знания в голове “по полочкам”, относитесь к ним с должным вниманием.
Давайте перечислим ароморфозы, которыми сопровождалось появление земноводных.
Традиционно строение земноводных изучается на примере типичного представителя – лягушки озерной, ее мы возьмем за основу данной статьи.
- Покровы, опорно-двигательная система
Покров двуслойный, состоит из эпидермиса и дермы. Эпидермис снабжен густой капиллярной сетью, благодаря которой у лягушки возможен газообмен через кожу. Кожа голая, содержит большое количество желез: она должна быть постоянно увлажнена для интенсивного газообмена.
Около 65% всего кислорода поступает через увлажненную кожу. Увлажнение кожи крайне важно, рекомендую запомнить следующий факт: при пересыхании кожи лягушки газообмен в ней прекращается, и лягушка погибает от недостатка кислорода (гипоксии).
Особой окраской обладают ядовитые виды лягушек, их яркая окраска называется – предупреждающей. Съев такую, хищник серьезно пожалеет о своей оплошности, которая может закончиться летальным исходом. Поэтому животных с такой окраской хищники обычно не трогают.
Индейцы используют лягушек кокои (листолаз ужасный) для изготовления отравленных стрел: одна лягушки делает смертельным оружием около 50 стрел. Они готовят яд высушивая лягушку на костре и смазывая наконечники стрел выступающей на поверхности коже жидкостью – ядом.
Тело состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Передние конечности короче и слабее задних. Задние конечности служат для плавания, они удлинены и имеют плавательные перепонки между пальцами. Хорошо развита мышечная система: мышцы дифференцированы на отдельные пучки. В теле амфибий насчитывается до 350 мышц.
Скелет лягушки состоит из скелета головы, туловища, поясов конечностей и свободных конечностей. Скелеты поясов конечностей малоподвижны, в отличие от скелета свободной конечности, построенного по типу рычагов.
Имеются туловищный (7 позвонков) и хвостовой отделы позвоночника, доставшиеся земноводным еще от рыб. Однако появляются и новые отделы: крестцовый и шейный, оба содержащие по одному позвонку. Благодаря возникновению шейного отдела, у земноводных становится возможным поворот головы, что было невозможным для рыб.
В скелете особо необходимо выделить уростиль (от др.-греч. urá – «хвост» и stýlos – «палочка») – палочковидную кость, которая образуется в результате слияния тел хвостовых позвонков. Уростиль также называют хвостовой костью.
Скелеты поясов конечностей служат опорой для конечностей. В состав плечевого (переднего) пояса входят: лопатки, ключицы, вороньи кости (коракоиды), хрящи. Ребер нет, вследствие чего грудная клетка отсутствует, передний пояс лежит свободно в толще мышц, грудина не соединена при помощи ребер с позвоночником.
Пояс задних конечностей (тазовый) образован: подвздошными и седалищными костями, лобковым хрящом.
Скелет передней свободной конечности состоит из: плечевой кости, предплечья (образовано сросшимися лучевой и локтевой костями) и кисти (состоящей из запястья, пястья и фаланг пальцев).
Скелет задней свободной конечности образован бедром, голенью (состоит из сросшихся малоберцовой и большеберцовой костей), стопы (включает предплюсну, плюсну и фаланги пальцев).
- Пищеварительная система
Состоит из ротоглоточной полости, в которую открываются протоки слюнных желез, секрет которых предназначен только для смачивания и формирования пищевого кома. Слюнные железы впервые возникли именно у амфибий, и пока еще не участвуют в химической обработке пищи. Слюнные железы были и у насекомых, однако членистоногие – отдельная эволюционная ветвь, хордовые никаким образом не произошли от членистоногих 🙂
Имеются хоаны – внутренние носовые отверстия (ноздри – внешние), с помощью которых полость носа сообщается с полостью глотки. В ротоглоточную полость открываются также отверстия евстахиевых труб, которые соединяют полость среднего уха с ротоглоткой и уравнивают в них давление. Значительную часть места занимает липкий длинный язык, служащий для ловли добычи.
Короткий пищевод переходит в желудок, продолжающийся в тонкий кишечник, куда открываются протоки желчного пузыря, а также пищеварительных желез: печени и поджелудочной. Тонкая кишка переходит в толстую кишку, оканчивающуюся клоакой.
Клоака (от лат. cloaca – труба для стока нечистот) – расширенная часть задней кишки, куда открываются мочеточники и мочевой пузырь, половые протоки.
- Дыхательная система
У лягушки дыхание осуществляется двумя основными способами:
- Легочное дыхание
Легкие представленные тонкостенными мешками, стенка которых густо оплетена капиллярами, в которых происходит газообмен. Дыхательная поверхность легких невелика, они не способны полностью удовлетворить нуждам организма в кислороде, поэтому жизнь лягушки невозможна без кожного дыхания.
Воздух поступает в легкие и удаляется из них благодаря сокращениям мышц дна ротовой полости.
- Кожное дыхание
Осуществляется только при увлажненной коже, на поверхности которой растворяется кислород, после чего он проникает в капилляры кожи. Кожа помогает дышать лягушкам при погружении в воду: кислород поступает в кровь напрямую из воды.
При пересыхании кожи животное погибает, так как слабо развитые легкие не в состоянии обеспечить потребности организма в кислороде.
Также дыхание осуществляется эпителием, покрывающим ротовую полость, но это вносит незначительный вклад в процесс дыхания.
- Кровеносная система
Изменения в кровеносной системе земноводных, по сравнению с рыбами, обусловлены заменой жаберного дыхания на легочное. Сердце имеет 3 камеры: 2 предсердия и 1 желудочек, сердце более крупное. Возникает второй (легочный) круг кровообращения.
Правое предсердие заполнено венозной кровью, а левое – артериальной. Перегородка в желудочке отсутствует, кровь внутри него большей частью смешанная. Из-за смешения крови интенсивность метаболизма уменьшается, это делает невозможным поддержание постоянной температуры тела. Эритроциты у амфибий с ядрами, безъядерные эритроциты возникнут позже, у млекопитающих.
Земноводные относятся к пойкилотермным животным (от греч. poikilos – различный и therme – тепло) – холоднокровным животным, температура тела которых непостоянна и зависит напрямую от температуры окружающей среды.
Физиологически и анатомически сокращение сердца происходят таким образом, что более насыщенная кислородом артериальная кровь изгоняется из него в последнюю очередь и попадает в сонные артерии, идущие к головному мозгу. Таким образом, к головному мозгу направляется более насыщенная кислородом кровь, чем к остальным органам.
- Выделительная
Так же, как и у рыб, выделительная система амфибий состоит из парных первичных (туловищных) почек, называемых мезонефрос. В них фильтруются продукты обмена веществ, главным образом – мочевина.
По мере образования в почке мочи, она поступает в мочеточники, ведущие в клоаку. Попавшая в клоаку моча стекает в мочевой пузырь, через стенки которого осуществляется всасывание воды. При сокращении стенок мочевого пузыря концентрированная моча выводится в клоаку, откуда выбрасывается во внешнюю среду.
- Нервная система
Головной мозг земноводных отличается от мозга рыб полностью разделенным на два полушария и более развитым передним мозгом.
Мозжечок и средний мозг развиты гораздо слабее, так как земноводные малоподвижны и их движения относительно простые: они передвигаются по плоскости в “2D измерении”. Перемещение рыб в таком случае можно обозначить как в “3D измерении”. Это упрощенное, но вполне справедливое сравнение.
Свободные конечности земноводных позволяют им совершать более разнообразные движения в отличие от циклических поворотов плавников и тела у рыб.
Органы чувств земноводных адаптированы к наземному образу жизни. На суше возникает серьезная проблема, которой не было у рыб в воде – сухой воздух. Чтобы адаптироваться к нему у земноводных возникает подвижное веко и мигательная перепонка, движения которых смачивают поверхность глаза и препятствуют высыханию.
Меняется форма хрусталика. Если у рыб он был шарообразный, то у земноводных его форма становится более выпуклой (как и форма роговицы). Хрусталик приобретает форму двояковыпуклой линзы. Амфибии видят дальше рыб.
Однако аккомодация, настройка глаза на наилучшее видение объекта, остается на том же уровне, что и у рыб: достигается только за счет перемещения хрусталика вперед и назад. Эти перемещения помогает совершать особая ресничная мышца, возникшая у земноводных.
Наземная среда меняет и характер передачи звуков: теперь он передается через колебания воздуха. Если рыбам в воде было достаточно внутреннего уха для улавливания колебаний воды, то земноводным этого мало. У них впервые возникает среднее ухо, которое снабжено барабанной перепонкой, чувствительной к колебаниям воздуха.
Среднее ухо состоит из одной слуховой косточки – стремени. Евстахиева труба соединяет полость среднего уха с с ротглоточной полостью, служит для уравнивания давления между ними.
- Половая система
Лягушки раздельнополые животные, оплодотворение наружное. Размножение и начальные этапы развития земноводных происходят в воде, поэтому амфибий крайне редко можно встретить в засушливых местах, где водоемы отсутствуют.
Мужские половые железы представлены парными семенниками с отходящими от них семявыносящими протоками, которые впадают в мочеточники, открывающиеся в клоаку. Женские половые железы – яичники с отходящими от них яйцеводами, открывающимися в клоаку.
Во время оплодотворения самец удерживает самку сзади и надавливает передними конечностями на ее брюшко, что приводит к выметыванию икры. Эта икра сразу же оплодотворяется семенной жидкостью самца.
Развитие происходит с метаморфозом – значительной перестройкой большинства органов. Личиночная стадия лягушки еще раз подчеркивает эволюционные корни этого класса, а именно то, что земноводные произошли от рыб. Головастики требуют нашего особого внимания.
Головастик – личинка бесховстых земноводных. Развивается из оплодотворенной яйцеклетки, живет в воде.
Во многом строение головастика напоминает строение рыбы, что подтверждает родство классов земноводных и рыб. Головастик характеризуется следующими чертами:
По мере изучения вышеуказанных признаков становится очевидно, что предками земноводных являются кистеперые рыбы, обитавшие мелких континентальных водоемах. От кистеперых рыб произошли древние земноводные – стегоцефалы, появившиеся в конце девонского периода и вымершие вначале мезозоя.
Земноводные, как и все живые организмы, являются звеном в цепи питания (консументами). Они уничтожают многих кровососущих насекомых, а также насекомых, которые наносят вред культурным растениям.
Их яд используют для изготовления лекарств, так что не забудем отметить их медицинское значение. Лягушка – классический объект для лабораторных исследований, в таком качестве лягушки используются повсеместно, и благодаря им совершены тысячи открытий.
Источник